Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая группа)

Мордвинова Ирина Борисовна

 СП  "Детский сад № 52"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Мордвинова И.Б.,  учитель-логопед  ДОУ «Детский сад № 52» «комбинированного вида»

Для успешности воспитания и обучения детей с нарушением речи необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого –медико -педагогической диагностике, позволяющей:

 - своевременно выявить детей с нарушением речи;

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности детей;

 - определить оптимальный педагогический маршрут;

- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с нарушением речи в дошкольном учреждении;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

 - оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 - определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка. На основе диагностики выстраивается дальнейшая индивидуально-групповая работа всех специалистов.

 Задачи диагностики:

 - обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;

- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год: - Сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы; - январь – выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности; - май – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Проводят диагностику воспитатели, узкие специалисты: диагностику физического и музыкального развития детей проводят инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель, диагностику уровня развития речи проводит учитель-логопед. Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, экспертная оценка, анализ продуктов детской деятельности, создание игровых ситуаций, психологический тест, тестовые задания. Результаты исследований различных областей представляются в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень: - высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого; - средний уровень – ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого; - низкий уровень – ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого. Приступая к обследованию ребенка, необходимо иметь сведения о его физическом состоянии, интеллекте (заключения специалистов), ознакомиться с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, фразы, предложения). Приводится беседа с родителями и ребенком. При логопедическом обследовании детей (в начале учебного года) прежде всего тщательно изучается строение и подвижность артикуляционного аппарата. Логопед должен определить, нет ли дефектов в строении зубов, губ, прикуса, челюстей, нёба и языка. У детей с дизартрией подробно обследуется речевая моторика. При обследовании звукопроизношения должно быть определено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно (используются предметные картинки) и во фразовой речи (стихотворения). При обследовании слоговой структуры слова обращается внимание на умение ребенка произносить многосложные слова (аквариум, водопроводчик, велосипед) и слова с истечением согласных (экскурсия, экскаватор). Затем проверяется фонематический слух, т.е. различение фонем из групп свистящих и шипящих звуков (са-ша, за-жа, са-за и т.д.); звонких и глухих (ка-га, да-тада и т.д.); сонорных (ра-ла, ри-ли); мягких и твердых (за-зя, та-тя и т.д.); различение ребенком слов, близких по звучанию (ком-дом, кот-год и т.д.). С помощью специальных заданий и таблиц обследуется развитие психических процессов: внимание, память (запомнить и повторить 10 слов) и мышление (сложить разрезную картинку из 4 частей). При обследовании словаря и грамматического строя речи ребенку предлагаются следующие задания:

1) образовать множественное число существительных (дом, ведро, утка, стул, ухо, воробей, мост);

2) образовать словосочетания: - существительное + прилагательное (красный флажок, красная …, красное…); - существительное + числительное (один помидор, два …, пять…);

 3) объяснить значения слов (пылесос, холодильник, …);

 4) образовать обобщающие слова:

- помидор, огурец, тыква, горох – это …;

- яблока, груша, слива, абрикос – это…;

- кофта, футболка, брюки – это…;

 - сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…;

 - заяц, медведь, ёж, лиса – это…;

- воробей, утка, ворона, сорока – это…;

 - шкаф, тумбочка, диван – это…;

- автобус, трамвай, электричка – это….

5) подобрать признаки к предметам (какой? какая?): лимон, лиса;

 6) составить прилагательные: стакан из стекла (стеклянный), сок из клюквы (…), шуба из меха (…), сумка из кожи (…);

7) образование антонимов: («Скажи наоборот»), большой - …, длинный - …, толстый - …, высокий - …, холодный - …, мокрый - …;

8) образовать притяжательные прилагательные (Чей дом? Чей хвост?);

 9) образовать глаголы («Кто как кричит?»): собака – лает, кот - …, свинья - …, корова - …, гусь - …. При обследовании связной речи дети должны: пересказать небольшой рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик») и рассказ по представлению. Задачи и содержание коррекционной работы определяются речевыми нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному воспитанию была составлена рабочая программа логопеда. Основные задачи коррекционного обучения: - Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; - Преодоление недостатков в речевом развитии; - Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие- кофта, футболка, брюки – это…; - сапоги, тапочки, туфли, сапоги – это…; - заяц, медведь, ёж, лиса – это…; - воробей, утка, ворона, сорока – это…; - шкаф, тумбочка, диван – это…; - автобус, трамвай, электричка – это?. При обследовании связной речи дети должны: пересказать небольшой рассказ; составить рассказ по серии сюжетных картинок («Ёж», «Кораблик») и рассказ по представлению. Задачи и содержание коррекционной работы определяются речевыми нарушениями детей. В соответствии с требованиями ФГОС по дошкольному воспитанию была составлена рабочая программа логопеда. Основные задачи коррекционного обучения:

- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

 - Преодоление недостатков в речевом развитии;

 - Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие май.

 В работе используются следующие логопедические методы и приемы:

 - артикуляционные упражнения и упражнения на дыхание;

- пальчиковые игры, игры с движениями по разным лексическим темам («Домашние животные», «Космос», «Профессии» и т.д.);

 - упражнения на развитие мелкой моторики с использованием мелких предметов (бусинок, палочек);

- упражнения с массажными мячами; - игры дидактические («Доскажи словечко», «Телеграф», «Осенние листья», «Угадай: что это?» и т.д.), дидактические с элементами движения (игры с мячом: «Назови ласково», «Кто как голос подает?»);

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;

- викторины («Цирк», «Лесная сказка»), сочинение загадок («Загадай-ка», «Что в сундучке?»);

 - инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц на разные лексические темы; - самостоятельное составление детьми графического плана связного рассказа;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам; - музыкально-ритмические движения, хороводы;

- физкультминутки;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения («Дождик», «Веселые человечки»); - упражнения по методике: «Расскажи стихи руками»;

- игры и упражнения под тексты стихотворений, народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку.

Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:

 - фронтальных (подгрупповых) занятий;

- индивидуальных занятий;

- подгрупповых занятий.

Приоритет при составлении занятия отдается игре, как ведущей деятельности дошкольников («Лягушонок в стране звуков», «Звукоград» и т.д.).  На подгрупповых занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми; уточняется, расширяется и обогащается словарный запас; отрабатываются грамматические категории. В связи с ограничением количества занятий в неделю, на подгрупповые выносятся ООД по формированию фонетико-фонематической и лексикограмматической стороны речи. На ООД используется лексико-грамматический подход. При таком подходе изучаются наиболее типичные формы словообразования, а также основные модели построения словосочетаний и предложений, характерные для грамматической системы русского языка. Таким образом, у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются грамматические представления. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя - логопеда, родителя, воспитателя и специалистов ДОУ.