Технологическая карта учебного мероприятия
план-конспект занятия (старшая группа)

Лаптева Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Томский государственный университет»

Проектная работа

Технологическая карта учебного/организационного мероприятия

Интегрированное занятие «Кузьминки»

с использованием цифрового инструмента

                          Выполнила: Лаптева Ирина Юрьевна

       воспитатель по ИЗО                    

Томск – 2022


Мое задание с использованием цифрового инструмента

Название предмета/организационного мероприятия:

 Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Образовательные области: художественное творчество и музыкальное развитие.

Название задания/мероприятия:

 Игры с использованием виртуальной доски Jamboard: «Собери избу», «Накрой стол посудой с хохломской росписью»

Какой (ие) навык/умение/знание проверяет или формирует данное задание (результат(ы) обучения). Какие цели реализует данное организационное мероприятие?

 Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с фольклорным праздником «Кузьминки».

Задание формирует навык работы на виртуальной доске, повышает интерес к народным умельцам, декоративному промыслу.

Используемый цифровой инструмент:

 Виртуальная доска Jamboard, гугол -сервисы, ментальная карта для оценивания педагогами.

Индивидуальное/групповое:

 Организованная образовательная деятельность группового занятия.

Cценарий / алгоритм задания/организационного мероприятия:

1.Сценарий интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Кузьминки»

 Образовательные области: художественное творчество и музыкальное развитие.

 Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с фольклорным праздником «Кузьминки».

 Задачи:

  • Закреплять навыки работы на интерактивной доске j;
  • Развивать у детей чувство ритма при игре на ложках;
  • Закреплять навык игры на музыкальных инструментах, совершенствовать умение ритмично и слаженно играть в оркестре;
  • Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением;
  • Обобщать у детей знания о народных промыслах;
  • Закреплять умение создавать композицию на силуэтных предметах по мотивам хохломской росписи;
  • Воспитывать любовь к народной культуре и уважение к труду народных умельцев.

Дидактический материал:

  1. Демонстрационный: изделия народных промыслов (хохломская посуда, музыкальные инструменты), ширма для кукольного театра, Царь – кукла бибабо,
  2. Раздаточный: деревянные ложки, инструменты (бубны, трещотки), бумажные силуэты ложек, гуашь (красная, зеленая), тычки, кисти, черные фломастеры, стаканчики с водой, салфетки.

Оборудование: интерактивная доска с пером, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий.

Ведущие: Мастерица – воспитатель ИЗО, Сказочница – музыкальный руководитель.

Ход занятия:

Мастерица: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 14 ноября на Руси отмечался праздник кузнецов, ремесленников и рукодельниц. Его называли «Кузьминки». В этот день устраивали базары, где торговали ремесленники и рукодельницы. После ярмарки накрывали большие столы, угощались и веселились от души.

 - Ребята, вы знаете, что такое ремесло? (так раньше называлась профессия)

 - Какие ремесла вы знаете? (ответы детей)

(Мужские ремесла: столяры, плотники, кузнецы, резчики по дереву и др. А женщины занимались рукоделием: плели кружева, вышивали крестиком, вязали, пряли пряжу, ткали, шили.)

- А знаете ли вы пословицы и поговорки про этот праздник?

(«Кузьминки – первая встреча зимы», «Кузьминки – об осени поминки», «Козьма-Дамиан – кузнец кует лед на земле и на водах»)

Входит Сказочница

Сказочница: Здравствуйте!

        Сядьте рядышком, ребятки,

        Вам сегодня расскажу

Без утайки, по порядку

Сказку. Все вам доложу.

В одной сказочной стране,

Старорусской стороне.

Жил-был царь Долдон.

Всегда за модой гнался он.

Царь: Здравствуйте, здравствуйте все!

        Нынче мода повернулась к старине.

        Во дворце не модно жить,

Избу надобно срубить.

И решил я дело смело:

В город свез я мастеров

Со всей Руси людей умелых,

Тех, кто знает ремесло.

Кто избу царскую мне срубит?

Кто для царя построит дом?

Сказочница: Коль дом построить тебе нужно,

        Сюда мы плотников зовем.

Наши прадеды любовно

Топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали,

Песню громко запевали.

Игра для мальчиков: «Собери избу» (интерактивная доска)

Задание: мальчики при помощи интерактивного пера собирают избы по образцу из элементов (стены, крыши, окна).

Царь: Ставеньки узорные,

Тонкая резьба –

До чего ж просторная

Русская изба.

Сказочница: Столяры да плотники –

Отличные работники:

Избу ловко так срубили

И про мебель не забыли.

Столы есть?

 Царь: Есть.

Сказочница: Лавки есть?

Царь: Есть, где царю можно присесть!

И ковры, и скатерти есть!

Ну а где добыть посуду,

Покрасивей бы не худо?

Сказочница: Царь-батюшка, гляди:

Мастерицы к нам пришли

И посуду принесли.

Выходят девочки с хохломской посудой

  1. Посуда наша для щей и каши,

                Не бьется, не ломается,

                Порче никакой не подвергается.

  1. А вот плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Царь: Откуда посуда?

Мастерицы (хором): К вам приехала сама

Золотая хохлома!

Царь: Хочу, чтоб стол царя

Украшала хохлома.

Игра для девочек: «Кто скорей накроет стол»

 (интерактивная доска)

Задание: Выбрать из шкафа посуду только с хохломской росписью и «поставить» на стол.

Царь: Красота-а, лепота-а! А приборы-то где? 

Негоже царю-батюшке руками кушать!

Сказочница: Мастерица, помогай, из беды выручай.

Мастерская - РОСПИСЬ ЛОЖЕК - ВЫСТАВКА

Мастерица: Ребята, проходите в мастерскую, занимайте места, будем украшать ложки хохломской росписью.

- Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому художники из деревни Хохлома украшали даже деревянную посуду. Посмотрите, как ярко раскрашены деревянные изделия.  Давайте вспомним, чем отличается хохломская роспись от других. Какие элементы вы знаете? (веточка, ягоды, листочки, цветы, завитки, усики, сочетание золотого, красного и черного цветов)

Воспитатель  изо обращает внимание на бумажные силуэты ложек и предлагает украсить их яркими ягодками с листиками и завитками, напоминает о правилах работы с тычками, как нарисовать листик при помощи «примакивания» оказывает помощь при затруднении, проговаривает пословицы.

  • Не будет скуки, когда заняты руки.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Делаешь наспех- делаешь на смех.
  • Хорошая работа два века живет.

После окончания работы воспитатель предлагает полюбоваться рисунками и украсить стол с выставкой посуды.

Царь: Ну, молодцы! Угодили царю.

        Всех за работу хвалю.

За такой стол сесть не стыдно.

Нет лишь музыки, обидно.

Сказочница: А ложки деревянные, звонкие забавные?

 Выходят мальчики с ложками

1 Ложки резали мы сами

Из березы, из ольхи,

Их любовно расписали,

А на ручках – петухи.

2 Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент –

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент.

Русская народная мелодия «Ах вы, сени» (дети исполняют мелодию на ложках, используя различные приемы игры по показу Сказочницы. Царь приплясывает и подпевает).

Царь: Ох, меня вы накормили и потешили меня

Сейчас поеду на охоту. Эй, подайте мне коня!

Сказочница: Царь Долдон, вот незадача –

                Расковался жеребец.

 Царь: Срочно кузнеца найдите,

Иль подкуйте, наконец!

Оркестр  - Дети исполняют на инструментах рнп «Во кузнице»

Физминутка по показу «Кузнец-молодец»

— Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего не подковать!

Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово!

Ставят одну руку в бок,

Другую.

Прыгают на одной ноге.

Опускают ногу на пятку.

Разводят руки в стороны через низ.

Одна ладонь вперед,

Вторая ладонь.

Стучат кулачками.

Показывают «класс»

Царь: Велика Россия наша

        И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Сказочница: Вот и кончился наш сказ

        Про мастеров России нашей,

Про Долдона и про нас.

Царь: А теперь, честной народ,

        Становись-ка в хоровод.

Хоровод по схемам для «Орнаментального хоровода» под русскую народную мелодию 

Мастерица: Ребята, понравился вам праздник «Кузьминки»? А что больше всего? (ответы детей) Приходите к нам еще. До свидания!

Дети уходят под музыку.

2.Инструкция для воспитателей по алгоритму создания заданий (лист1,2 на доске Jamboard).

-Перейти в раздел онлайн-досок Jamboard, если система потребует, войдите в свой гугл-аккаунт

-В нижнем правом углу нажмите «+» и создайте новую доску, дайте ей название

-Используя инстукцию по работе с Jamboard, оформите свою страницу. Добавьте на странице текст и изображение, схемы из фигур.

-В настройках доступа предоставьте доступ для просмотра по ссылке ( Разрешить всем у кого есть ссылка).

 Инструкция для ученика/участника

 Инструкция для воспитанников.  (лист 3 на доске Jamboard).

Оценивание проводится на доске с изображением яблони. Дети оценивают свою работу на занятии по критериям: красное спелое яблочко помещают на дерево если все сделать удалось; если что-то не получилось – зеленое кислое яблочко.

 

 

Как мы оцениванием выполненное задание/как фиксируем участие в мероприятии

 Инструкция для педагогов использование ментальной карты (цифровой инструмент Mindomo) для оценивания проведенного занятия. Воспитатели пишут в карте положительные или отрицательные моменты, затем идет обсуждение.

Инструкция

1. Перейдите на сайт Mindomo  и пройдите регистрацию
2. Создайте новую пустую карту, дайте ей название
3. Используя инструкцию по работе с Mindomo, оформите карту трех уровней. Центрально используйте любое из понятий, например, "Цифровые инструменты педагога". Попробуйте разложить это понятие по категориям. 
4. Добавьте к понятиям изображения, гиперссылки, пояснения, видеоролики 
5. В настройках доступа предоставьте доступ для просмотра по ссылке (Разрешить всем, у кого есть ссылка), в качестве ответа на задание прикрепите данную ссылку

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия с использованием дистанционных образовательных технологий

Данная методическая разработка направлена на ознакомление детей с основным документом о правах ребенка , изложенном в Конвенции ООН , способствовут формированию правовой грамотности у детей дошкольног...

Технологическая карта учебной деятельности

Надеюсь мои технологические карты помогут для воспитателей...

Технологическая карта учебной деятельности воспитателя средней группы по математике

Сдесь написано несколько технологических карт учебной деятельности для воспитателя средней группы по математике...

Технологическая карта учебной деятельности.

Для воспитателей детских садов....

Технологическая карта учебного занятия по формированию элементарных математических познаний в старшей группе

Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....

Технологическая карта учебно-тренировочного занятия по спортивной гимнастике. Группа начальной подготовки первого года обучения. Девочки 6-7лет

Технологическая карта учебно-тренировочного занятия по спортивной гимнастике для девочек 6-7 лет группы начальной подготовки первого года обучения разработана  с учетом требований предпрофессиона...

Квест «Весенние хлопоты» (Технологическая карта проведения мероприятия)

Квест проводился  в рамках районного фестиваля "Призвание воспитатель". Рассчитан на детей старшего дошкольного возраста....