Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Морозова Татьяна Алексеевна

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_den_otkrytyh_dverey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Бумага и её свойства»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

2. Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания;

3. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением.

4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

5. Развивать память, внимание, мышление, речь.

6.Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.

Интеграция образовательных областей:

1) социально-коммуникативное развитие

2) познавательное развитие

3) речевое развитие

4) физическое развитие

Предварительная работа: знакомство с историей появления бумаги, рассматривание иллюстраций по теме.

Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, емкости с водой, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.

Ход образовательной деятельности:

Организационная часть:(дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Добрый день, ребята! Сегодня хороший день, а чтобы он стал еще лучше, улыбнитесь соседу справа, а потом соседу слева. Молодцы! Садитесь на свои места.

Сегодня к нам в детский сад поступила посылка.

Ребята, давайте посмотрим, от кого? Интересно, а здесь адрес зашифрованный. Хотите узнать от кого посылка?

Но вы должны отгадать загадку и узнаем, кто нам ее прислал.

Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору.

(Ответы детей) 

Воспитатель открывает коробку, в ней лежат деревянные и бумажные предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон, конверт, а в нем письмо от Лесника)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой посылке? (дети перечисляют предметы (воспитатель помогает))

2. Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, а в конверте письмо! (достает и читает письмо)

«Здравствуйте ребята! Я прислал вам письмо не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым я очень дорожу. Хотите узнать, что это? Тогда послушайте.

Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать!»

(Ответы детей)

Лесник хочет узнать: «Что объединяет все эти предметы?». Помогите, пожалуйста, разобраться»

Воспитатель: Поможем ребята?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим.

3. Рассказ о возникновении бумаги

Воспитатель:

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных плитах, другие – на дощечках, залитых воском, выдалбливали буквы острой палочкой.

- У нас на Руси люди писали на бересте. Береста – это часть березовой коры. Были так называемые берестяные грамоты - письма, документы, написанные на бересте. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.

- Но со временем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нем было очень просто писать. Это – бумага.

- Рецепт приготовления бумаги придумали в Китае. Диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо.

4. Основная часть

Воспитатель: Ребята, нужно ли экономить бумагу и для чего?

(Ответы детей)

Воспитатель: А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

Воспитатель: А сейчас, ребята, скажите: для чего нужна бумага? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон.

Физкультминутка «Улыбка»

Нужно нам всем отдохнуть,

чтоб усталость отряхнуть.

(Дети встают, встряхивают руками)

Ну-ка встали, потянулись.

(потягиваются)

Влево – вправо повернулись.

(поворачиваются)

И к соседу прикоснулись.

(парами берутся за руки)

Все друг другу улыбнулись.

(улыбаются друг другу).

5Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов определим свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

Воспитатель: А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку? Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная. Это свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага непрозрачная.

ОПЫТ № 2

Воспитатель: Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это второе свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

Воспитатель: У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какое свойство определили?

(Ответы детей) Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Воспитатель: Предлагаю размяться и поиграть в снежки, которые я для вас приготовила (показывает ведерко с водой).

Ой, что с ними случилось? (Ответы детей.)

Воспитатель: «Почему снежки растаяли? Что делать?» (Ответы детей.)

  «Из чего мы можем сделать снежки?»

(Ответы детей) Из бумаги можно сделать снежки.

Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и сделайте снежки.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

Воспитатель: У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-либо предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих карточках найдите предмет, сделанный из того же материала.

Стакан, ложка, салфетка, кубик , мяч.

6. Итоговая часть

Воспитатель: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?

(Ответы детей) Рвётся, непрочная, промокает, пропускает воду, непрозрачная.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним еще свойства бумаги.

Бумага бывает прочной и не прочной.

Бумага боится воды.

Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

Из бумаги можно сделать поделки.

Воспитатель: Как люди используют бумагу в своей жизни?

(Ответы детей) На ней рисуют; обёртывают что-либо ; делают книги; раскраски; вытирают рот после еды; деньги делают из специальной бумаги .

Воспитатель: Еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесник будет радоваться!

Воспитатель: Как мы можем сберечь деревья?

(Ответы детей) Не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши).

7. Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Какое важное дело мы запомнили с вами?

- Кому расскажите об этом дома?

-Если вам понравилось занятие, выберите снежинку белого цвета, а вдруг не понравилось и вам было грустно, возьмите серенькую снежинку.

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе " Сладкая история"

Расширить  и обобщить знания детей о шоколаде, его происхождении. Познакомить с профессией шоколадье. Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности, умение наблюдать анализировать, дел...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Путешествие в прошлое одежды».

Задачи: Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; п...

Конспект НОД по формированию целостности картины мира в подготовительной группе по теме: "Моя Родина - Татарстан"

Конспект занятия в подготовительной группе, разработан с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своей малой Родине - республике Татарстан в свете ФГОС ДО....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»

Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Жизнь древних людей»

Формировать у детей представление о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности и отдыхе древних людей....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему: "Юный пожарный"

Программное содержание:«Социально-коммуникативное»: формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасн...