Система взаимодействия семей обучающихся и педагогов дошкольных образовательных организаций через применение дистанционных технологий как средства информирования и просвещения родителей.
консультация (подготовительная группа)
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В сегодняшних условиях изменилось многое. Изменения коснулись всех сфер жизни общества. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система взаимодействия семей обучающихся и педагогов дошкольных образовательных организаций через применение дистанционных технологий как средства информирования и просвещения родителей.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В сегодняшних условиях изменилось многое. Изменения коснулись всех сфер жизни общества. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в рамках дистанционного образования должна обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16)
Сегодня дистанционные образовательные технологии становятся и одним из средств взаимодействия с детьми и с семьями воспитанников дошкольных учреждений.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
В период вынужденного простоя наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования, адаптированную образовательную программу дошкольного образования, а также программу дополнительного образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Для четкой организации работы в ДОО разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 и другим законодательством РФ в сфере образования, локальными нормативными актами «Положение об электронном и дистанционном обучении», в котором четко даны определения понятиям:
Дистанционное обучение
Электронное
Информационные системы
Цифровой образовательный контент
Цифровые образовательные сервисы
Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося, что облегчает работу воспитателя, так как они четко знают и понимают, что и как делать!
Образовательная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования реализуются при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося (воспитанника) и педагогического работника.
В этой модели педагог и обучающиеся находятся на удалении друг от друга, при этом реализация образовательных программ осуществляется при опосредованном взаимодействии педагога с детьми с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, включающие как онлайн - форматы (режим реального времени, синхронное обучение), так и оффлайн - форматы (асинхронное обучение, не привязанное к конкретному месту и времени).
В последнем случае педагог заранее подготавливает и направляет родителям (законным представителям) необходимый цифровой образовательный контент. Ребенок осваивает образовательные программы или их части с помощью указанного контента в присутствии родителей (законных представителей).
Созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде ДОУ, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся:
- доступ к государственным информационным системам, предусматривающим обработку персональных данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и эксплуатируемым для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (информационно-коммуникативная образовательная платформа «Сферум» (sferum.ru));
—возможность проведения всех видов занятий;
—формирование цифрового индивидуального электронного портфолио
обучающегося, в том числе сохранение его работ;
—взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами.
В целях взаимодействия педагогических работников с обучающимися и их родителями (законными представителями) используется информационно-коммуникативная образовательная платформа «Сферум» (sferum.ru), которая позволяет создавать персональные и групповые онлайн- коммуникации пользователей, включая чаты и видеоконференции в автоматическом режиме, с использованием которых пользователи публикуют информацию, необходимую для организации образовательного процесса. Сейчас мы переходим на систему MAX.
Практика проведения дистанционных занятий педагогами в нашей дошкольной организации заключается в чтении детям текстов сказок, декламации стихов, демонстрации аудио- и видеоматериалов обучающего и воспитательного характера. Также воспитателями дошкольной организации проводились проекты детского экспериментирования, игровой, изобразительной и других видов деятельности детей дошкольного возраста с учетом их психофизиологического и эмоционального состояния.
Опыт проведения занятий в дистанционном режиме показывает целесообразность контроля педагогического подхода к определению качества и количества материалов, направляемых детям и их родителям. Так как в ходе дистанционного обучения наиболее эффективно сотрудничество в виде советов и рекомендаций профессионального педагога и родителя.
С нашей точки зрения, формат онлайн-занятий не всегда соответствует возрастным особенностям дошкольников. В большинстве случаев только педагогическое упорство и компетентность воспитателя дает возможность получить ребенку информацию в необходимом объеме. Как правило, занятия с дошкольниками включает и аниматорство в виде развлечения игровой деятельностью, и менторство в виде обучения, развития познавательной деятельности ребенка одновременно.
Эффективной в организации дистанционных занятий является форма встречи. Встреча - это сближение субъектов воспитательного и образовательного процесса посредством средств ИКТ, заранее подготовленное условленное свидание. Прежде всего, особую роль приобретает именно подготовка материалов к встрече. Желательно, чтобы несколько вещей (предметы, игрушки, книга и т.д.) были в поле зрения детей на начальном этапе первичного восприятия. Информация ребенком (и родителями тоже) сознательно или подсознательно черпается, считывается из информационного поля места, где находится воспитатель. Поэтому желательно использовать на заднем плане функцию «размытый фон», который включает декодирование информации. Современное занятие - это, по сути, квинтэссенция того материала, который воспитатель предлагал детям в течение определенного промежутка времени, результат, тематический итог. Образовательная ситуация в дистанционном формате позволяет учесть интересы детей, дозировать информацию или задачи, разграничить во времени содержательное наполнение.
В свободном режиме во время встречи дети переходят от статуса «зритель» и «потребитель» к статусу участника образовательного процесса. Желательно активно подключать еще одного участника образовательного процесса - родителей. Дистанционные занятия должны обеспечить понимание детьми содержания их деятельности, то есть того, чего они могут достичь. Ознакомление ребенка и родителей с тематикой занятия и ролями всех его участников позволяет стимулировать проявление чувства общности интересов ребенка и взрослых, коллективного вхождения в процесс учебной деятельности.
Каждый раз структура заранее подготовленной встречи может быть представлена как продолжение предыдущего занятия, все зависит от мастерства воспитателя, также тема может изменяться в зависимости от ситуации общения с детьми и родителями. Дистанционные занятия можно проводить ежедневно с различными группами детей, но в обязательном порядке должна учитываться психоэмоциональная нагрузка воспитателя.
Воспитателями нашей дошкольной организации использовались как уже готовые наработки ведущих специалистов дидактики дошкольного образования, так и собственные решения в части методики обучения. Кроме того, опыт проведения дистанционных занятий с дошкольниками поставил в объективно новые условия значение профессиональных качеств воспитателя в рамках компьютерной и цифровой грамотности в организации взаимодействия с детьми и родителями.
На сегодня одними дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.
Социальные сети
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д. Дает консультации по любым темам.
Сайт учреждения (Сайт педагога)
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
Электронная почта
Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом. Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить он-лайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Дистанционные родительские собрания
Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка.
Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.
Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию.
Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.
Смс-рассылка или месенджеры (vaber, whatsapp)
Смс-рассылка или использование месенджеров для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе.
Информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации (оповещение родителей о собрании или дне открытых дверей; приглашения на массовые мероприятия концерты, экскурсии и т.д.); поздравления родителей с праздниками и получить быструю обратную связь.
Дистанционное обучение
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент:-видео и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует:
- формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно-образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон.
Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические возможности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи.
Работа детского сада с родителями....

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Статья "Повышение профессионального уровня педагога дошкольной образовательной организации через систему наставничества".
Как организовать систему настваничества в детском саду....

«Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и развитие речи у детей посредством русских народных сказок"
В период поступления ребенка в детский сад, особенно в адаптационный период, значительно изменяется жизнь ребенка и его психоэмоциональный фон. Теперь ребенка окружают взрослые и дети, которых он рань...

Буклет как средство информирования и просвещения родителей
В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в виде буклетов....

Успешность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанников
Консультация педагога-психолога для воспитателей: «Успешность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей воспитанников детского сада с семьей»Общаясь с родите...
