Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья

Жидеева Елизавета Александровна

Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические.

Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. При выполнении знакомых математических заданий детям с общим недоразвитием речи требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста является важным аспектом, ребенку часто придется осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания, так как является основой для дальнейшего обучения в школе. Поэтому, данная тема очень актуальна в современном мире.

Определение, причины, симптоматика, классификация и профилактика  дискалькулии.

Среди нарушений овладения счетной деятельностью детей дошкольного возраста выделяется дискалькулия - специфические нарушения в овладении навыками счета, которые обнаруживаются на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия - следствие недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок становления данного навыка.

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

С. Ю. Кондратьевой дискалькулия определяется как «частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких специфических математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, интеллектуальной деятельностью и сенсорно-перцептивных функций и, с другой, "математической речи", приводящее к снижению уровня культуры познания математики».

В своих работах А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, М.В. Ипполитова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин, С.Л. Шапиро, Л.С. Цветкова в качестве основного фактора возникновения дискалькулии наряду с дислексией, дисграфией, называют психическую недостаточность, сенсорные нарушения, речевое недоразвитие.

А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, Т.В. Егорова, Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин одним из факторов возникновения дискалькулии называют наследственность. У большого количества родителей, дети которых имеют дискалькулию, выявлены психопатологические отклонения. Родители могут страдать алкоголизмом, депрессивными состояниями, психопатией, психологической неуравновешенностью.

На возникновение дискалькулии может повлиять наличие недоношенности, токсикозы беременности, родовая асфиксия, неполноценное питание, нарушенное психомоторное развитие в раннем возрасте, наличие инфекций или хронических заболеваний. Другая группа исследователей (Е.Г. Грущик-Колчинский, Ю.Г. Демьянов, В. Леви), связывает наличие дискалькулии с микросоциальной средой. По их данным, дети, имеющие искаженную семейную ситуацию, неполную семью, неадекватные детско-родительские отношения, чаще других имеют выраженную дискалькулию.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Существуют следующие симптомы дискалькулии у детей:

- недостаточное овладение математическим словарем;

- неправильно называние чисел;

- неточное представление о графической структуре цифр;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

- недостаточное знание состава числа;

- трудности усвоения правил образования числа;

- трудности установления отношения числа к её соседям;

- несформированность количественных отношений чисел;

- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

Механизмы дискалькулии обусловлены разнообразными причинами, что вызывает разногласия в их классификации. В соответствии с первой позицией дискалькулия обусловлена гностико-праксическими нарушениями. Пальцевый гнозис и праксис, конструктивная апраксия, вызывающие несформированность схемы тела, ведут к возникновению дискалькулии. Подобные нарушения имеют  патогенетическую форму, их сложно рассматривать в качестве доминирующего механизма дискалькулии, на что указано в работах А. Гермаковска, Р.И. Лалаевой, С.С. Мнухина и др.

 Вторая концепция разрабатывается в контексте общей школьной неуспеваемости. В соответствии с ней дискалькулия обусловлена рядом психологических нарушений развития. С точки зрения Г.М. Капустиной, К.С. Лебединской, С.С. Мнухина, в её основе лежит несформированность основных психических процессов, таких как мыслительные операции, память, внимание. В исследованиях А. Гермаковска, Р.И. Лалаевой, С.С. Мнухина, Л.С. Цветковой установлено, что дети, имеющие нарушения чтения, письма и счет, затрудняются воспроизводить автоматизированные ряды, не могут усвоить порядковый счёт, очерёдность дней недели и месяцев. Дети не могут выполнить сложные действия, в основе которых лежит воспроизведение нескольких последовательных операций, у них недостаточно развиты пространственные функции, нарушена пространственная ориентировка и восприятие.

Современные нейропсихологические исследования позволяют А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянову, А.Н. Корневу, Р.И. Лалаевой установить взаимосвязь дискалькулии и недостаточности развития речевых и неречевых психических функций, лежащую в основе третьей концепции. Трудности с овладением счетными операциями вызваны наличием системных нарушений речи, недоразвитием фонематической, лексико-грамматической стороны речи. Это препятствует овладению математическими понятиями, формированию математического словаря, восприятию текста задачи, правильному написанию цифр и записи примеров .

Классификации дискалькулий:

- врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

- первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова).

Наиболее распространенная классификация Л. Косч, которая включает вербальную, практогностическую, дислексическую, графическую, операциональную даскалькулию, наиболее соответствует целям профилактической работы.

вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением;

практогностическая дискалькулия: имеет место расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции;

дислексическая дискалькулия: нарушены чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, цвета, формы, величины, количества; нарушены пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая; не сформированы представления об образе математических знаков;

графическая дискалькулия: не сформированы умения записывать математические знаки и воспроизводить геометрические фигуры, нарушены ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике;

операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.

Профилактика вербальной дискалькулии предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Большое внимание исследователей привлекают вопросы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); дифференцированного подхода; поэтапного формирования умственных действий и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с нарушением  речи.

Таким образом, дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом. Так как дети с нарушением речи  имеют трудности с осуществлением сенсорно-перцептивной деятельности, они затрудняются выделять  пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на вербальном уровнях. Поэтому важно осуществлять профилактику дискалькулии, так как овладение ребенка математическими навыками поможет ему в дальнейшем обучении и усвоении школьных предметов.

Определение, этиология, симптоматика и классификация ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева  \также  придерживаются данной точки зрения. А.Н. Корнев отмечает, что среди детей довольно распространены состояния тотального недоразвития всей речевой системы. В логопедии они получили название «общего недоразвития речи» (ОНР).

ОНР может возникать вследствие сочетания генетических факторов с неблагоприятными внешними воздействиями. Часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга в ранние периоды развития ребенка. Нередко в анамнезе детей с ОНР отмечается наличие перинатальной энцефалопатии – внутриутробного и/или в период родов поражения мозга.

С учетом этиологии ОНР и клинических особенностей детей, Е.М. Мастюкова выделила три основные группы детей с ОНР.

1 группа – это дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т.е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи.

В анамнезе этих детей возможны лишь негрубые отклонения от нормы: не резко выраженный токсикоз 2-й половины беременности матери, недлительная асфиксия в родах, недоношенность, соматическая ослабленность в раннем периоде развития. Выраженных нарушений нервно-психической деятельности у этих детей нет. Однако со стороны неврологической симптоматики возможны малые дисфункции по типу нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточности со стороны тонкой моторики. В психическом облике детей отмечаются черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

2 группа - это дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. У детей могут отмечаться неврологические синдромы:

- гипертензионно-гидроцефальный: нарушены умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение; характерны головные боли и головокружения; быстрая истощаемость в деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная и эмоциональная расторможенность.

- церебрастенический синдром: эмоциональная неустойчивость, нарушение функций активного внимания, памяти. Синдром может сочетаться с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других случаях - преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

- синдромы двигательных расстройств: характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса (часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии).

- неврозоподобные синдромы могут проявляться в виде тиков мышц лица, преходящего или стойкого энуреза, субклинических эпилептических проявлений (судорожные реакции на высоте температуры, вязкость и инертность эмоциональных реакций и поведения, характерные изменения на ЭЭГ).

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения в усвоении математики.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

3 группа – это дети с моторной алалией - наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи.

При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период.

При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Поэтому синдром ОНР,  «включенный» в алалию, а также неврологические и психопатологические симптомы при алалии наиболее выражены. В каждом конкретном случае они имеют индивидуальные особенности. Алалия считается клиническим расстройством и имеет соответствующее описание в неврологической литературе. Для детей с моторной алалией характерны и психопатологические нарушения (расстройства внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения).

Для логопедов алалия – это, прежде всего, тяжелое нарушение формирования речи, и на первое место выступают симптомы языкового недоразвития детей. При алалии, как правило, наблюдается полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта, выражено недоразвитие всех сторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

При моторной алалии у детей не формируется динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у них со временем накапливается определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.

По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Вследствие чего она становится малопонятной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Также, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. (Ткаченко Т.А.). Помимо прочего, у этих детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. В результате, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

По мнению Е. Черкасовой, вследствие формирования речи с задержкой, вследствие недостаточности звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с общим недоразвитием речи нарушается полноценное взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева)

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. Отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. Звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Таким образом, понятие «общее недоразвитие речи», сформулированное в исследованиях Р.Е. Левиной и ряда других исследователей, не претерпело сколько-нибудь заметных изменений последние десятилетия. Проявления системных расстройств речевой деятельности у детей с ОНР различного патогенеза исследовали многие ученые (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Е.М. Мастюкова, С.Н. Шаховская и др.). Под общим недоразвитием речи в теоретической и методической литературе понимается нарушение речевой деятельности у детей, связанное с нарушением механизмов порождения и реализации высказывания.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормативно развитой речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной отмечается, что:

-  у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы

-  имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений

-  преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям страдает связная речь.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам» нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Таким образом, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что предрасположенность к дискалькулии встречается часто у детей дошкольного возраста, поэтому является актуальной темой в наши дни. Мы дали описание дискалькулии (причины, симптоматику, классификацию).

Также разобрали понятие общего недоразвития речи, узнали про три основные группы детей с ОНР, которые выделила Е.М. Мастюкова. По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. По мнению Е. Черкасовой, вследствие формирования речи с задержкой, вследствие недостаточности звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с общим недоразвитием речи нарушается полноценное взаимодействие с окружающим миром.

Разобрали психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР. Рассмотрели  данные исследований Т.Д. Барменковой. Также исследования Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Кожевниковой. Изучили три уровня речевого развития детей по Р.Е. Левиной. Рассмотрели четвертый уровень, который представлен в работах Т.Б. Филичевой. Было определено, что у детей с ОНР нарушен не только процесс речевого развития, но и формирование личности, которое определяется сложным взаимодействием таких факторов как, уровень речевого развития, микросоциальные условия.  Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

 

 
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика дискалькулии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические.

Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Одной из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. При выполнении знакомых математических заданий детям с общим недоразвитием речи требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор выполняемых действий, упрощение задания и часто полный совместный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста является важным аспектом, ребенку часто придется осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания, так как является основой для дальнейшего обучения в школе. Поэтому, данная тема очень актуальна в современном мире.

Определение, причины, симптоматика, классификация и профилактика  дискалькулии.

Среди нарушений овладения счетной деятельностью детей дошкольного возраста выделяется дискалькулия - специфические нарушения в овладении навыками счета, которые обнаруживаются на начальной стадии обучения счету. Дискалькулия - следствие недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок становления данного навыка.

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

С. Ю. Кондратьевой дискалькулия определяется как «частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких специфических математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, интеллектуальной деятельностью и сенсорно-перцептивных функций и, с другой, "математической речи", приводящее к снижению уровня культуры познания математики».

В своих работах А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, М.В. Ипполитова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин, С.Л. Шапиро, Л.С. Цветкова в качестве основного фактора возникновения дискалькулии наряду с дислексией, дисграфией, называют психическую недостаточность, сенсорные нарушения, речевое недоразвитие.

А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, Т.В. Егорова, Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин одним из факторов возникновения дискалькулии называют наследственность. У большого количества родителей, дети которых имеют дискалькулию, выявлены психопатологические отклонения. Родители могут страдать алкоголизмом, депрессивными состояниями, психопатией, психологической неуравновешенностью.

На возникновение дискалькулии может повлиять наличие недоношенности, токсикозы беременности, родовая асфиксия, неполноценное питание, нарушенное психомоторное развитие в раннем возрасте, наличие инфекций или хронических заболеваний. Другая группа исследователей (Е.Г. Грущик-Колчинский, Ю.Г. Демьянов, В. Леви), связывает наличие дискалькулии с микросоциальной средой. По их данным, дети, имеющие искаженную семейную ситуацию, неполную семью, неадекватные детско-родительские отношения, чаще других имеют выраженную дискалькулию.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Существуют следующие симптомы дискалькулии у детей:

- недостаточное овладение математическим словарем;

- неправильно называние чисел;

- неточное представление о графической структуре цифр;

- механическое воспроизведение порядка следования чисел;

- трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

- недостаточное знание состава числа;

- трудности усвоения правил образования числа;

- трудности установления отношения числа к её соседям;

- несформированность количественных отношений чисел;

- элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

- мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

Механизмы дискалькулии обусловлены разнообразными причинами, что вызывает разногласия в их классификации. В соответствии с первой позицией дискалькулия обусловлена гностико-праксическими нарушениями. Пальцевый гнозис и праксис, конструктивная апраксия, вызывающие несформированность схемы тела, ведут к возникновению дискалькулии. Подобные нарушения имеют  патогенетическую форму, их сложно рассматривать в качестве доминирующего механизма дискалькулии, на что указано в работах А. Гермаковска, Р.И. Лалаевой, С.С. Мнухина и др.

 Вторая концепция разрабатывается в контексте общей школьной неуспеваемости. В соответствии с ней дискалькулия обусловлена рядом психологических нарушений развития. С точки зрения Г.М. Капустиной, К.С. Лебединской, С.С. Мнухина, в её основе лежит несформированность основных психических процессов, таких как мыслительные операции, память, внимание. В исследованиях А. Гермаковска, Р.И. Лалаевой, С.С. Мнухина, Л.С. Цветковой установлено, что дети, имеющие нарушения чтения, письма и счет, затрудняются воспроизводить автоматизированные ряды, не могут усвоить порядковый счёт, очерёдность дней недели и месяцев. Дети не могут выполнить сложные действия, в основе которых лежит воспроизведение нескольких последовательных операций, у них недостаточно развиты пространственные функции, нарушена пространственная ориентировка и восприятие.

Современные нейропсихологические исследования позволяют А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянову, А.Н. Корневу, Р.И. Лалаевой установить взаимосвязь дискалькулии и недостаточности развития речевых и неречевых психических функций, лежащую в основе третьей концепции. Трудности с овладением счетными операциями вызваны наличием системных нарушений речи, недоразвитием фонематической, лексико-грамматической стороны речи. Это препятствует овладению математическими понятиями, формированию математического словаря, восприятию текста задачи, правильному написанию цифр и записи примеров .

Классификации дискалькулий:

- врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

- первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет, Дж. Айюриагерра, Л. С. Цветкова).

Наиболее распространенная классификация Л. Косч, которая включает вербальную, практогностическую, дислексическую, графическую, операциональную даскалькулию, наиболее соответствует целям профилактической работы.

- вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение математических понятий, цвета, формы, величины; не сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением;

- практогностическая дискалькулия: имеет место расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушены зрительно-пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, зрительно-двигательная координация; не сформированы логические операции;

- дислексическая дискалькулия: нарушены чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, цвета, формы, величины, количества; нарушены пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико-синтетическая; не сформированы представления об образе математических знаков;

- графическая дискалькулия: не сформированы умения записывать математические знаки и воспроизводить геометрические фигуры, нарушены ручная моторика, зрительно-двигательная координация, аналитико-синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике;

- операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико-синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико-грамматический строй речи.

Для детей дошкольного возраста важно как можно раньше выявить предрасположенность к возникновению дискалькулии и начать коррекционную работу по профилактике данного нарушения.

Профилактика вербальной дискалькулии предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Большое внимание исследователей привлекают вопросы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методика профилактики дискалькулии строится на основе следующих принципов: деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности); дифференцированного подхода; поэтапного формирования умственных действий и реализуется в рамках комплексного сопровождения дошкольников с нарушением  речи. 

Таким образом, дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом. Так как дети с нарушением речи  имеют трудности с осуществлением сенсорно-перцептивной деятельности, они затрудняются выделять  пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на вербальном уровнях. Поэтому важно осуществлять профилактику дискалькулии, так как овладение ребенка математическими навыками поможет ему в дальнейшем обучении и усвоении школьных предметов.

Определение, этиология, симптоматика и классификация ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева  \также  придерживаются данной точки зрения. А.Н. Корнев отмечает, что среди детей довольно распространены состояния тотального недоразвития всей речевой системы. В логопедии они получили название «общего недоразвития речи» (ОНР).

ОНР может возникать вследствие сочетания генетических факторов с неблагоприятными внешними воздействиями. Часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга в ранние периоды развития ребенка. Нередко в анамнезе детей с ОНР отмечается наличие перинатальной энцефалопатии – внутриутробного и/или в период родов поражения мозга.

С учетом этиологии ОНР и клинических особенностей детей, Е.М. Мастюкова выделила три основные группы детей с ОНР.

1 группа – это дети с неосложненным (клиническими проявлениями) дизонтогенетическим вариантом ОНР, т.е. в синдроме ОНР ярко выражены только симптомы недоразвития речи.

В анамнезе этих детей возможны лишь негрубые отклонения от нормы: не резко выраженный токсикоз 2-й половины беременности матери, недлительная асфиксия в родах, недоношенность, соматическая ослабленность в раннем периоде развития. Выраженных нарушений нервно-психической деятельности у этих детей нет. Однако со стороны неврологической симптоматики возможны малые дисфункции по типу нарушения регуляции мышечного тонуса, недостаточности со стороны тонкой моторики. В психическом облике детей отмечаются черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

2 группа - это дети с неблагополучным анамнезом, с осложненным вариантом ОНР церебрально-органического генеза. Недоразвитие речи у них сочетается с неврологическими и психопатологическими симптомами. У детей могут отмечаться неврологические синдромы:

- гипертензионно-гидроцефальный: нарушены умственная работоспособность, произвольная деятельность, поведение; характерны головные боли и головокружения; быстрая истощаемость в деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная и эмоциональная расторможенность.

- церебрастенический синдром: эмоциональная неустойчивость, нарушение функций активного внимания, памяти. Синдром может сочетаться с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; в других случаях - преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

- синдромы двигательных расстройств: характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса (часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии).

- неврозоподобные синдромы могут проявляться в виде тиков мышц лица, преходящего или стойкого энуреза, субклинических эпилептических проявлений (судорожные реакции на высоте температуры, вязкость и инертность эмоциональных реакций и поведения, характерные изменения на ЭЭГ).

Многие дети этой группы отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Для многих из них характерны нарушения общего и орального праксиса.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью. Исследование высших психических функций этих детей показывает локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Дети этой группы обычно испытывают выраженные затруднения в усвоении математики.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.

Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность. Эти дети обычно вялы и безынициативны, бездеятельны. Их деятельность носит непродуктивный характер.

3 группа – это дети с моторной алалией - наиболее стойким, резко выраженным, специфическим нарушением формирования речи.

При алалии недоразвитие речи (или её патологическое развитие) связано, прежде всего, с органическим поражением мозга ребенка в доречевой период.

При моторной алалии имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения. Поэтому синдром ОНР,  «включенный» в алалию, а также неврологические и психопатологические симптомы при алалии наиболее выражены. В каждом конкретном случае они имеют индивидуальные особенности. Алалия считается клиническим расстройством и имеет соответствующее описание в неврологической литературе. Для детей с моторной алалией характерны и психопатологические нарушения (расстройства внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения).

Для логопедов алалия – это, прежде всего, тяжелое нарушение формирования речи, и на первое место выступают симптомы языкового недоразвития детей. При алалии, как правило, наблюдается полное отсутствие спонтанной компенсации речевого дефекта, выражено недоразвитие всех сторон речи — фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

При моторной алалии у детей не формируется динамический речевой стереотип. Поэтому, несмотря на то, что у них со временем накапливается определенный набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.

По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3–4, а иногда к 5 годам. При этом понимание речи относительно благополучно, хотя сама речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Вследствие чего она становится малопонятной. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Также, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, ограниченные возможности распределения. Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. (Ткаченко Т.А.). Помимо прочего, у этих детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. В результате, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

По мнению Е. Черкасовой, вследствие формирования речи с задержкой, вследствие недостаточности звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с общим недоразвитием речи нарушается полноценное взаимодействие с окружающим миром. В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева)

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. Отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. Звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Таким образом, понятие «общее недоразвитие речи», сформулированное в исследованиях Р.Е. Левиной и ряда других исследователей, не претерпело сколько-нибудь заметных изменений последние десятилетия. Проявления системных расстройств речевой деятельности у детей с ОНР различного патогенеза исследовали многие ученые (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Е.М. Мастюкова, С.Н. Шаховская и др.). Под общим недоразвитием речи в теоретической и методической литературе понимается нарушение речевой деятельности у детей, связанное с нарушением механизмов порождения и реализации высказывания.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормативно развитой речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной отмечается, что:

-  у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы

-  имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений

-  преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме.

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям страдает связная речь.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам» нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Таким образом, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Таким образом, теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что предрасположенность к дискалькулии встречается часто у детей дошкольного возраста, поэтому является актуальной темой в наши дни. Мы дали описание дискалькулии (причины, симптоматику, классификацию).

Также разобрали понятие общего недоразвития речи, узнали про три основные группы детей с ОНР, которые выделила Е.М. Мастюкова. По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. По мнению Е. Черкасовой, вследствие формирования речи с задержкой, вследствие недостаточности звукопроизношения и отклонений в лексической и грамматических системах у детей с общим недоразвитием речи нарушается полноценное взаимодействие с окружающим миром.

Разобрали психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР. Рассмотрели  данные исследований Т.Д. Барменковой. Также исследования Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Кожевниковой. Изучили три уровня речевого развития детей по Р.Е. Левиной. Рассмотрели четвертый уровень, который представлен в работах Т.Б. Филичевой. Было определено, что у детей с ОНР нарушен не только процесс речевого развития, но и формирование личности, которое определяется сложным взаимодействием таких факторов как, уровень речевого развития, микросоциальные условия.  Личность ребенка с ОНР характеризуется специфическими особенностями, среди которых заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности, агрессивности разной степени выраженности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В своей работе я часто использую игровой набор "Дары Фребеля. Для профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи я подобрала развивающие игры и задания с использованием игрового...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...