Профилактика дискалькулии у дошкольников.
материал

Бабакова Юлия Юрьевна

Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий.  Как показывают исследования, для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_diskalkulii_u_doshkolnikov.docx852.31 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дискалькулии у дошкольников

 Подготовила воспитатель: Бабакова Ю.Ю.

Содержание

          I. Картотека игровых упражнений по профилактике вербальной дискалькулии...…………… ………………………..…………………………………..3-4

II. Методика обследования детей дошкольного возраста на предмет предрасположенности к дискалькулии...…………………………………………….4-10

III. Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………...…………….11-18

1.Картотека игровых упражнений по профилактике вербальной дискалькулии.

           Вербальная дискалькулия проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий.  Как показывают исследования, для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются: формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи; формирование понимания слов, обозначающих математические понятия; умение пользоваться математической терминологией. Работа по предупреждению дискалькулии включает также формирование пространственного восприятия; развитие зрительной и слуховой памяти; овладение лексико-грамматическим строем речи; развитие слухового восприятия; формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.


C:\Users\ubaba\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\09F2EEE3A1A8CF447291C883DC09FF4E\Изображение WhatsApp 2023-11-10 в 10.53.43_9accca91.jpg

1.Дидактическая игра «Формы» :цель учить детей выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.

2. Дидактическая игра «Направо-налево» : Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

3. Дидактическая игра «Большой, средний, маленький» Цель игры: Цель данной игры упражнять детей в умении сравнивать три предмета по величине, проговаривая большой, средний, маленький. Обогащать словарный запас.

4. Дидактическая игра «Волшебные палочки Кюизенера»
Цель игры: Развитие элементарных математических представлений на основе счета и измерения.Освоение ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).Освоение пространственно-количественных характеристик.Обучение детей пониманию поставленных задач и их самостоятельные решения.Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

2.Методика обследования детей дошкольного возраста на предмет предрасположенности к дискалькулии.

Методика комплексного изучения общефункциональных механизмов речевой деятельности в структуре формирования навыка счета у детей дошкольного и младшего школьного возраста Баряевой Л.Б., Кондратьевой С.Ю.

       Целью этой методики, является выявление факторов риска возникновения дискалькулии, определение значимых механизмов нарушений, характера соотношения вербальных и невербальных функций для возникновения того или иного вида дискалькулии. Методика включает такие направления, как: зрительный гнозис, пространственное восприятие особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса особенности речеслуховой и зрительной памяти особенности восприятия и воспроизведения ритма особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления особенности математического словаря количественные отношения чисел: автоматическое воспроизведение порядка следования чисел, установление отношения числа к его соседям, называние цифр, определение места числа среди других натуральных чисел, способ выполнения арифметических действий и др.

Зрительный гнозис: назови изображенные картинки, соедини животное с его тенью, найди такой же предмет, найди такой же предмет, найди такой же предмет, найди лишний предмет, назови из каких геометрических фигур состоит предмет, назови недорисованные части изображений, выбери недостающую часть картины, назови предметы, которые ты видишь, назови цифры, которые ты видишь, назови цифры  которые ты видишь, назови предметы которые ты видишь, назови геометрические фигуры которые ты видишь.

Пространственное восприятие:

 -Схема тела. Что находится выше голова или живот? Что ниже коленки или шея? Что выше нос или глаза? Что ниже лоб илиподбородок? Покажи левую руку. Покажи правое ухо.Давай встанем. Назови, что находится вверху? Что находится внизу? Что слева? Что справа? (те же вопросы при повороте).

-Рассмотри картинки. Покажи клоуна, расположенного слева. В какой руке он держит дудочку? Покажи клоуна, расположенного справа. На каком ботинке у него больше помпонов? В какой руке он держит тарелочки на шесте? На каком кармане у него нет пуговицы?

-Назови, кто стоит впереди ежа. Какое животное находится позади лягушки? Кто стоит после лисы? Кто находится перед волком? Кто стоит позади зайца?

- Нарисуй в левом верхнем углу квадрат, в правом нижнем углукрестик, в правом верхнем углу треугольник, в центре круг. Какой угол остался пустым?

Особенности ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса: дорисуй линии – обведи их по точкам, проведи линию по середине каждой дорожки не отрывая карандаш от бумаги, продолжи рисунки, посмотри на положение пальцев рук на картинке и повтори.

Особенности речеслуховой и зрительной памяти:

- Сейчас я буду произносить слова. Постарайся запомнить их и назвать: Стол, ум, осы, машина, окно.

- Сейчас я прочту предложение. Послушай его, запомни и повтори.

Вечером мы смотрели интересный фильм.

Ранней весной начинает зеленеть трава.

Девочка пошла в магазин покупать конфеты.

- Посмотри на цветок. Запомни его, а затем найди такой же среди других.

- Посмотри на рисунок из геометрических фигур. Запомни его, а затем найди такой же среди других.

- Посмотри внимательно на картинки. Запомни их расположение. Скажи, чего не стало? Какой картинки не хватает?

- Посмотри на карточку. Запомни расположение геометрических фигур, а затем нарисуй по памяти.

- Посмотри на рисунок. Запомни его и нарисуй по памяти.

- Внимательно посмотри на изображенные рисунки. Постарайся запомнить их, а затем назвать, какие предметы там были изображены.

- Посмотри на изображенную фигуру. Постарайся запомнить ее, а затем сложить такую же из палочек.

- Посмотри на изображенную фигуру. Постарайся запомнить ее, а затем сложить такую же из палочек.

- Посмотри на изображенную фигуру. Постарайся запомнить ее, а затем сложить такую же из палочек.

Особенности восприятия и воспроизведения ритма: 

-Посмотри на счетные палочки. Я сейчас буду ударами карандаша отстукивать ритм согласно расположению счетных палочек. Затем ты попробуешь отстучать ритм.

-Я сейчас буду отстукивать тебе ритм, а ты выберешь из нескольких вариантов, тот ритм, который услышал. Слушай внимательно.

-Посмотри на выложенные счетные палочки перед тобой и воспроизведи этот ритм.

- Я сейчас буду ударами карандаша отстукивать ритм ты внимательно слушай. Затем ты попробуешь отстучать его.

- Я сейчас буду отстукивать тебе ритм, а ты его запиши с помощью графических символов. Слушай внимательно.

Особенности наглядно-образного и словесно-логического мышления:

- Посмотри на картинку и найди 5 отличий.

- Посмотри на картинку и найди лишнее.

- Посмотри на картинку и найди лишнее.

- Кто где живет? Покажи домик каждого животного.

- Найди вещи для большого и маленького мишки.

- Раскрась мишку с флажком, но без шапки.

Автоматизированное воспроизведение порядка следования чисел:

- Посчитай всех животных на картинке.

- Соедини числа с подходящим количеством предметов.

Установление отношения числа к его соседям:

- Вставь пропущенные числа.

- Найди соседей чисел.

- Найди пропущенные числа.

Называние цифр:

-Назови все числа, которые видишь.

- Найди все числа на картинке.

Определения места числа среди других натуральных чисел:

-Определи место каждого животного.

- Найти место числа на числовой прямой.

 Способ выполнения арифметических действий:

- Реши примеры.

- Реши примеры и раскрась нужным цветом.


3.Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста .

Тема: Ах ты зимушка-зима.

Цель: закрепить знания детей по теме «Зима. Зимние забавы», используя математические задания, направленные на предупреждение и профилактику нарушений счётных навыков, формирование навыков речевого общения, связной речи.

Задачи: 

Образовательные:

  • Активизировать и расширять словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в ориентировке в пространстве. Закреплять понятия право-лево, вперёд-назад. 
  • Учить согласовывать имена существительные с прилагательными.
  • Закреплять понятия больше- меньше и соотносить их с количеством предметов, с числительными.
  • Учить отвечать на вопросы полными предложениями, подбирать слова-признаки и слова-действия. 
  • Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах «6».
  • Соотнесение количества предметов с цифрой.
  • Закрепление количественных и порядковых числительных, «Сколько всего?», «Который по счету?»
  • Совершенствование навыков сравнения множеств.

Развивающие:

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма,
  • Развивать умение координировать речь с движениями, общую  и мелкую моторику.
  • Развитие познавательной активности детей, закрепление элементарных математических представлений детей в игровой деятельности.
  • Закрепление формирования представлений о числах, навыков выражений количества через число.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции педагога.
  • Формирование субъектного проявления: навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • Воспитание у детей чувства сопереживания, желания оказать помощь сказочным героям.
  • Воспитание любви к природе, познавательного интереса ко всем временам года.

Интеграция областей:

  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие»,
  • «Физическое развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование: Игрушки снеговиков, магнитофон, запись звуков метели и шагов на снегу, демонстрационный материал(снеговики, снежные комки, метелки, морковки), карандаши, графические задания, картинки с изображением зимних примет.

Ход:

1.Логопед: Ребята прислушайтесь,  вы  ничего не слышите?(звучит фонограмма «Шум метели» и демонстрация видео «Метель» на экране)

Правильно- это ветер воет за окном, начался снегопад.

А что такое снегопад ? Скажите, пожалуйста, а почему на улице снегопад, какое время года наступило?

Дети: Зима.

Логопед:. Правильно. А как вы еще догадались, что к нам пришла зима.

Дети: Стало холодно, день короткий, мы надеваем теплую одежду.

Логопед: Правильно, а какие приметы зимы вы еще знаете? Давайте подойдем к доске и выберем картинки, на которых изображены приметы зимы.

  • Игра: «Найди картинку»

Цель: Развитие внимания. Закрепление знания примет зимы.

Логопед: А теперь назовите, что изображено на вашей картинке

  • Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, активизация словаря.

Составьте предложение начиная со слова «Зимой…».Н-р: «Зимой заяц становится белым». «Зимой люди надевают теплую одежду», «Зимой идет снег», «Зимой люди катаются на санках», «Зимой лепят снеговика».

Дети выбирают картинки с изображением зимних примет.

Логопед: Молодцы, правильно выбрали.

А теперь давайте поиграем в игру «Подбери слово» Я буду называть слово, а вы  будете называть слово- определение, отвечать на вопрос «Какая? Какое? Какой?»

  • Игра «Подбери признак»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Логопед:

1.Зимой погода какая?

2.Снег какой ?

3.Зимний день какой?

4.Деревья, кусты какие?

5.Зимой одежда какая?

6.Зайчик зимой какого цвета?

Логопед: Молодцы.

Логопед: Ребята ,а вы больше не слышите никаких звуков?(фонограмма «Шаги на снегу», видео )

Я слышу звук шагов, кто то  подходит к нашему саду и стучит в дверь. (фонограмма «Стук в дверь»,) Я посмотрю.

Воспитатель  приносит снеговика. (У снеговика грустное выражение лица)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на его лицо, как вы думаете, он веселый или грустный?

Дети : Грустный

Воспитатель: Как вы думаете, почему он грустит?

Предполагаемые догадки детей.

(Голос снеговика : « Мне очень холодно, уныло. Пришли ребята в лес, слепили меня из снега и ушли. Стоял я один в лесу и не знал, чем мне заняться )

Воспитатель: А как вы думаете, интересно играть, когда ты один?

Дети: Нет. Снеговик грустит потому, что у него нет друзей.

Воспитатель: Правильно. Может быть  мы постараемся и развеселим снеговика , слепим ему друзей.

      Речь с движением «Снеговик»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

Снег руками нагребаем,    ( Дети 2-мя руками изображают «нагребение» снега)

Лепим, лепим ком большой,  ( Дети идут по кругу друг за другом,                      изображая, что катят перед собой снежок.)

И еще раз нагребаем лепим, лепим

Ком другой                           (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)

Лепим руки, лепим ноги,     (Разводят руки в стороны, прыжком ноги в стороны)

Чтобы бегал по дороге,       (изображают бег на месте)

Лепим глазки, лепим бровки      

И длиннющий нос морковкой.  (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

Пока логопед с детьми выполняют движения, воспитатель выкладывает на магнитной доске изображения снеговиков.

Логопед: Посмотрите , Какого размера снеговик, который пришел к нам в гости?

Дети: Большой.

Логопед: Правильно. А какого размера, снеговики на доске.

Дети: Маленькие.

Логопед: Давайте поиграем  еще в одну игру. Я буду бросать вам снежок, называть  слово, которое обозначает большой предмет, а вы как будет звучать слово, когда предмет, маленький.

  • Игра «Назови ласково».

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Воспитатель: Какие вы молодцы, посмотрите  сколько снеговиков вы слепили.  Давайте посчитаем.

Дети: Снеговиков шесть.

Воспитатель: Правильно. А какой цифрой мы можем обозначить количество снеговиков? Почему.

Дети: Потому, что цифра «6» обозначает шесть предметов, а у нас шесть снеговиков.

Воспитатель: Найдите эту цифру и  поставьте рядом с ними.

Дети находя цифру и крепят рядом со снеговиками.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, все ли снеговики получились одинаковые?

  • Игра «Найди отличия».

Цель: Развитие зрительного внимания.

Воспитатель:  Снеговики очень веселые и очень любят по хулиганить. Сейчас они будут меняться местами, а вы должны вернуть их на место.

  • Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать произвольное внимание, краткосрочную память, воспитывать честность.

  • Игра «Какой по счету»

Цель: Закрепление порядкового счета.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, наш снеговик повеселел, ему нравится с нами играть. Давайте продолжим его учить играть в разные игры.

Воспитатель:  А  теперь давайте немного отдохнем и слепим снежки.

  • Пальчиковая игра  «Снежок»

«1,2,3,4 мы с тобой снежок слепили    (дети загибают пальцы на двух руках, на каждый счет 1 палец, начиная с большого)

Круглый, крепкий, очень гладкий,  ( показывают пальцами круг,затем сжимают  пальцы крепко, потом поглаживают руку об руку)

И совсем, совсем не сладкий.    (грозят пальцами)

Раз-подбросим,                          (подбрасывают воображаемый снежок)

Два-поймаем,                              («ловят» снежок двумя руками)

Три-уроним,                                 (двумя руками «бьют по коленям)

И сломаем..»                                   (хлопают по коленям)

Воспитатель: Посмотрите  сколько у нас маленьких снежков? (5)

А сколько больших(4)

Что мы можем сказать про количество снежков больших и маленьких?

Дети: Маленьких больше, чем больших.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы их стало поровну?

Дети: Можно добавить 1-большой.

Воспитатель: Сколько теперь стало снежков?

Дети: Поровну по пять.

Воспитатель: Давайте 1 маленький снежок подарим снеговику. Что тепреь мы можем сказать о количестве снежков? Что можно сделать,чтобы их снова стало поровну?

Дети: Убрать один маленький снежок.

Воспитатель:  Правильно, молодцы.

Воспитатель:Ребята посмотрите, наш снеговик опять загрустил . А знаете почему? В группе тепло и ему становится жарко,  что с ним может произойти?

Дети: Он может растаять, потому что снег в тепле тает.

Воспитатель: Надо проводить снеговика. Но вот беда. Когда он шел к нам в гости, на улице  была сильная метель, и снег засыпал дорожку. Давайте поможем снеговику, и покажем как ему добраться до леса.

  • Игра «Лабиринт»

Цель: учить детей видеть границы рисунка, вести линию, не отрывая карандаш от картинки; развивает мышление, глазомер, приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут "путешествия".

Воспитатель: Но вот беда снеговик путает «право и лево». Давайте покажем ему , что значит идти налево или направо.

      Игра «Право-лево»

Цель: Усваивать пространственные ориентировки между предметами. Закрепить умение детей определять направление от себя: впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу

Воспитатель:  Ну вот теперь мы можем проводить снеговика. Но мы не можем отпустить его без подарка.  Давайте нарисуем для него,  его портрет, чтобы в лесу ему не было грустно и одиноко.

  • Д\у «Нарисуй по точкам»

Цель: Развитие мелкой моторики.

Воспитатель: Ну вот ,ребята , подарок готов и мы можем проститься со снеговиком. А когда выйдем на улицу слепим еще одного, чтобы помнить о нашей с ним встрече.

C:\Users\ubaba\AppData\Local\Packages\5319275A.WhatsAppDesktop_cv1g1gvanyjgm\TempState\419EE836F207C09D92566FEAA14320D2\Изображение WhatsApp 2023-11-10 в 16.06.44_045b341c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

Виды работ по профилактике дискалькулии

Проведение занятитий с детьми старшей группы по вырабатыванию у них точного представления о графической структуре цифр, умение определять места числа в ряду натуральных чисел. Установление отношения ч...

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей....

Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников с задержкой психического развития

Профилактика, ранняя диагностика и коррекция нарушений счётных операций у детей имеет большое теоретическое и практическое значение, т.к. успешное овладение счётом и счётными операциями является одним...

Методические рекомендации для воспитателей:организация работы с дошкольниками по профилактике дискалькулии в ДОУ

Интерес к проблемам раннего выявления,предупреждения и коррекции специфических нарушений овладения счётной деятельностью у детей обусловлен тем,что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни...

Профилактика дискалькулии у старших дошкольников с ЗПР

ull;Дискалькулия – специфическое нарушение счетных навыков, обнаруживаемое на начальной стадии обучения счету....

Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие ...