Документ. Социальная психологи. ТБ.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Таблица «Этапы развития социальной психологии как науки;

Эксперимент по изучению влияния стилей лидерства на поведение в группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_i_eksperiment_rahova_yu.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Таблица «Этапы развития социальной психологии как науки

Этап

Учёные

Достижения

VI в. до н.э. – середина XV в.

Предпосылки возникновения социальной психологии.

 

Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Платон;

Суньцзы, Конфуций.

Накопление научных знаний о происхождении сущности социально-психологических особенностей человека, психологических механизмах социального поведения людей.

Середина XV в. – середина XIX в.

Предпосылки социально

психологического знания

в системе марксизма

Н. Макиавелли

Н. Я. Данилевский

А. И. Герцен

Т. Гоббс

Г.Тард

Л. Уорд

Ф. Гиддингс

С. Сигеле опирался на изучение уголовных дел,

Г. Лебон «Психология народов и масс».        

В. Вундт «Лекциях о душе человека и животных».

А. А. Потебни, изучал психологию народов.

Л. Морган исследует быт индейцев.

Л. .Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.

Развитие языкознания, психологии,

Исследование и обобщение представлений о влиянии общества и государства на взаимодействии и общение людей как представителей различных социальных групп.

в 1930-х годах было создано Общество психологических исследований социальных проблем.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует

увлечение экспериментальными методиками.

Созданием марксистского мировоззрения.

конец XIX в. – начало XX г.

Экспериментальный

период развития

социальной психологии

Первые социально-психологические исследования в США:

- о движущих факторах в кооперации (Триплет)

- о психологии религии (Старбак)

- о психологии рекламы (Джейл)

- Экспериментальное изучение социально-психологических явлений в группе (7-10 человек) – Бехтерев. Метод эксперимента, техника получения и обработки данных. Прагматическое, прикладное направление.

Программа В. Мёде и в США Ф. Олпорта, в которой были

сформулированы требования превращения социальной психологии в

экспериментальную дисциплину.

Дж. Болдуин опубликовал «Исследования по социальной психологии» вышла в 1897 г.

В. Макдугалл «Введение в социальную психологию» вышла в 1908 г.

Э. Росса «Социальная психология»

Одностороннее развитие социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

были проведены многочисленные исследования в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» социальной психологии, проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны, оказалась практически исключенной из анализа.

Разработка социально-психологических теорий, превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и зарождение социально-психологических школ (этнопсихология, политическая психология и т.д.)

Были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении со знания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.

        

Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.

В первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии.

Определяются предмет изучения и основные проблемы.

На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

-Один из общих принципов – стремление к цели.

-Внутренним выражением инстинктов являются

главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями но

сит систематический и определенный характер.        

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, они сыграли в истории науки отрицательную роль: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели

узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в

качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX — начало XX в. — это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям.

Середина XX в. – по настоящее время.

Бихевиористы:

Дж. Хоманс.

(А. Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люди).

В рамках подхода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, предложены многочисленные моде

ли диадического взаимодействия (например, в работах Дж. Тибо и Г. Келли, использовавших, в частности, аппарат математической теории игр).

  • Психоанализ:

Неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана.

Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов:

динамическая теория функционирования группы В. Байона, теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца.

Т. Адорно «Авторитарная личность», где идея фрейдизма о фатальной предопределенности.

А.Маслоу

К.Роджерс.

  • Когнитивизм:

Теории поля К. Левина.

Теория сбалансированных структур Ф. Хайдера.

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома.

Теория когнитивного дис сонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

  • Интеракционизм:

Теорию символического интеракционизма Г. Мида.

Однако сегодня интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух

школах: чикагской — Г. Блумером и айовской — М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются идеи социальной драматургии И. Гоффмана и этнометодологии Г. Гарфинкеля, концепции, пограничные для социальной психологии и социологии.

А. Тэшфел (Великобритания), С. Московией (Франция) и др.

Еще более поздняя версия построения новой социальной психологии

XXI в. предложена в современном социальном конструкционизме К. Гергена.

Превращение и окончательное оформление социальной психологии в экспериментальную науку.

С 1950-х годов XX в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии.

Основные теоретические ориентации, в рамках которых группируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, так называемые когнитивистские теории и интеракционизм. Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление — интеракционизм — представляет социологический источник.

Эксперимент по изучению влияния стилей лидерства на поведение в группе

Эксперимент был проведён в 1939 году под руководством Курта Левина, Р. Липпита и Р. Уайта.

  1. Описание эксперимента:

Задача эксперимента заключалась в том, чтобы установить, каким образом влияют на выполнение групповых действий различные типы лидерства.

Ход: Эксперимент был проведен на группе мальчиков-подростков 10-11 лет, которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (ими являлись взрослые руководители) демонстрировали разный стиль лидерства и затем экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности трех групп.

В группах провели социометрические тесты, при помощи которых установили лидеров, аутсайдеров, дружеские пары. Экспериментальная работа со всеми группами производилась в одном и том же помещении, поэтому влияние внешней обстановки не могло исказить результаты эксперимента. Кроме того, каждая группа выполняла одинаковое задание. К каждой группе был прикреплен руководитель, который в течение 7-ми недель осуществлял заданный стиль лидерства. После 7-ми недель назначался другой с другим стилем. Лидеры не работали в одной и той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах. Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.

В ходе эксперимента в комнате присутствовали наблюдатели, которые фиксировали:

  • Количество актов взаимодействия между членами группы и их лидером, в том числе директивные указания, положительные и отрицательные реакции, особое внимание обращалось на отказ выполнить просьбу либо распоряжение руководителя.
  • Осуществлялся поминутный анализ изменений в групповой структуре: фиксировалась деятельность подгрупп, устанавливалось, вызвана ли активность группы лидером или возникла спонтанно, подсчитывался индекс сплоченности каждой подгруппы.
  • Фиксировалось накопленное количество значимых действий испытуемых, а также изменения в динамике группы как целого.
  • Велась непрерывная стенограмма всех разговоров в группе.
  1. Результаты эксперимента:

  • При авторитарном стиле лидерства было обнаружено, у членов группы не было пространства для творчества в процессе принятия решений
  • При демократичном стиле лидерства продуктивность детей снижалась в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Члены группы были более мотивированными и включенными в процесс, что способствовало проявлениям креативности.
  • При попустительском стиле лидерства члены группы требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща.
  1. Критика эксперимента:

Основную критику эксперимент получил из-за неоднозначного применения терминов. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стилях лидерства, а не руководства. В эксперименте отсутствует строгость к употреблению этих терминов, что характерно для экспериментов, касающихся этой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все нормативные документы педагога-психолога.

Сборник нормативных документов регламентирующих деятельность педагога-психолога...

история развития социальной психологии в России

история социально психологии в России...

Отчетные документы педагога-психолога ДОУ: Журнал учета групповых, журнал учета индивидуальных видов работ, аналитический отчет и статистическая справка по итогам учебного года

Данный материал знакомит с правилами оформления нормативно - отчетной документации педагога - психолога в ДОУ. Будет полезен психологам образовательных учреждений...

Документ. Методы социальной психологии.

Характеристика основных методов исследования социальной психологии....

Документ. Социальные роли. Семинар - практикум: "Роль адаптации детей к Дошкольному образовательному учреждению".

Цель: просвещение педагогов по теме адаптации ребенка к ДОУ.Задачи:определить формы и способы оказания помощи детям в адаптационный период;рассмотреть проявления стрессовых состояний, которые испытыва...

Документ. Социальное поведение личности и его регуляция.

Соцалные нормы. Ценностные ориентации....