Документ. Социальное поведение личности и его регуляция.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Соцалные нормы. Ценностные ориентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyatsiya_povedeniya.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное поведение личности и его регуляция

В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам норм, правил, механизмов, средств регулирования, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества.

Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

Внешние факторы регуляции поведения. Сюда относятся: общественное производство, общественные отношения (социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация.

К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся также образ и стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия. В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.

Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего, такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления — социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, молва, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы. К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы.

Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Выделяют различные виды норм: правовые, политические, этнические, культурные, этические, моральные, нравственные, религиозные, нормы макрогрупп и социально-психологические нормы микрогрупп. Внутренние регуляторы поведения. Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений.

Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении - как формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык 65 выступает внешним регулятором поведения).

Внутренняя речь — один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство. Психические состояния составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения.

 Сюда относятся - аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация. Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального поведения. Эти качества существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности.

К первым относятся — внутренний локус контроля — внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы.

К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация, аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция, любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, тревожность, атрибуция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКАА. А. Титаренко,воспитатель. МБДОУ г. Астрахани № 100. В ФГОС предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению...

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек – существо социальное. Во все времена ценность представляло гармоничное взаимоотношение человека и социума. Но в настоящие время в психологической науке рассмотрено множество явлений пов...

Социальное поведение личности и его регуляция

Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это - система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством кото...

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный период, представляющий собой время становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических пр...

Консультация для воспитателей "Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте"

Консультация для воспитателей "Формирование социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте"...

Документ. Социальная психологи. ТБ.

Таблица «Этапы развития социальной психологии как науки;Эксперимент по изучению влияния стилей лидерства на поведение в группе....

Документ. Социальные роли. Семинар - практикум: "Роль адаптации детей к Дошкольному образовательному учреждению".

Цель: просвещение педагогов по теме адаптации ребенка к ДОУ.Задачи:определить формы и способы оказания помощи детям в адаптационный период;рассмотреть проявления стрессовых состояний, которые испытыва...