Конспект дистанционного занятия по формированию целостной картине мира «Народные музыкальные инструменты»
план-конспект занятия (средняя группа)


Данное дистанционное занятие предназначено для дошкольников средней группы , направлено на ознакомление с богатством русской культуры посредством изучения народных музыкальных инструментов. Основной целью является формирование представлений о многообразии традиционного музыкального наследия России, развитие способности распознавать звучание разных инструментов и пробуждение интереса к национальной музыке.

Через мультимедийные материалы, включающие демонстрацию фотографий и прослушивание музыкальных фрагментов, воспитанники знакомятся с такими известными инструментами, как балалайка, гусли, домра, баян, свирель и жёлобковая дудочка. Занятие способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти детей, стимулирует интерес к родному искусству и воспитывает чувство гордости за свою страну.

Итоги занятия подводятся в процессе рефлексивного обсуждения, помогающего закрепить полученные знания и эмоционально вовлечь воспитанников в дальнейшее изучение культурного наследия России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._muzykalnye_instrumenty.docx17.39 КБ
Файл rus._nar._instr_proekt_wecompress.com_1.pptx658.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Четверикова Анна Сергеевна

Конспект дистанционного занятия формированию целостной картине мира

в средней группе № 16

«Народные музыкальные инструменты»

Цели занятия:

Формирование представления о народных музыкальных инструментах.

Ознакомление с разнообразием звучания традиционных инструментов.

Воспитание интереса и уважения к культурному наследию народов России.


Задачи занятия:

Обучающие: развитие умения различать звучание различных инструментов, узнавать их названия.

Развивающие: стимулирование внимания, памяти, слухового восприятия.

Воспитательные: формирование уважительного отношения к народной культуре, воспитание чувства патриотизма.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент

Приветствие детей, создание позитивного настроя на занятие: 

Ребята, сегодня мы совершим необычное музыкальное путешествие. Узнаем, какими инструментами пользовались наши предки, послушаем звуки любимых инструментов нашего народа.

Основная часть

1.Просмотр презентационного блока: Воспитатель демонстрирует фотографии инструментов и объясняет назначение каждого из них, обращая внимание на внешний вид и особенности игры на нём.

2.Музыкальные фрагменты: Детям предлагаются короткие аудиозаписи звуков инструмента. Задача — угадать инструмент, определить, на чём играют.

3.Вопросы воспитателя: — Где мы можем услышать игру на этих инструментах? Кто играет на народных инструментах? Какие праздники отмечают с музыкой?

Рефлексия и завершение занятия

Обобщающая беседа с обсуждением нового знания:

О каком новом инструменте узнали сегодня? Какой инструмент произвел наибольшее впечатление? Хочется ли самим попробовать поиграть на одном из инструментов?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русские народные музыкальные инструменты»

Слайд 2

Русские народные инструменты в основном сделаны из дерева. Эти инструменты отличаются звукоизвлечением : ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. Раньше всех появились ударные инструменты, самые простые Бубны, колокольчики, трещётки , ложки

Слайд 3

- Затем — духовые: дудки, свистки, свирели, рожки. - Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли

Слайд 4

- Клавишно – духовые инструменты гармонь, баян, гармоника

Слайд 5

Балалайка. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около 27 см и шириной примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Само название инструмента, типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, « балабайка », давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Слайд 6

Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка . К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра - любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она « домришка » . До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) П ервые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.

Слайд 7

Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», « гудьба ». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются « яровчатыми ». Откуда произошло такое странное слово « яровчатый »? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому « яворчатыми » или « яровчатыми ». А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Слайд 8

Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

Слайд 9

. Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию , что существовало у всех народах мира с древности. В ремя возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

Слайд 10

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием . Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. И спользование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещётке ? Трещёточник .

Слайд 11

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Слайд 12

Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. Н а рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.

Слайд 14

Слушаем русскую народную музыку в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».

     Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...