ПРОЕКТ «Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи»
проект

Проект "Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи" поможет мамам и папам расширить свои знания в области педагогики, психологии и в других важнейших сферах, связанных с развитием и адаптацией ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»

ПРОЕКТ

«Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи»

C:\Users\Zver\Desktop\imagesе

Образова Елена Николаевна,

Учитель-логопед

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»

Коурдакова Татьяна Николаевна,

педагог-психолог

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»

2023

Введение

«Сегодня родителей приходится учить быть родителями!». В этом тезисе – идея, цель и основная задача проекта «Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи», направленного на создание в МБДОУ «ДСКВ №31 «Березка» принципиально новой практики организации просвещения родителей детей дошкольного возраста. Постепенно приходит понимание, что далеко не на все вопросы, касающиеся именно вашего ребенка, может дать ответ всесильный интернет. Гораздо продуктивнее оказывается консультация специалиста, с которым можно посоветоваться, обсудить свою проблему. Но традиционные формы родительского просвещения в виде лектория и семинаров уже не оправдывают себя. Необходимы такие способы организации поддержки родителей, которые бы максимально отвечали не только содержательным целям такого просвещения, но и были рассчитаны на новое поколение родителей, выросших в эпоху интерактивных коммуникаций.

Современные технологии предполагают сочетание как очных, так и дистанционных форм консультирования. Дистанционное консультирование, как и другие виды дистанционных услуг – это ответ специалистов на изменения условий жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации и электронной техники. Поэтому данный вид помощи имеет ряд преимуществ по сравнению со своими традиционными методами:

  • удобство и комфорт (экономия времени на дорогу);
  • запись видеотрансляции дает возможность последующего неоднократного просмотра консультации;
  • активизировать и включить родителей в коррекционно – развивающий процесс;

Мы рассматриваем дистанционное консультирование, как специфические отношения между людьми, позволяющие родителю увидеть проблемы развития своего ребенка, прийти к более ясному пониманию проблемы, определить с помощью специалиста пути коррекции (развития) ребенка и наравне со специалистом участвовать в процессе коррекции развития ребенка.

Проект «Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи» поможет мамам и папам расширить свои знания в области педагогики, психологии и в других важнейших сферах, связанных с развитием и адаптацией ребенка.

  1. Паспорт проекта

  1. Основные положения

Название проекта

«Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи»

Разработчик проекта

Образова Е.Н., учитель –логопед МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»

Коурдакова Т.Н., педагог-психолог учитель –логопед МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»

Участники проекта

Педагоги, родители

Нормативные и стратегические
документы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 10 августа 2021 г. N Р-183 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"

Ресурсное обеспечение проекта

(информационное и
материально-техническое
обеспечение)

Компьютерное оборудование, программное обеспечение, периферическое оборудование, канал связи, программно-методические, видео материалы, электронные образовательные ресурсы

Продукты проекта

Создание платформы дистанционного консультирования родителей воспитанников

  1. Цели и задачи проекта

Цель: создание информационного психолого-педагогического пространства, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции в сфере воспитания детей, получать знания в области возрастной психологии и педагогики, повышать культурный и образовательный уровень.

№п/п

Наименование задачи

Ожидаемые результаты

1

Развивать вариативные формы консультирования родителей

  • Расширение возможностей и предоставление выбора формы оказания психолого-педагогической помощи родителям дошкольников;
  • Освоение дистанционных форм работы;
  • Создание единого информационного пространства ДОУ и семьи.

2

Повысить родительские компетенции по вопросам воспитания, развития и обучения детей путем организации дистанционного консультирования узкопрофильными специалистами

  • Активизация личностного сознания родителей;
  • Увеличение запросов (обращений) к специалистам ДОУ;
  • Повышение показателей информированности родителей воспитанников;
  • Увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ за счет доступности оказания услуг;
  • Повышение качества взаимодействия в сфере «детский сад - семья».

3

Обеспечить непрерывность коррекционно-развивающего процесса вне зависимости от присутствия ребенка в ДОО.

  • Повышение эффективности воспитания за счёт роста профессионального мастерства педагогов и родителей, обновления форм и методов работы с детьми.

4

Повысить профессионализм специалистов, работающих с семьей в вопросах формирования родительских компетенций, ответственного родительства средствами дистанционного консультирования

  • Повышение педагогической компетентности и

реализация личностно-профессионального роста специалистов;

Картотека инструментария с возможностью использования в дистантной форме;

Накопление творческого инновационного материала.

Актуальность проекта

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных способов формирования и распространения психолого-педагогических знаний у населения является Интернет. Цифровой прогресс охватил и продолжает дальше развиваться во всех сферах нашей жизни. Область просвещения не стала исключением. В рассмотрении вопроса социальных сетей как средства психолого-педагогического просвещения родителей, необходимо отметить, что социальные сети становятся все более популярными и являются неотъемлемой частью каждой семьи в современном мире. Использование социальных сетей в целях просвещения обладает несомненным рядом преимуществ. Во-первых, родитель получает быстрый доступ к интересуемой информации, вне зависимости от местонахождения, во-вторых возможность подкрепления информации фото и видео материалами, в-третьих интерактивность и возможность оперативного получения обратной связи от специалиста. По нашему мнению еще одним ключевым «преимуществом» интернет просвещения перед устными выступлениями в том, что опубликованная в них информация всегда найдет своего адресата из-за большого охвата читательской аудитории»

Для выявления актуальности психолого-педагогического просвещения и в целом отношения родителей к дистанционному консультированию через социальные сети было проведено исследование методом опроса. В настоящем исследовании принимали участие шестьдесят родителей детей разных возрастов. В ходе исследования выявлено, что только 23 % родителей при возникновении вопросов, связанных с развитием, обучением и воспитанием детей, обращается за консультацией к специалистам, остальные 77% родителей рассматривают в качестве источника информации социальные сети и Интернет. Что еще раз подтверждает необходимость психолого-педагогического просвещения родителей с привлечением квалифицированного специалиста, используя наиболее актуальные и удобные способы, в частности дистанционное консультирование.

Таким образом, вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день дистанционное консультирование через социальные сети, играют ключевую роль в воздействии и пользуются большим доверием среди родителей. Также они дают возможность большей аудитории получить информацию от специалиста в любое удобное для них время. Данный процесс сопровождается с возможностью реализации ее на практике. Проведенное исследование продемонстрировало, что большинство родителей положительно относятся к Интернету, в частности к социальным сетям, в качестве средства психолого-педагогического просвещения, которые, в свою очередь, открывают новые возможности для специалистов, педагогов и психологов, в вопросе повышения психолого-педагогической грамотности у родителей.


Целевые группы и описание проблемы целевой группы

  1. Родители

Низкий уровень родительских компетенций и потребность в повышении компетенций в вопросах воспитания, в получении услуг узкопрофильных специалистов в дистанционном формате. Родителям( законным представителям) не предоставляется возможность выбора формы оказания психолого-педагогической помощи.

  1. Специалисты, работающие с целевой группой

Не разработан механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями (законными представителями) воспитанников с учетом реалий современного мира.

  1. План реализации проекта

Этапы

Реализация мероприятий

Первый этап - сентябрь
2023
Теоретико –
методологический и
подготовительно –
организационный этап

  • Формирование команды проекта;
  • Определение основных понятий, разработка теоретической модели повышения родительских компетенций, цели – ориентиры работы;
  • Подготовка и распространение информационных материалов о реализации проекта;
  • Анкетирование родителей. Разработка тематического плана консультаций (на основании запроса родителей);

Второй этап - октябрь 2023 –
апрель 2024
Практический этап

  • Разработка и реализация дистанционных консультаций: отбор содержания, логика подачи информации;
  • Разработка и запуск портала для родителей и специалистов;
  • Организация онлайн консультирования родителей.

Третий этап - Май 2024
Обобщающий этап

  • Обратная связь от участников проекта:

-родителей, получивших консультацию,

-от специалистов;

  • Оценка результатов и эффективности реализации проекта

- показатели, критерии, инструменты.

  1. Заключение

В решении задач оказания грамотной профессиональной помощи родителям воспитанников ДОУ, повышения их психолого-педагогической грамотности, поддержания психологического благополучия детей и родителей, развития гармоничных детско-родительских взаимоотношений в семье воспитанников может помочь организация дистанционного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников ДОУ.

Многие родители в силу своей загруженности на работе, либо педагога, не всегда могут своевременно получить консультацию специалиста, получить ответ на вопросы воспитания и обучения своего ребенка.

Помимо этого остро стоит вопрос заболеваний острыми респираторными заболеваниями среди часто болеющих детей. В период болезни ребенок с ОВЗ, тяжелыми нарушениями речи, а так же другими трудностями эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой сфер не может посещать коррекционно-развивающие занятия специалистов логопедов, психологов и других специалистов коррекционного профиля. Родитель может проводить занятия самостоятельно дома, используя рекомендации, полученные ранее или пользуясь онлайн-консультациями

Таким образом, при реализации данного проекта родителям нашего учреждения не придется откладывать и переносить важные дела, отрываться от работы, в рабочее время либо в обеденный перерыв выделять время для посещения специалиста, оставлять младшего ребенка на время консультации и т.д. Они будут иметь возможность «посетить специалиста» в удобное для них время, задать вопросы и получить ответы, не выходя из дома, что на наш взгляд, значительно расширит возможности и предоставит выбор формы оказания психолого-педагогической помощи родителям дошкольников..

Приложение 1

Что такое дистанционное консультирование, его возможности и преимущества

C:\Users\xderr\Downloads\

  1. Возраст вашего ребенка
  • от 2 до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 5 лет
  • от 5 до 6 лет
  • от 6 до 7 лет

  1. Пользуетесь ли Вы онлайн-консультациями?
  • Пользуюсь такими услугами
  • Еще не обращался, но по возможности обращусь
  • Не пользовался и сомневаюсь, что эффективно

  1. Как вы относитесь к дистанционному консультированию в детском саду?
  • хорошо
  • против
  • не задумывался

  1. Хотите ли Вы получать онлайн-консультацию в МБДОУ «ДСКВ №31 «Березка»?
  • да
  • нет
  • не задумывался

  1. Чтобы получить консультацию специалиста Вы придете в ДОУ или послушаете дома в режиме онлайн?
  • послушаю дома в режиме онлайн
  • приду в детский сад

  1. На какие вопросы Вы бы хотели получить онлайн-консультацию?

Ваш ответ:______________________________________________________________

Анкета для родителей по итогу проведения консультации

Уважаемые родители! Мы рады что вы воспользовались

онлайн-консультацией. Теперь мы просим вас поделиться впечатлением

Вы также можете задать вопросы, которые у вас появились, или

уточнить рекомендации.

Общее впечатление об онлайн-консультации___________________________

Что нового о здоровье и развитии ребенка вы узнали на консультации?

_________________________________________________________________

Что нового вы узнали о том, как надо общаться, заниматься и играть с ребенком?________________________________________________________

Какие рекомендации оказались наиболее полезны для вас как для родителя?

_________________________________________________________________

Насколько понятны были рекомендации специалистов?

_______________________________________________

На какие вопросы хотелось бы получить более исчерпывающий или

понятный ответ?

________________________________________________________________

Благодарим! До новых встреч!

Приложение 2

Мониторинг и оценка эффективности результатов внедрения технологии дистанционного консультирования.

Мониторинг – это измерение изменения объекта во времени. Проведение комплексного мониторинга позволит представить объективную картину эффективности внедрения технологии дистанционного консультирования и изменений, происходящих с участниками проекта.

Цель мониторинга – получение информации о текущем состоянии эффективности и результативности внедрения технологии дистанционного консультирования и динамике ее развития.

Объект мониторинга – технология дистанционного консультирования

Предмет мониторинга – эффективность внедрения технологии для повышения качества образовательных услуг.

Анализ результатов мониторинга по изучению удовлетворенности родителей качеством оказания консультационной помощи специалистов, с целью, выявления мнения законных представителей воспитанников о качестве практического опыта консультирования и о целесообразности создания модели дистанционного взаимодействия «Детский сад – семья» было проведено анкетирование родителей (законных представителей). В настоящем исследовании принимали участие шестьдесят родителей детей разных возрастов. В ходе исследования выявлено, что только 23 % родителей при возникновении вопросов, связанных с развитием, обучением и воспитанием детей, обращается за консультацией к специалистам, остальные 77% родителей рассматривают в качестве источника информации социальные сети и Интернет.

Диаграмма результатов мониторинга

Анализ содержания родительских отзывов после консультации показал, что все отзывы положительные, консультация воспринималась родителями как продуктивная в 100% случаев, рекомендации специалистов были оценены ими как вызывающие доверие и выполнимые.

Анализ отзывов специалистов позволил выделить важные требования, которые помогают провести удачную консультацию: когда родители удовлетворены рекомендациями и понимают свои дальнейшие действия относительно развития ребенка, а специалисты получили профессиональное удовлетворение от того, что были услышаны и помогли родителям повысить свои компетенции в вопросах воспитания и обучения.

Таким образом, создание модели дистанционного взаимодействия «детский сад – семья» значительно повышает участие родителей в воспитательно-образовательном процессе и позитивирует детско-родительские отношения.

Приложение 3

Для ознакомления и получения информации специалистов МБДОУ «ДСКВ №31 «Березка» пройдите по ссылке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи

Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы роди¬тель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытать...

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей с введением ФГОС

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федераль...

Семинар-практикум для педагогов. Детский календарь – инструмент нового формата взаимодействия ДОУ и семьи в развитии ребенка

Цель – освоение слушателями технологии «Детский календарь» для вовлечения родителей в образовательный процесс посредством печатного материала в рамках реализации ФГОС. Задачи:- ...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие педагогической культуры родителей или новое качество взаимодействия педагогов с семьями обучающихся»

-Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.- Обучить практическим приемам ,формам взаимодействия развития педагогической культуры се...

"Новый формат взаимодействия с дошкольниками"

Статья,.   2021 год, это год особенной эпидемиологической ситуации  в нашей стране, где дистанционное обучение стало актуальным и коснулось всех  сфер жизни нашего общества...

Новый формат взаимодействия всех членов образовательного процесса дошкольной организации

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения.     ...

Программа сотрудничества с родителями «Новые формы взаимодействия ДОУ и семьи»

Актуальность  данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты детского сада создают оптимальн...