Агрессивный ребенок, что делать?
консультация (средняя группа)

Ишутина Валерия Дмитриевна

коесультация, что делать, если у тебя агрессивный ребенок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_peredvizhka_pro_agressiyu.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация психолога

«Агрессивный ребенок, что делать?

Агрессивный ребенок, что делать?

Признаки агрессивности:

  • По темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
  • По характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

  • Нарушение эмоционально-волевой сферы:
  • Неумение ребенка управлять своим поведением;
  • Недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
  • Неблагополучная семейная обстановка:
  • Отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • Нет единства требований к ребенку;
  • Ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • Трудности обучения.

Советы родителям

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например в сорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих .
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не является защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так  делаешь, ведь ты хороший!»
  • Практикуйте  эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возвратную агрессивность» и научиться быть гуманным и добрым.
  • Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; порвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит»
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениям, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: Если,  ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением ,объяснением, поощрением.

Несколько шагов по преодолению

агрессивного поведения у ребенка

Первый шаг – стимуляция гуманных чувств:

  • Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживания чувств неловкости, вины за агрессивное поведение;
  • Учите его не сваливать свою вину на других;
  • Развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

  • «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
  • «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»
  • Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.
  • Предложите помириться с обиженным ребенком ( «Мирись, мирись и больше не дерись…»).

Второй  шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:

  • Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

  • «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», « Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
  • Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
  • «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?» «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

Третий шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

  • Помогите агрессивному ребенку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребенка-жертвы, а не только собственное;
  • Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость на сочувствия к обиженным;
  • Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
  • Стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка-жертвы;
  • Чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
  • Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из к4онфликтной ситуации;
  • Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
  • Расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать;
  • Спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становиться сердитым, теряет над собой контроль;
  • Объясните ребенку, зачем необходимо и что означает « контролировать» собственную агрессию.

Например:

  • « Ты стукнул Веру потому, что…а еще почему?»
  • Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую мордочку у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребенку – жертве притеснения.)
  • «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»

Игры для агрессивных детей

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Минута шалости» (психологическая разгрузка).

Ведущий по определенному сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнала ведущего через 1-3 минуты завершает детские шалости.

«Добрые - злые кошки»  (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую – презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга»выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…» Ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает « злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу водящего дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Каратист» (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге»  происходит 2превращение»  ребенка в каратиста (движение ногами). Дети , стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят:» Сильнее, сильнее, сильнее…» Этим они помогают игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

«Боксер» (снятие физической агрессии)

Это вариант игры  «Каратист», проводиться он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

«Упрямый капризный ребенок» (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди изображают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…» Затем дети разбиваются на пары « родитель и ребенок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.

«Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница – фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать у упрямиться. Давай прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый ( этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии). 

«Клоуны» показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей сердито ругаться, называя друг на друга «овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей.

Взрослый руководит игрой, определенным сигналом обозначает начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей: «Когда клоуны научили детей ругаться «овощами и фруктами», но и ласково называть друг друга разными «цветами». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга различными «цветками»

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садиться на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней: Жужа, жужа, выходи, Жужа, жужа догони!

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала , тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

«Маленькое приведение» (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившейся гнев).

Ведущий. Будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будите делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопыренные) и произносит страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будите пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.

Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты . Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги свободно раскинуты.  Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо».

Когда ребенку удается выплескнуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку вместить агрессию на каклй-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Материал для беседы с родителями на тему: «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

Взрослые были проинформированы о том, что такое агрессия, каковы её причины  проявления, чем она опасна для ребенка или окружающих. Были  даны конкретные  советы и рекомендации, как пом...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Статья «Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»

laquo;Что такое агрессивность и как общаться с агрессивным ребенком»...