Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира по теме: "Народные промыслы. Русские мастера"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с народными промыслами и русскими мастерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_zanyat_narodn_prom._russk_mastera.docx117.25 КБ

Предварительный просмотр:

                      Департамент образования САО города Москвы

ГБОУ Инженерно-техническая школа имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича (дошкольное отделение)

Улица Черняховского дом 15 корпус 3

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей с ОВЗ  по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. РУССКИЕ МАСТЕРА»

C:\Users\Лена\Desktop\dimkovskay-e1323070273430[1].jpg

                                       Подготовила и провела:

                                                             учитель-логопед Рахманова Е.С.

                                             

                                            Москва, 2017 год

Открытое занятие по формированию целостной картины мира

Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».

Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.

Задачи:

1) Расширять знания детей об истории народного промысла. Учить выделять характерные особенности изделий хохломских, гжельских и дымковских мастеров. Познакомить детей с изделиями Павло-посадской платочной мануфактуры.

2) Совершенствовать грамматический строй речи. Расширять активный словарь детей. Развивать связную речь, произвольную память и внимание.

3) Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народно-прикладного искусства. Прививать любовь к русскому народному фольклору.

Оборудование: изделия дымковских, гжельских, хохломских мастеров. Павло-посадские платки, иллюстрации к сказке «Марья-искусница». Работы детей по теме: «Народные промыслы» (рисунки, поделки).

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы занятия

Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие у меня здесь собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы!

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

2. Беседа по теме занятия.

Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и др.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия особенной росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления.

3. Сказка «Марья-искусница».

Ребята, сейчас мы с вами послушаем интересную старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало в село Дымково (педагог рассказывает и показывает иллюстрации).

4. Беседа об изделиях русских мастеров

А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера?

Игрушки из глины.

Дымковская игрушка

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные!

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду

Удивительному чуду!

Давайте посмотрим, какие замечательные игрушки делают дымковские мастера. Как вы думаете, из чего их делают? (Из глины) Какие они? (Глиняные) Сначала игрушку лепили, а потом расписывали узорами. Какими? (Кружочками, квадратиками, полосками)

5. Сине-голубое чудо Гжели

Следующее перышко упало совсем рядом – в деревне Гжель. И появились здесь мастера-гончары (уточнение лексического значения слова «гончар») и мастерицы-художницы. Посмотрите, какую красивую посуду и фигурки – игрушки они делают.

Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали их узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка-легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

6. Хохломская роспись

Следующее перышко упало в селе Хохлома. И там тоже появились мастера-плотники и мастерицы-художницы. Они изготавливают посуду из дерева и расписывают ее красивым золотым узором (дети рассматривают изделия и их отличительные особенности).

Из какого материала сделана эта посуда? (Из дерева) Как мы ее назовем? (Деревянная)

Какие узоры использовали художники? (Ягоды, листья, деревья)

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая хохлома.

И богата, и красива,

Рады гостю от души:

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин!

7. Павло-посадские платки.

Другое перышко упало в город Павловский Посад. Около этого старинного города протекает речка Клязьма. Упало перышко в речку и поплыло к дому, где жил один богатый купец. Собрал этот купец всех девушек-мастериц и решил организовать фабрику платков. Вот такие красивые платки стали делать на фабрике. Девушки сначала ткали полотно, а потом расписывали его специальными красками.

Из чего делали платки? (Из шерсти – шерстяные, из шелка – шелковые)

Павло-Посадские тонкие шали,

Любую девушку украшали.

По яркому полю цветы разбежались

Венком на краешке задержались.

Розы, ромашки, бутоны и листья

В хороводе стали кружиться.

8. Пересказ рассказа про Марью-искусницу.

Ребята, мы совсем забыли про нашу Марью-искусницу! Что с ней случилось?

(Пересказ рассказа с опорой на картинки)

А вы знаете, что Кощей Бессмертный приказал сделать Марье-искуснице чашки с гжельской росписью! Марья должна вылепить и расписать их за одну ночь! И тогда  Кощей отпустит ее! Давайте поможем Марье-искуснице изготовить красивые чашки для Кощея! Но прежде, чем приступить к работе, мы с Вами отдохнем!

9. Физминутка «Дымковские игрушки».

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,

Щечки, будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

10. Воспитатель: Ребята, теперь пора приступить к работе, чтобы нам успеть спасти Марью-искусницу от Кощея! Сейчас мы с вами слепим и раскрасим самые лучшие чашки для Кощея Бессмертного!

Давайте посмотрим, какие чашки у нас получились! Удались на славу! Кощей будет доволен и отпустит Марью-искусницу!