Конспект дистанционного занятия по формированию целостной картине мира «Народные музыкальные инструменты»
план-конспект занятия (средняя группа)
Данное дистанционное занятие предназначено для дошкольников средней группы , направлено на ознакомление с богатством русской культуры посредством изучения народных музыкальных инструментов. Основной целью является формирование представлений о многообразии традиционного музыкального наследия России, развитие способности распознавать звучание разных инструментов и пробуждение интереса к национальной музыке.
Через мультимедийные материалы, включающие демонстрацию фотографий и прослушивание музыкальных фрагментов, воспитанники знакомятся с такими известными инструментами, как балалайка, гусли, домра, баян, свирель и жёлобковая дудочка. Занятие способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти детей, стимулирует интерес к родному искусству и воспитывает чувство гордости за свою страну.
Итоги занятия подводятся в процессе рефлексивного обсуждения, помогающего закрепить полученные знания и эмоционально вовлечь воспитанников в дальнейшее изучение культурного наследия России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.39 КБ | |
| 658.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Четверикова Анна Сергеевна
Конспект дистанционного занятия формированию целостной картине мира
в средней группе № 16
«Народные музыкальные инструменты»
Цели занятия:
Формирование представления о народных музыкальных инструментах.
Ознакомление с разнообразием звучания традиционных инструментов.
Воспитание интереса и уважения к культурному наследию народов России.
Задачи занятия:
Обучающие: развитие умения различать звучание различных инструментов, узнавать их названия.
Развивающие: стимулирование внимания, памяти, слухового восприятия.
Воспитательные: формирование уважительного отношения к народной культуре, воспитание чувства патриотизма.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Приветствие детей, создание позитивного настроя на занятие:
Ребята, сегодня мы совершим необычное музыкальное путешествие. Узнаем, какими инструментами пользовались наши предки, послушаем звуки любимых инструментов нашего народа.
Основная часть
1.Просмотр презентационного блока: Воспитатель демонстрирует фотографии инструментов и объясняет назначение каждого из них, обращая внимание на внешний вид и особенности игры на нём.
2.Музыкальные фрагменты: Детям предлагаются короткие аудиозаписи звуков инструмента. Задача — угадать инструмент, определить, на чём играют.
3.Вопросы воспитателя: — Где мы можем услышать игру на этих инструментах? Кто играет на народных инструментах? Какие праздники отмечают с музыкой?
Рефлексия и завершение занятия
Обобщающая беседа с обсуждением нового знания:
О каком новом инструменте узнали сегодня? Какой инструмент произвел наибольшее впечатление? Хочется ли самим попробовать поиграть на одном из инструментов?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русские народные инструменты в основном сделаны из дерева. Эти инструменты отличаются звукоизвлечением : ударные, свистящие, язычковые, струнные, духовые. Раньше всех появились ударные инструменты, самые простые Бубны, колокольчики, трещётки , ложки
- Затем — духовые: дудки, свистки, свирели, рожки. - Позднее всех появились струнные балалайка, домра, гусли
- Клавишно – духовые инструменты гармонь, баян, гармоника
Балалайка. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около 27 см и шириной примерно 18 см и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Само название инструмента, типично народное, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, « балабайка », давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка . К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра - любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. На домрах играли музыканты - скоморохи. Под игру домры рассказывали былины. Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно. Называлась она « домришка » . До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете - какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий) П ервые сведения о бытовании у древних русов музыкального инструмента танбуровидного типа принадлежат перу арабских путешественников IX -X столетий.
Гусли. Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», « гудьба ». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются « яровчатыми ». Откуда произошло такое странное слово « яровчатый »? Дело в том, что раньше – давным -давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому « яворчатыми » или « яровчатыми ». А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола). Кто же играет на гуслях? Гусляр.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название "бубен", под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться "барабаном". Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.
. Ложки.С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию , что существовало у всех народах мира с древности. В ремя возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием . Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. И спользование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток. Кто же играет на трещётке ? Трещёточник .
Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. А есть колокола без языка. Как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой». Где вы видели настоящие колокола? Наверняка, на колокольне. Кричит без языка, поет без горла, Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол) Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.
Рожок. Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? В него дуют, чтобы получился звук. Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный. На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные – плясовые, песенные, сигнальные. Н а рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его). Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ, А пастуший рожок Дополняет наш кружок.
Слушаем русскую народную музыку в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...
Презентация конспекта интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Презентация направлена на знакомство детей с народной игрушкой матрешкой....
конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира, развитию речи, аппликации
интегрированное занятие...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»
Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего цикла «Такой разный космос». Структура занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира, художественному творчеству, музыкальному воспитанию в средней группе на тему: «Разноцветная осень»
Нетрадиционное рисование в средней группе в технике изображения «печатание листьями»....
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Народные промыслы. Русские мастера"
Знакомство детей с народными промыслами и русскими мастерами...