«Коррекция зеркального письма»
консультация (подготовительная группа)
Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно- временных представлений. В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций! Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 98.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Коррекция зеркального письма»
Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами — сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!
Левшество — это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился. Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно- временных представлений. В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций! Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период. Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево- право до 6-7 лет! Возьмите за правило, каждый день вносить хоть какой-то вклад в решение проблемы. Чем активнее взрослые будут помогать ребенку, тем быстрее достигните максимального результата!
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:
- воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
- сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
- обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
- развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
- расширение поля зрения ребенка.
- развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
поиск букв, наложенных друг на друга.
выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0). Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально). Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху- вниз).
Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу. Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать). Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ. И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.
Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью. Если ребенок пишет зеркально… Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании. На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево». Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.
Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек. Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке. — нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру). — рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе) — купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия. — попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов. Не забывайте, что работа должна быть комплексной.
Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как…, а после того как…; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.? Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте. Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д. Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать). Работайте над листом — где верх листа, где низ? Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.
Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась. Само по себе зеркальное письмо проходит редко. Просто исправлять и ругать за то, что опять написал неправильно — бесполезно.
Практика показывает, что только комплексный подход к проблеме дает положительные результаты. Не ленитесь и все получится! У кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но обязательно получится!
НАЙДИ БУКВУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв. Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...
Памятка для родителей “Профилактика и коррекция зеркального письма у детей подготовительной к школе группы”.
Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр....
коррекция зеркального письма
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии....

Памятка для родителей "Профилактика и коррекция зеркального письма у детей подготовительной к школе группы"
Зеркальное написание — как с ним справиться? Часто родители задают такой вопрос: «Мой ребенок пишет все (некоторые) буквы (цифры) зеркально (в другую сторону). Что делать?»На самом д...
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале. Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, чт...




