Документ. Социальная психологи. ТБ.
консультация
Таблица «Этапы развития социальной психологии как науки;
Эксперимент по изучению влияния стилей лидерства на поведение в группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица «Этапы развития социальной психологии как науки
Этап | Учёные | Достижения |
VI в. до н.э. – середина XV в. Предпосылки возникновения социальной психологии.
| Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Платон; Суньцзы, Конфуций. | Накопление научных знаний о происхождении сущности социально-психологических особенностей человека, психологических механизмах социального поведения людей. |
Середина XV в. – середина XIX в. Предпосылки социально психологического знания в системе марксизма | Н. Макиавелли Н. Я. Данилевский А. И. Герцен Т. Гоббс Г.Тард Л. Уорд Ф. Гиддингс С. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, Г. Лебон «Психология народов и масс». В. Вундт «Лекциях о душе человека и животных». А. А. Потебни, изучал психологию народов. Л. Морган исследует быт индейцев. Л. .Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека. | Развитие языкознания, психологии, Исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействии и общение людей как представителей различных социальных групп. в 1930-х годах было создано Общество психологических исследований социальных проблем. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками. Созданием марксистского мировоззрения. |
конец XIX в. – начало XX г. Экспериментальный период развития социальной психологии | Первые социально-психологические исследования в США: - о движущих факторах в кооперации (Триплет) - о психологии религии (Старбак) - о психологии рекламы (Джейл) - Экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе (7-10 человек) – Бехтерев. Метод эксперимента, техника получения и обработки данных. Прагматическое, прикладное направление. Программа В. Мёде и в США Ф. Олпорта, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии» вышла в 1897 г. В. Макдугалл «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г. Э. Росса «Социальная психология» | Одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной. были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны, оказалась практически исключенной из анализа. Разработка социально-психологических теорий, превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и зарождение социально-психологических школ (этнопсихология, политическая психология и т.д.) Были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении со знания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.
Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. В первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. Определяются предмет изучения и основные проблемы. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. -Один из общих принципов – стремление к цели. -Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями но сит систематический и определенный характер. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX — начало XX в. — это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. |
Середина XX в. – по настоящее время. | Бихевиористы: Дж. Хоманс. (А. Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люди). В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, предложены многочисленные моде ли диадического взаимодействия (например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли, использовавших, в частности, аппарат математической теории игр).
Неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Т. Адорно «Авторитарная личность», где идея фрейдизма о фатальной предопределенности. А.Маслоу К.Роджерс.
Теории поля К. Левина. Теория сбалансированных структур Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Теория когнитивного дис сонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.
Теорию символического интеракционизма Г. Мида. Однако сегодня интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются идеи социальной драматургии И. Гоффмана и этнометодологии Г. Гарфинкеля, концепции, пограничные для социальной психологии и социологии. А. Тэшфел (Великобритания), С. Московией (Франция) и др. Еще более поздняя версия построения новой социальной психологии XXI в. предложена в современном социальном конструкционизме К. Гергена. | Превращение и окончательное оформление социальной психологии в экспериментальную науку. С 1950-х годов XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Основные теоретические ориентации, в рамках которых группируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, так называемые когнитивистские теории и интеракционизм. Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление — интеракционизм — представляет социологический источник. |
Эксперимент по изучению влияния стилей лидерства на поведение в группе
Эксперимент был проведён в 1939 году под руководством Курта Левина, Р. Липпита и Р. Уайта.
Описание эксперимента:
Задача эксперимента заключалась в том, чтобы установить, каким образом влияют на выполнение групповых действий различные типы лидерства.
Ход: Эксперимент был проведен на группе мальчиков-подростков 10-11 лет, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (ими являлись взрослые руководители) демонстрировали разный стиль лидерства и затем экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности трех групп.
В группах провели социометрические тесты, при помощи которых установили лидеров, аутсайдеров, дружеские пары. Экспериментальная работа со всеми группами производилась в одном и том же помещении, поэтому влияние внешней обстановки не могло исказить результаты эксперимента. Кроме того, каждая группа выполняла одинаковое задание. К каждой группе был прикреплен руководитель, который в течение 7-ми недель осуществлял заданный стиль лидерства. После 7-ми недель назначался другой с другим стилем. Лидеры не работали в одной и той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах. Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.
В ходе эксперимента в комнате присутствовали наблюдатели, которые фиксировали:
- Количество актов взаимодействия между членами группы и их лидером, в том числе директивные указания, положительные и отрицательные реакции, особое внимание обращалось на отказ выполнить просьбу либо распоряжение руководителя.
- Осуществлялся поминутный анализ изменений в групповой структуре: фиксировалась деятельность подгрупп, устанавливалось, вызвана ли активность группы лидером или возникла спонтанно, подсчитывался индекс сплоченности каждой подгруппы.
- Фиксировалось накопленное количество значимых действий испытуемых, а также изменения в динамике группы как целого.
- Велась непрерывная стенограмма всех разговоров в группе.
Результаты эксперимента:
- При авторитарном стиле лидерства было обнаружено, у членов группы не было пространства для творчества в процессе принятия решений
- При демократичном стиле лидерства продуктивность детей снижалась в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Члены группы были более мотивированными и включенными в процесс, что способствовало проявлениям креативности.
- При попустительском стиле лидерства члены группы требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.
Критика эксперимента:
Основную критику эксперимент получил из-за неоднозначного применения терминов. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стилях лидерства, а не руководства. В эксперименте отсутствует строгость к употреблению этих терминов, что характерно для экспериментов, касающихся этой темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все нормативные документы педагога-психолога.
Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога...

Отчетные документы педагога-психолога ДОУ: Журнал учета групповых, журнал учета индивидуальных видов работ, аналитический отчет и статистическая справка по итогам учебного года
Данный материал знакомит с правилами оформления нормативно - отчетной документации педагога - психолога в ДОУ. Будет полезен психологам образовательных учреждений...

Документ. Методы социальной психологии.
Характеристика основных методов исследования социальной психологии....

Документ. Социальные роли. Семинар - практикум: "Роль адаптации детей к Дошкольному образовательному учреждению".
Цель: просвещение педагогов по теме адаптации ребенка к ДОУ.Задачи:определить формы и способы оказания помощи детям в адаптационный период;рассмотреть проявления стрессовых состояний, которые испытыва...


