Использование проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста
проект (средняя группа)

Екатерина Александровна Кунашкова

Аннотация: введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kunashkova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста

Аннотация: введение федерального государственного образовательного стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Ключевые слова: проектный метод, метод проектов, проект.

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации.

Приоритетным направлением в работе ДОО является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

Метод проектов используют в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

Проектный метод позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т.е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса.

Использование метода проектной деятельности позволяет сформировать активную жизненную позицию детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Кроме того, метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности дошкольника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Еще Л.С.Выготский  утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить  от  него самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к   исследовательской   деятельности. Он подчёркивал,   что  к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений.

Применение метода проектов побуждает детей дошкольников к постоянному поиску, его цели становятся все более сложными, он учится выделять главное и актуальное в изучаемом материале, анализирует его, ищет новые способы решения, обогащает и активизирует процесс любой деятельности, так как все ее виды содержат в себе познавательное начало.

В современной педагогике проектный метод используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Метод проектов в дошкольной образовательной организации целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности воспитанников и их творческой самореализации.

Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным и использованием современных цифровых технологий.

Работа по методу проектов, как замечает – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к проекту совершенно особые.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы воспитанников.

Отличительная   черта    любого    проекта  –  поиск    информации,   которая   затем   будет   обработана,   осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Таким образом, метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность обучающегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

В современной науке метод проектов – это одна из личностно-  ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности дошкольников, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,  исследовательские, поисковые и прочие методики.

Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста не только «развивает детей, но и выполняет важную дидактическую задачу: снижает противоречие между естественнонаучной и гуманитарной составляющей процесса обучения».

Метод проектов используется как компонент системы образования. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения может дать желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Приоритетным направлением в работе дошкольной образовательной организации является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая проектный метод, как средство реализации новых образовательных стандартов ФГОС ДО.

Проектный метод в работе с детьми позволяет нам сказать о том, что в современной науке метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Использования проектного метода убеждает нас в том, что необходимо всесторонне учитывать различные интеграционные проявления как при определении содержания проектов, так и при осуществлении учебно-методического обеспечения этого процесса.

Метод проектов, обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет его фиксировать, вести обучающегося по ступеням роста – от проекта к проекту  Организация метода проектов требует, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов актуален, сегодня педагоги пытаются найти новые  возможности его реализации.

Согласно ФГОС ДО дошкольное образование основывается на принципе комплексности при решении образовательных задач. Так же важным элементом является вопрос интеграции образовательных областей, увеличение доли совместной и самостоятельной деятельности ребенка. Именно данные аспекты могут реализоваться посредством включения детей дошкольного возраста в проектную деятельность.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить слова известного французского философа-гуманиста Мишеля Монтеня. Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бывает лишь собственной мудростью.  Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг наполненный. Именно эти слова как нельзя лучше описывают проектную деятельность дошкольников.

Основное предназначение проектной деятельности в контексте целей и задач дошкольной организации заключается в предоставлении дошкольникам таких условий, при которых у него будет возможность самостоятельно приобретать знания при решении каких–либо проблем или практических задач, которые требуют интеграции различного вида знаний.   В данном случае педагог будет играть роль посредника в работе с детьми для того, чтобы сформулировать вопросы, поставить задачи и оценить то, что дети смогут извлечь из своего опыта.

Использование проектной деятельности позволяет изучать проблемы, которые имеют реальное воплощение в жизни, благодаря этому увеличивается и возможность формирования устойчивого навыка и знания. Очень важно дать ребенку понять на всех этапах проекта то, где в дальнейшем могут использоваться полученные им знания.

Главное отличие проектной деятельности от традиционных методов обучения заключается в том, что дети должны самостоятельно организовать свою работу и научиться управлять своим временем. Развитие свободной и творческой личности ребенка дошкольного возраста является основной целью проектной деятельности в условиях ДОО.

К основным задачам проектной деятельности у детей дошкольного возраста,  можно отнести:

- формирование интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности;

-    развитие умения определять возможные методы решения проблемы сначала при помощи взрослого, а впоследствии и самостоятельно;

-  формирование у детей дошкольного возраста применять такие методы, которые будут способствовать решению поставленной задачи, используя для этого различные варианты;

-   развитие у детей желания пользоваться специальной терминологией.

Также можно выделить и основные принципы, которых необходимо придерживаться в ходе проектной деятельности. Прежде всего, проект должен соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Кроме того, необходимо создать такие условия, чтобы проект выполнялся успешно. Не менее важным является и обеспечение подготовки детей к выполнению проекта, а также включение родителей и педагогов в проектную деятельность с использованием цифровых технологий в целях их помощи детям.

Проекты, реализуемые с детьми дошкольного возраста, предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством воспитателей или родителей. Участие в проекте позволяет проявить дошкольникам свои способности. В ходе проектной деятельности дети дошкольного возраста самостоятельно учатся планировать свои  действия, контролировать процесс выполнения, прогнозировать результат деятельности, анализировать полученные результаты.  Главная цель проектной деятельности направлена на познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, на определенный заранее запланированный результат, который получается при решении теоретической или практической значимой проблемы.

Использование проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста позволяет изучать проблемы, которые имеют реальное воплощение в жизни, благодаря этому увеличивается и возможность формирования устойчивого навыка и знания, обучить детей самостоятельной организации работы с использованием, а так же применением знаний на практике.

Проектный метод является актуальным средством использования проектной деятельности в работе с дошкольниками, с помощью проектного метода мы  реализуем проектную деятельность в ДОО.

Современная проектная деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности педагога, новые педагогические технологии с использованием современных цифровых технологий.

Список литературы

1.Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду/Л.Л.Тимофеева.- СПб.: ДетствоПресс, 2020.-154.

2.Урмина, И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение/И.А.Урюмина.-М.:Линка-пресс, 2019.- 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

Использование арт-метода в работе с детьми дошкольного возраста

Арт – терапия относительно новый  метод психотерапии, получивший активное, бурное развитие в последнее время.Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувст...

Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста.

Влияние проектной деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Значение проектного метода как одной  из привлекательных и результативных формы работы с детьми. Тематика проек...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса...