Документ. Диагностика и коррекция Я-концепции у детей дошкольного возраста.
консультация
Предварительный просмотр:
Оглавление
Диагностика Я-концепции у детей дошкольного возраста 1
2. Методика «Лесенка» (Щур В.Г.) 2
3. Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» 3
6. Методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова) 9
Методы, приемы развития, коррекции структуры я-концепции 9
Пример занятия по формированию Я-концепции: 10
Диагностика Я-концепции у детей дошкольного возраста
Изучение общей Я-концепции и самооценки (модифицированный вариант методики Дембо—Рубинштейн, разработанный Е.З. Басиной для детей 6 лет).
Источник: https://studfile.net/preview/5576287/page:5/
Цель: выявить особенности Я-концепции ребенка старшего дошкольного возраста и самооценки по различным индивидуальным характеристикам, содержательно связанным между собой.
Материал: шкалы Дембо.
Ход исследования: первая часть: беседа по типу клинической, цель которой — выявить наличие и характер содержательных вербализованных представлений ребенка о себе, его ценностные суждения.
- Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь? Что тебе нравится?
- Что ты больше всего на свете не любишь? Чего ты не любишь, что тебе не нравится?
- Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?
- Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?
- Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?
Вторая часть: после беседы предъявляются шкалы Дембо с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы 3,4, 5, и стандартный набор (хороший — плохой, добрый — злой, умный — глупый, сильный — слабый, смелый — трусливый, самый старательный — самый небрежный).
Инструкция: “Здесь расположены все люди на свете — от самых умных до самых глупых (сопровождается движением руки вдоль отрезка, сверху вниз), от самых глупых до самых умных (движение вдоль отрезка снизу вверх). На самом верху находятся все самые умные люди на свете, в самом низу — самые глупые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Пометь свое место”.
После того, как ребенок сделал пометку, его спрашивают: “Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть”.
По ответам детей судят о дифференцированности самооценки (если по разным характеристикам дети оценивают себя неодинаково), наличии или отсутствии деления самооценки на реальную и идеальную, о возможности самокритичной самооценки.
Методика «Лесенка» (Щур В.Г.)
Источник: https://studfile.net/preview/5576287/page:5/
Цель: определение самооценки ребенка, восприятие ребенком отношения к нему взрослых.
Стимульный материал: Рисунок лесенки, состоящей из 7 ступенек. По середине необходимо расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка девочки или мальчика (в зависимости от пола диагностируемого ребенка), которую можно поставить на лесенку.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка) На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? Папа? Воспитательница?
Можно таким же образом предложить оценить себя по разным качествам (сильные – слабые, умные – глупые, добрые – жадные и т.д.)
Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 4-6 лет ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, т.к. положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке себя, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозу, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием.
Конкретно об отношении родителей к ребенку говорят ответы на вопрос о том, куда его поставят взрослые. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки.
Однако, при на вопрос» куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в тех случаях, если ребенок действительно себя плохо ведет и часто получает замечания.
Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»
Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
Источник: https://psichologvsadu.ru/diagnostika/296-test-detskie-strachi-v-domikach-zacharov-panfilova
Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
- Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
- Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.
Инструкция по проведению:
- Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета.
- Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».
(психолог называет по очереди страхи).
- Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.
- У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься ...».
- Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» - «не боюсь».
Особенности проведения тестирования.
- Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов.
- При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».
- Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.
- Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.
- После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.
Интерпретация теста «детских страхов»
- Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.
- Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка:
"В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам"
Страхи
Ты боишься:
1 когда остаешься один;
2 нападения;
3 заболеть, заразиться;
4 умереть;
5 того, что умрут твои родители;
6 каких-то детей;
7 каких-то людей;
8 мамы или папы;
9 того, что они тебя накажут;
10 Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11 перед тем как заснуть;
12 страшных снов (каких именно);
13 темноты;
14 волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15 машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16 бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17 когда очень высоко (страх высоты);
18 когда очень глубоко (страх глубины);
19 в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20 воды;
21 огня;
22 пожара;
23 войны;
24 больших улиц, площадей;
25 врачей (кроме зубных);
26 крови (когда идет кровь);
27 уколов;
28 боли (когда больно);
29 неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет,
стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30 сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31 опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
• медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
• страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
• страх смерти (своей);
• боязнь животных;
• страхи сказочных персонажей;
• страх темноты и кошмарных снов;
• социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
• пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.
Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх одиночества | в 100% случаев | 90% |
страх смерти родителей | 100% | 70% |
страх умереть | 100% | 30% |
страх родителей | 60% | 90% |
страх снов | 100% | 80% |
страх войны | 70% | 90% |
страх темноты | 90% | 60% |
страх перед животными | 90% | 70% |
страх чудовищ | 40% | 60% |
страх высоты | 70% | 40% |
страх глубины | 30% | 30% |
страх замкнутого пространства | 30% | 40% |
страх огня и пожара | 100% | 70% |
страх перед врачами | 20% | 20% |
страх крови | 50% | 30% |
страх перед уколами | 50% | 30% |
страх боли | 40% | 50% |
страх резких звуков | 30% | 30% |
Возрастные особенности появления страхов:
- Младший дошкольный возраст
Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.
- Старший дошкольный возраст
Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
- Младший школьный возраст
Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
- Подростковый возраст
Страх смерти родителей, страх войны.
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
Среднее число страхов
В дошкольном возрасте: - у девочек =10,3; - у мальчиков - 8,2;
В школьном возрасте: - у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.
Методика «Три желания»
Источник: https://www.bestactive.info/pp-test-tri-zhelanija
Цель: Исследовать мотивацию поведения детей, их социальные эмоции, складывающиеся нравственные ценности. Выявить тенденции к эгоцентризму и альтруизму.
Ход: Перед ребёнком раскладываются геометрические фигуры разного цвета и размера.
Инструкция: «Представь, что ты встретился с волшебником. Он предложил выполнить три твоих желания. Вот это жёлтое сердечко – ты, красные треугольники – твои папа и мама, синие квадраты – твои воспитатели, зелёные кружки – это твои друзья. Ты попросишь выполнить все три твои желания или как-то иначе?»
Если ребёнок просит выполнить все три желания только для себя, диагностика дальше не проводится.
Если ситуация другая, экспериментатор продолжает: «Чьё желание ты бы выполнил первым? Почему? Второе желание для кого? Почему? Третье? Почему?»
Оценка результатов:
Возможны следующие варианты ответов ребёнка:
1. Все три желания для себя. Оценивается как эгоцентрическая направленность.
2. Для себя и для родных; для себя и воспитателей; для себя и друзей; для себя, родных и друзей; для себя, родных и воспитателей,
для себя, воспитателей и друзей — оценивается как проявление тенденций к эгоцентризму и альтруизму.
3. Для других, исключая себя. Оценивается как альтруистическая направленность.
Конечно, если малыш выбрал все желания только для себя, не надо навешивать на него ярлык жадины.
Просто надо чаще побуждать его делиться, готовить и делать подарки родным и близким, учить получать от этого удовольствие.
Методика «Какой я?»
Цель: диагностика самооценки.
Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.
Оценка результатов:
- ответы типа «да» – 1 балл;
- ответы типа «нет» – 0 баллов;
- ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.
Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.
Выводы об уровне самооценки:
- 10 баллов – очень высокий;
- 8-9 баллов – высокий;
- 4-7 баллов – средний;
- 2-3 балла – низкий;
- 0-1 балл – очень низкий.
Методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)
Цель: диагностика самооценки.
- Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – ..?, Почему ты так думаешь?»).
- Почему ты не считаешь себя..? (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
- Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса: «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
- Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант вопроса такой же как предыдущий).
- Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
- Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
- Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
- Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
- За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
- За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?
Методы, приемы развития, коррекции структуры я-концепции
Активизация субъектного опыта осуществляется через методические приемы:
1) перевоплощения: представить себя в ключевой ситуации, описанной в произведении; представить себя одним из этих героев, постараться ощутить то, что чувствует герой в данный момент; рассказать о своих чувствах, сравнить их с чувствами товарищей;
2) приемы работы с художественным текстом: выделение доминанты в описании внешности и характера героя; цитатная характеристика героя; описание героя в разных жизненных ситуациях: создание образа идеального героя; определение сущности нравственных понятий;
3) личностно ориентированной театрализации: включение в «драматизирующую» игру, с перевоплощением в личность, обладающую желаемыми свойствами и «жизнью» в необходимых для их проявления обстоятельствах (проба на роль, инсценировка, сценизация, режиссерский комментарий, игры-драматизации, урок-спектакль);
4) театрально-импровизационной деятельности: психодрама, социодрама, импровизационная игра.
Метод интроспективного анализа реализуется через такие методические приемы, как:
1) формулирование с опорой на литературное произведение личностно значимых проблем и организация их обсуждения;
2) контраргументы в рамках беседы, дискуссии, диспута «за» и «против»;
3) запись своих мыслей (подростки);
4) незаконченное предложение;
5) написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека;
6) драматизация конфликтной ситуации с организацией ролевых игр.
Метод имаготерапии реализуется через воспроизведение в воображении или в реальном поведении желаемого образа своего «Я».
Метод выступления учащегося в роли автора реализуется через приемы создания «своего» произведения и рассказа о «своем» любимом герое; сказкотерапии, арт-терапии через рисование.
Игры и упражнения:
Основными элементами игры являются:
- имитация (действие в определенной ситуации по заранее известным правилам и с соблюдением уже установленных ритуалов;
- подражание поведению других, которое дает возможность познакомиться со многими аспектами этого поведения и понять их значение), ролевой элемент (роли участников и их действия в этой роли; ролевая игра не требует точной имитации) деловой элемент (постановка задачи и шаги по ее выполнению) и моделирование (создание определенной модели ситуации, при этом правила и ритуалы вырабатываются участниками игры, а не даются изначально;
- метод исследования объектов на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих в природе и обществе предметов, при этом устанавливается сравнительно большое количество правил и остается меньший простор для изменения внешних условий).
Учебная игра может проводиться как при наличии всех перечисленных элементов, так и с использованием некоторых из них.
Пример занятия по формированию Я-концепции:
Цели: формирование Я-концепция посредством интерактивных упражнений, снимающих психологическую защиту; формирование межличностного восприятия; активизация процесса самопознания; углубление процессов самораскрытия, углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.
Задачи:
1) раскрыть смысл понятий «уникальность личности» и «Я-концепция»; способствовать формированию умений объяснять понятия «уникальность личности» и «самооценка», «я-концепция» (познавательные УУД); совершенствовать навыки культуры общения через интерактивные упражнения; формировать потребность к самосовершенствованию;
2) развивать и корректировать умение отстаивать свою позицию, учиться работать в группе, паре; коррекция и развитие коммуникативных способностей детей; снятие механизмов психологической защиты; коррекция и развитие учебно-познавательных, информационных компетенций;
3) воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: занятие с использованием приёмов интерактивного обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.
Предполагаемый результат:
- обучающиеся имеют четкое представление о понятиях «уникальность личности», «самооценка», «Я-концепция».
- умеют отстаивать собственную позицию, могут дать обратную связь, способны к рефлексии;
- способны анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения
- умеют работать в составе группы.
Оборудование: мяч, заготовки футболок, карточки, бумага, карандаши, ручки.
- Упражнение «Приветствие».
Форма проведения упражнения «каруселька в парах»:
Весь круг рассчитывается на 1- 2. Первые номера встали в круг, взялись за руки, вторые номера образовали второй наружный круг, первые номера опустили руки и повернулись лицом к внешнему кругу.
За всю историю человечества люди разных стран придумали очень разные приветствия. Сейчас мы их испытаем на себе.
Задания:
- Пожмите руку по-мужски, деловито, обыденно.
- Как приветствовали друг друга наши предки славяне? (низкий поклон с правой рукой, с левой рукой, двумя вместе).
- Мусульманское приветствие (касание своего лба, губ, груди).
- Армения (рука треплет щеку – дружески).
- Японский поклон (складываемся пополам, руки едут вниз по швам, глаза на партнера не смотрят, наклоняются одновременно, но кто дольше стоит в поклоне, тот больше уважает другого).
- Эскимосы и Новая Зеландия (встретившись, деловито трутся носами).
- Эфиопы (трутся щеками).
- Галантное Средневековье (юноши делали до 16 подскоков, девушки – жеманный реверанс).
- Капитализм (приветствие сдержанное: он делает шаг в сторону и поклон головы, она шаг в сторону и книксен)
- повернулись спинами друг к другу (без слов спросите обед был вкусный, получите ответ)
Вывод: в обычной жизни у нас нет такого богатства ощущений и эмоций, обычно это «Привет!», «Здорово», а ведь с помощью приветствия мы можем выражать истинное отношение к партнеру.
- Упражнение "Футболка с надписью".
Подготовить шаблоны футболок, вырезанные из бумаги. Предлагается сделать надпись на футболке, которая говорит о человеке сейчас – о его любимых занятиях, об отношениях к другим, о том, чего он хочет от других и пр. После выполнения каждый зачитывает свою запись. Затем проводится короткое обсуждение: о чем в основном говорят надписи на футболках. Что мы хотим сообщить о себе другим людям?
- Разминка. Упражнение "На какого сказочного героя я похож? "
Необходимое время: 10 минут.
Цель: Возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия.
Материал: мяч.
Процедура проведения: Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающие у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник. Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Далее надо попросить членов группы запомнить, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен, и высказать свое мнение относительно его ассоциации. Цепочка продолжается таким образом раскручиваться в обратном направлении.
- Упражнение "Уникальность каждого".
В кругу, бумага и карандаш у каждого. Задание: вспомнить ситуацию, когда приходилось быть не как все. Например:
· неожиданные факты (выиграл в лотерею);
· кулинарные способности (замечательно готовлю борщ);
· особые награды (получил медаль за спортивные достижения);
· необычные умения (предсказывать погоду);
· особые интересы (прекрасно разбираюсь в птицах).
Попросите участников на визитке написать новую характеристику, которая подчеркивает индивидуальность.
- Упражнение «Никто не знает»
Цель: активизация процесса самопознания.
Ход: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.
— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»
Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
- Упражнение «Самый-самый»
Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.
Ход:
— Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте, же, исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».
- Упражнение. «Это хорошо, это плохо…»
Водящий (в идеале тот, кто хочет поделиться своей неприятностью) рассказывает свою проблему одним – двумя предложениями. Последнее слово водящего берется за основу следующим игроком, и он его описывает с позиции «это хорошо, потому что…». Следующий берет за основу последнее слово второго игрока и описывает его с позиции «Это плохо, потому что…».
- Упражнение. «Мое качество»
Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.
Ход:
— Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.
Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы видели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело... ваши руки... кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...
Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.
- Упражнение "Паровозики".
Выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. Первый – паровоз идет с вытянутыми руками вперед, второй – вагон держит за талию паровоз, третий – машинист управляет всем поездом. У вагона и паровоза завязаны глаза. Нужно пройти до станции между преградами. Обсуждение: насколько было спокойно в роли паровоза, который идет первым и не знает куда, насколько можно было доверять машинисту и вагону. Как себя чувствовали все в ролях.
- Упражнение "Только вместе".
Разбиться на пары, встать спиной к спине, сесть на пол, встать, не отрываясь. Поменяться партнерами. Обсуждение: с кем было легче всего? Что было трудным в этом упражнении?
- Упражнение "Слепой и поводырь".
Вопросы для обсуждения: как ты себя чувствовал, когда был слепым? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Когда тебе было лучше: когда тебя вели или ты вел?
- Упражнение "Тростинка на ветру".
Встать в круг, в центре человек. Нужно падать из стороны в сторону и круг должен тебя удержать. Вопросы для обсуждения: Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других?
- Упражнение "Восковая палочка"
Цель: переживание телесных ощущений в отношениях доверия - недоверия
Задачи: Осознание собственной телесности.
Ход: Осознание телесных переживаний среди других людей. Переживание поддержки других участников группы. Переживание доверия - недоверия в отношениях. Сплочение группы.
Все участники становятся в круг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, кто стоит в центре, закрывает глаза и максимально расслабляется и его раскачивают остальные участники группы, стараясь не причинить ему боль". Затем - на месте "восковой палочки" оказываются остальные участники группы. В заключении ведется работа с чувствами, возникшими в результате выполнения упражнения.
- Упражнение "Доверяющее падение" (в парах)
Цель: переживание доверия в отношениях как стрессовой ситуации
Задачи: Работа с защитными механизмами
Ход: Упражнение выполняется в парах. Один участник встает спиной к партнеру. Его партнер стоит лицом к спине партнера и отходит на небольшое расстояние от него. Когда готов первый участник, он падает назад, а другой его ловит.
После упражнения участники обмениваются чувствами в группе.
- Моя уникальность
Под музыку расслабление и медитативный текст:
Мир долго готовился к моему появлению... До меня на свете жило много людей, и каждый из них своей жизнью вносил свой маленький вклад в тот мир, в который должен прийти я. Очень долго они готовили мою маму и моего папу, чтобы они выросли, смогли встретиться и полюбить друг друга. Это было не просто, но это случилось, и через некоторое время после их встречи произошло великое событие, величайшее событие всей мировой истории - на свет появился я. Когда на свет появился Я, формочку, с которой делали меня - разбили, и другого такого - больше нет и появиться не может. Как ни был я мал - я неповторим. Я неповторим в своих глупостях, таких смешных и понятных только мне, потому что эти глупости - только мои, и даже похожие глупости других - уже совсем другие глупости. Я неповторим в своих заблуждениях, потому что мои заблуждения вырастают на моей почве, под моей верой и моими страхами и надеждами. И как бы ни был я со стороны похож на сотни таких же, как я - я точно знаю, что мой мир принадлежит только мне, в ней особый цвет и запах, в нем мой горизонт, моя боль и мое солнце. Мой путь - это только мой путь, и поэтому для меня он - бесценен...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция воспитания детей дошкольного возраста
В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: 1. Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...
Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста
диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...
Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста
Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»
«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР»...

Формирование Я-концепции у детей дошкольного возраста
Психическое развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания — осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному сущест...






