Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста
рабочая программа

Шибаева Татьяна Викторовна

Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_ms.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» города Смоленска

СОГЛАСОВАН

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 15»

(протокол от_______2021г. №__)

УТВЕРЖДЕН

приказом МБДОУ

«Детский сад № 15»

от _____________№ _____

Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста

                                                                                Музыкальный руководитель:  

                                                                                 Шибаева Татьяна Викторовна

                                      Пояснительная записка.

          Данная дополнительная образовательная программа направлена  на развитие музыкальных способностей и общее эстетическое  развитие детей

2-3 лет

        Развитие музыкальных способностей включает в себя несколько основных видов  деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах

       Работа по программе предполагает иные подходы к обучению со стороны педагога, преподаватель не учит и направляет учебный процесс, а живет на занятиях вместе с детьми, помогает им.

      Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе программы И.Каплуновой «Ладушки», И.Домогацкой «Развитие музыкальных способностей детей», Тютюниковой.Т «Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста»

     

    Новизна программы: 

  • интегрированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности : движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение)
  • использование на занятиях речевой гимнастики и дыхательных упражнений
  • дифференцированный подход (задания разной сложности для детей разного уровня развития и индивидуальных особенностей)

    Актуальность: обусловлена важностью развития музыкальных способностей при эстетическом  развитии и воспитании детей, выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

 

Особенность программы:  заключается в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя элементы разных видов деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах

  • Программа позволяет развивать индивидуальность ребенка, формировать эмоциональную  отзывчивость на музыку, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
  • Общение в группе позволяет развивать коммуникативные навыки.
  • Структура программы учитывает  потребности обучающихся в применение результатов в обычной жизни. Это выступления на концертах, праздниках, утренниках.

Цель программы: развивать музыкальные способности ребенка.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах
  • Учить  слушать музыку, давать ей характеристику

Развивающие:

  • Развитие творческой активности детей его природной музыкальности и музыкального слуха.
  • Развитие навыков общения и речевой моторики, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения
  • Развитие  самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
  • Развитие внимания и воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического восприятия окружающего мира
  • Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

данная образовательная программа  рассчитана на один год обучения. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 34 часам

Форма занятий: групповая, группа по 10-15 человек.

Основные  методы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Дидактические принципы построения и реализации программы:

  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип цикличности

Ожидаемые результаты и виды контроля

Планируемые результаты освоения детьми Рабочей программы

Ребенок 2 - 3 лет:

•  С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.

  • Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
  • Двигается в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

•  Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

  •  Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
  • Различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.

2.1. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

2-3 года

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические особенности детей – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:

- сенсомоторной потребности;

- потребности в эмоциональном контакте;

- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми.

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:

- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;

- повышенная эмоциональная возбудимость;  

- повышенная эмоциональная утомляемость.

Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами.

Третий год жизни — период интенсивных изменений в развитии ребенка: совершенствуются психические процессы, познавательная сфера, речь; движения становятся более уверенными и координированными; изменяется характер общения со взрослыми и сверстниками. В жизнь ребенка прочно входят сюжетно-ролевые игры, существенно обогащаются эмоции и чувства, развивается потребность в эстетических впечатлениях, художественных видах деятельности. Таким образом, задачами музыкального воспитания и развития детей третьего года жизни становятся:

  •  развитие устойчивого отношения к музыке и интереса к музыкально-исполнительской деятельности, воспитание потребности в восприятии музыки;
  •  продолжающееся обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
  •  активное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений ее выражения в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;
  •  активизация слуховой сосредоточенности, музыкальной памяти и музыкального мышления;
  •  развитие музыкально-исполнительской деятельности и элементарного детского творчества, способности к музыкальной импровизации;
  •  становление музыкальной субкультуры ребенка.

Содержание работы по музыкальному  развитию детей по возрастам

2-3 года

Задачи:

  • развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребности в восприятии музыки;
  • продолжать обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
  • активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умения ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;
  • активизировать слуховую сосредоточенность, музыкальную память и музыкальное мышление;
  • развивать музыкально-исполнительскую деятельность и элементарное детское творчество, способности к музыкальной импровизации;
  • способствовать становлению музыкальной субкультуры ребенка.

Что осваивают дети:

Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр.

Важно обогащать звуковой сенсорный опыт детей (опыт манипулирования с предметами, звукоизвлечения), умение сравнивать разные по звучанию предметы; развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах), элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому; создавать условии для экспериментирования со звуками в музыкально-дидактических играх и играх в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения.

Для развития  творчества воспитанников необходимо  обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.

                         Учебно- тематический план.

                                            I год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Тема 1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах.

2

Тема 2

Музыка и другие виды искусства

2

Тема 3

Мир детства в музыке.

5

Тема 4

Животные, птицы, рыбы в музыке.

6

Тема 5

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

7

Тема 6

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

6

Тема 7

Настроение, характер и чувства  человека в музыке.

6

ИТОГО:

34 часа

                           

                            Ожидаемые результаты:

Знать:

  • Что такое музыка, когда она появилась, истоки возникновения музыки. Роль музыки в повседневной жизни
  • Кого называют музыкантом, ого называют композитором, исполнителем, слушателем
  • Мифы разных народов о возникновении музыки(Орфей, Садко)
  • Знать правила игр

Уметь:

  • определять настроение и чувства человека в музыке
  • усвоить простейшие танцевальные движения, выполнять движения вместе с пением
  • ритмично хлопать в ладоши под музыку
  • выполнять солирующие роли
  • выполнять правила игр

                                           

                                     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. И это совсем не значит, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но учить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею-вп...

Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста.

полезный материал для музыкальных руководителей ДОУ, работающих в младших группах...

Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста

        Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. И это совсем не значит, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но учить его слушать, ...

Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста....

Статья по дошкольной педагогике на тему:"Основы правильного развития музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для ознакомления как родителей, так и воспитателей дошкольников, включая бабушек, дедушек и опекунов. В этой статье я рассказываю о необходимости правильного подхода к фор...

Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"

Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также...