Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
консультация по развитию речи

Тверитина Наталия Николаевна

Целью и задачей данной публикации является знакомство педагогов и родителей с методами развития речи детей дошкольников через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_k_razvitiyu_rechi_detey.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы

к речевому развитию детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности

 

1.        Речь – особая деятельность, существующая в двух формах: диалогическая и монологическая и являющаяся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности.

2. Это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет несколько функций:

- коммуникативную;

- познавательную;

- регулирующую

- планирующую.

3Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

4.Реализуя цель развития речи детей  ставим перед собой следующие задачи:

 - развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

- формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи ;

- ознакомление с художественной литературой;

 - подготовка детей к обучению грамоте.

       Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

5. Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которой  его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.

Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. 

6.Основные направления речевой работы в театральной деятельности:

Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
 - Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения.
- Развитие сценического мастерства и речевой   деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Содержание деятельности:

• Артикуляционная гимнастика;

• Чистоговорки и скороговорки;

• Упражнения на воображение;

• Упражнения на имитацию движений;

• Упражнения на активизацию словарного запаса;

• Упражнения на интонационную выразительность;

• Упражнения на формирование разговорной речи;

• Упражнения на речевое дыхание;

• Игры со словами и без слов.

Подвижные игры с героями:

• Этюды;

• Инсценирование сказок;

• Показ театрализованных представлений.

Работа по организации театрализованной игры проводится  в три этапа:

-Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

-Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций ( «сценарист», «оформитель», «костюмер»).

-Самостоятельная, творческая деятельность детей.

6.Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства  – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза.

        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Сценические диалоги идеальные, «правильные», логические, эмоциональные. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

7.Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

-  игры – драматизации;

- режиссерские игры.

      

8  В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.  

 Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

      

   Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди».Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

   Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

   Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

 9.  В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер», управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности.

 К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

    Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

10В дошкольной педагогической деятельности для развития речи детей можно выделить разнообразные виды театра такие, как:

• настольный театр;

• стендовый;

• верховой;

• наручный;

• напольный;

• театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды.

Подробнее о каждом из них.

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Настольный театр в детском саду:

• Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

• Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.

• Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

• Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого вида деятельности потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

• Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

• Теневой театр в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань, фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана, картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

• В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

• Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

• Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

• пальчиковый;

• перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

• театр масок;

• театр кукол-великанов.

Последнийпроводится чаще всего, как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей. Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Методы организации театрализованной деятельности

При организации театрализованной деятельности используются общиеметоды руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр также применяются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Из словесных методов можно использовать такие, как: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Виды занятий по театрализованной деятельности

Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого урока в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:

  • Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.
  • Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.
  • Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли), и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).
  • Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
  • Занятие по экологии. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета для детей средней группы о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики.

Приёмы для занятий театральной деятельностью

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

  • Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.
  • Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
  • Беседы о театре. Приём, который используется уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).
  • Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.
  • Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с первой младшей группы. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.
  • Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.
  • Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

Как мотивировать детей

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

  • Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.
  • Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»?, «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.
  • Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).

Младшая группа

  • Учить интонационно вырПриучать слушать рассказ, используя наглядное изображение: инсценировка сказки на фланелеграфе.
  • Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста.
  • Обучение имитационным движениям, звукоподражанию.
  • Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.
  • Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Средняя группа

  • Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.зительно проговаривать фразы.
  • Развивать воображение, выразительность жестов.
  • Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.

Старшаягруппа

  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
  • Развивать внимание и образную память.
  • Закреплять выразительные приёмы создания образа своего героя в процессе инсценировок.
  • Учить изготавливать декорации в форме рисунков

подготовительная

  • Расширять словарный запас и развивать память.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать образные исполнительские умения.
  • Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.

Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности.

Временной план занятия

Как и любое другое занятие в детском саду, театрализованная деятельность тщательно планируется, а также строго учитывается время, отведённое на каждый из элементов работы. Следует обратить внимание, что структура занятия в младших и в средней группе будет немного отличаться от старших.

  1. Введение в тему (или актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. Этот этап включает применение мотивационных приёмов, подходящих для возраста подопечных. Так, беседа в первой младшей группе не может быть единственным мотивационным приёмом, её необходимо дополнить каким-то наглядным материалом. В то время как для воспитанников подготовительной группы вопросно-ответной формы актуализации опорных знаний будет достаточно.
  2. Основная часть занятия (работа с текстом, наглядным материалом, игры, инсценировки) — 20–25 минут. Время на основной этап рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для младших ребят занятие должно длиться не более 25 минут, для старших — 30–35 минут. В основной этап работы над темой также входит физкультминутка, если занятие не предполагает, что ребята будут интенсивно двигаться (например, в процессе игр).
  3. Заключительный этап — 2–3 минуты. Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением малышей), а в старших группах и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива в целом.
  4. Заключение

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…»

Б. М. Теплов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ".

Формирование речи - трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения....

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

«Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».

Краткая аннотация: Автор предлагает педагогам подходить творчески к вокально-хоровой работе с дошкольниками и искать новые интересные подходы к данному виду деятельности. В статье представлены авторск...

Консультация для воспитателей "Современные подходы к речевому развитию детей"

              Известный педагог В. А.Сухомлинский сказал:               «Чем ...

Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К...

Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В статье рассказывается об использовании физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на решение задач укрепления физического здоровья учащихся с ОВЗ, повышение потенциала (ресурсов) здоровь...

Консультация для педагогов «Нетрадиционный подход к речевому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Слайд 2 Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной...