«Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».
статья (подготовительная группа)

Римма Шепилова

Краткая аннотация: Автор предлагает педагогам подходить творчески к вокально-хоровой работе с дошкольниками и искать новые интересные подходы к данному виду деятельности. В статье представлены авторские музыкально-дидактические игры, которые развивают интонационный, звуковысотный слух, чувство ритма, умение работать в ансамбле, слушать и слышать друг друга.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».

Шепилова Римма Григорьевна –музыкальный руководитель высшей категории

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №188 «Степашка»

445046, г.Тольятти, ул. Автостроителей, д.51

Тел. 8(846 2) 600-217

 e-mail: metod188@pdlada.ru

Ключевые слова: музыкальное развитие, интонационный слух, вокально-хоровая работа, голосовой аппарат.

Краткая аннотация: Автор предлагает педагогам подходить творчески к вокально-хоровой работе с дошкольниками и искать новые интересные подходы к данному виду деятельности. В статье представлены авторские музыкально-дидактические игры, которые развивают интонационный, звуковысотный слух, чувство ритма, умение работать в ансамбле, слушать и слышать друг друга.

«Все начинается с детства» - В. Сухомлинский

Еще совсем недавно жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Это были потешки, частушки, колыбельные. Когда ребенок становился старше, в его жизни появлялись шуточные, лирические, трудовые песни. И даже в дворянских семьях отводили особую роль эстетическому воспитанию ребенка

Но в современное время, отношение к культурным традициям прошлого кардинально изменилась. Прервалась цепочка передачи песенного наследия народа.  Следуя моде, родители с самого рождения занимаются интеллектуальным развитием ребенка: иностранные языки, робототехника и т.д. В домах все реже звучит хорошая музыка. Ребенок находится в окружении агрессивного музыкального фона – «шедевров» поп и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, радио. И как результат, музыкальные педагоги наблюдают такую картину, ребенок не интонирует, не слышит мелодию, не может ее повторить и даже узнать ее среди других.

С детского сада нужно развивать ребенка эмоционально и творчески. Ведущей деятельностью на музыкальных занятиях отводится вокально-хоровой работе. И я предлагаю педагогам относится творчески к этой работе, искать новые подходы, вызывая интерес у детей к данному виду деятельности. С самого младшего возраста пение вызывает у ребенка лишь положительные эмоции, наполнение особой энергии всего существа ребенка.

Пение — это исполнение музыки с помощью певческого голоса. Пение представляет собой психофизиологический процесс. Процесс связан с работой жизненно важных систем: дыхание, кровообращение, эндокринная система. Пение для ребенка – это не только положительные эмоции. С помощью вокально-хоровой работы возможно укрепить здоровье ребенка, оздоровить работу голосового аппарата и нервной системы. При развитии голоса ребенка следует выполнять упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения, распевки. Но для того, чтобы ребенок стал выполнять все эти упражнения его надо заинтересовать, замотивировать, найти эмоциональный отклик. Исток влияния природных компонентов имеет немаловажное значение: пение птиц, журчание ручья, шум ветра и этому хочется подражать.

Одним из основных методов музыкального развития детей в дошкольном возрасте выступает игровой метод: различные игровые моменты, игровые ситуации, обыгрывание содержания песен с использованием атрибутов, применение музыкально-дидактических игр, пособий. Работа над приобретением вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, и они должны присутствовать на каждом занятии. Музыкальное занятие следует начинать с приветствия. Приветствие создает хорошее настроение, уважительное отношение друг к другу и к педагогу.

Мною была разработана система игр, каждая из которых относится к определенной части занятия.

Первый вид игр-упражнений «Голосовая игра». Задачей этих видов игр является подготовить голосовой аппарат ребенка к пению. В них входят: певческая установка, упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки.

Певческая установка способствует расслаблению корпуса. Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Для сравнения можно предложить детям постоять в неудобной позе, чтобы они поняли, что долго так стоять неудобно.

Дыхание – это один из основных факторов голосообразования. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Упражнения помогают овладеть навыками певческого дыхания. Они делятся на упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Упражнения на дыхание оздоравливают дыхательную систему, осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Артикуляционная гимнастика также очень важная часть занятия. У детей часто бывает малоподвижная напряженная нижняя челюсть, вялые губы и малоподвижный язык. Дети плохо и неправильно открывают рот. Цель артикуляционной гимнастики выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции: активно работать при произношении губами, освободить от напряжения нижнюю челюсть, произносить правильно звуки. После того, как дети хорошо усвоят все артикуляционные упражнения, можно проводить гимнастику целиком под счет или под музыку. Плохая артикуляция приведет в последующем к неправильному произношению отдельных звуков, слогов, слов и фальшивому пению.

Артикуляционная гимнастика не должны превратиться в серию утомительных упражнений – они решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребенка, готовят певческий аппарат к распеванию. Упражнения лучше всего проводить в форме забавных игр: «Путешествие язычка», «Часики», «Поцелуйчик». Ребенок не заметит, что его учат, а значит процесс развития речевой моторики будет проходить быстрее.

Интонационно-фонетические упражнения направлены на расширение диапозона голоса, на развитие звонкости и полетности голоса, на легкий переход из грудного в фальцетный. Интонационные фонетические упражнения также изучаем в игровой в форме забавных игр «Птички», «Лесная сказка», «Рисунки».

Для того, чтобы развивать интонационный и звуковысотный слух я разработала игру «Разноцветные мелодии». Данная игра наглядно показывает детям направление мелодии верх, вниз, скачками.  Я предлагаю несколько вариантов игры:

  • построй свою мелодию из разноцветных камушков и спой ее
  • педагог исполняет мелодию, а ребенок строит мелодию из разноцветных камушков
  • ребенок строит мелодию из разноцветных камушков знакомой песни или попевки.

Для развития чувства ритма, я разработала игру «Ритмические кубики». Данная игра формирует у ребенка понятие длинный и короткий звук, способствует передачи четкого ритмического рисунка. Предлагаю следующие варианты игры:

  • придумай и построй ритмический рисунок из кубиков разных размеров, простучи свой ритмический рисунок
  •  построй ритмический рисунок знакомой песни, простучи его,
  • построй ритмический рисунок мелодии, который исполняет педагог.

При разучивании песен с детьми также использую свои авторские игры.

Одна из них «Дружные ребята» способствует умение петь в ансамбле, одновременно вступать и заканчивать мелодию, умение слушать и слышать друг друга. Концепция игры состоит в том, что дети делятся на команды и поют музыкальные фразы по очереди в команде. Второй вариант игры -начинать движение по кругу с началом музыкальной фразы. Менять направление мелодии на каждую музыкальную фразу.

Предлагаю вашему вниманию еще одну игру «Мы артисты». Данная игра развивает выразительное пение, ладовое чувство, способствует понять настроение произведения, эмоционально передать содержание песни. Варианты игры:

  • Педагог показывает детям карточку, на которой изображен человек с определенным настроением и предлагает ребятам исполнить песню в этом характере.
  • Педагог поет песню, а дети выполняют танцевальные движения в характере этого произведения.

Таким образом, используя интересные и новое подходы к обычным музыкальным занятиям, возможно их сделать интересными, развивающими, долгожданными.

Список использованной литературы:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Спб.: Лань 1997г.
  2. Метлов Н.А. Музыка- детям. Пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада  Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева- М. Просвещение 1985 г.
  3. М. Ю. Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду Москва 2018 г.
  4. Суворова Л.В, Веснина В.Н., Волчкова Н.В., Гончарова И.Г, Королева Н.Г., Макарова О.Б., Мустафина Е.В., Щербаков А.С.  Золотая нотка 2013г.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям 1969 г.
  6. Радынова О. Музыкальное развитие детей 1997 г.
  7. Ветлугина Н. Музыкальный букварь Н. Ветлугина – М. Музыка 1989 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации....

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается краткая характеристика современных подходов в методике диагностирования музыкального развития дошкольников, существующих сегодня. В статье представлен авторский подход к изучению уровн...

Современные подходы к физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В статье рассказывается об использовании физкультурно-оздоровительных технологиях, направленных на решение задач укрепления физического здоровья учащихся с ОВЗ, повышение потенциала (ресурсов) здоровь...

Видеоматериал для Всероссийского онлайн-семинара "Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Участие в работе Всероссийского онлайн-семинара по проблемам коррекционной работы с детьми в современном детском саду. Предоставлен материал коррекционной работы с детьми ОВЗ средствами музыкального в...

Консультация для родителей. Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».

                    На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, ак...