Документ. Тема: Общая характеристика общения + невербальная коммуникация.
консультация

Рахова Юлия Алексеевна

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятель­ности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_harakteristika_obshcheniya.docx510.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общая характеристика общения + невербальная коммуникация.

ОБЩЕНИЕ

Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. 

Функции общения

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5 основных функций общения:

  1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  2. Формирующая функция общения проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека (общение ребёнка с взрослым).
  3. Функция подтверждения – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.
  5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (внутренняя или внешняя речь, построенная по типу диалога), это универсальный способ мышления человека.

Функции общения (по Б.Ф. Ломову)

  • информационно-коммуникативная;
  • регуляторно-коммуникативная;
  • аффективно-коммуникативная.

Общение и деятельность

Выявились две альтернативных точки зрения:

  • Согласно одной из них общение есть часть деятельности или один из ее видов (А. А. Леонтьев, М. С. Каган, В. Н. Сагатовский и др.).
  • По мнению же Б. Ф. Ломова, общение нельзя определять, как вид человеческой деятельности, поскольку оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом. Аналогичным образом и Л.П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность.
  • Были попытки предложить и компромиссный подход (Г.М. Андреева, М.И. Лисина), когда общение рассматривалось и как сторона совместной деятельности, и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности.
  • Общение и деятельность как взаимоперекрещивающиеся, но не совпадающие явления. В докладе, посвященном этой проблеме и зачитанном на V Международном конгрессе психологов придунайских стран (Ростов Великий, 1981), Д.Б. Парыгиным была предложена такая точка зрения: общение не тождественно деятельности и как таковое не является его частью. Оно соотносится с ним как два взаимоперекрещивающихся круга (см. рис.).

Рис.  Соотношение понятий «общение» и «деятельность»

С одной стороны, общение может выступать как в качестве условия или составляющей любой деятельности, так и в виде специфической коммуникативной деятельности.

С другой - оно может и должно рассматриваться в качестве совершенно самостоятельного и отличного от деятельности социально-психологического явления.

Самоценность общения. Это неизбежно в том случае, когда общение носит самоценный характер и не преследует каких-либо иных целей кроме тех, которые связаны со взаимным интересом друг к другу как к личности партнеров по общению.

В таком случае имеют место межсубъектные взаимоотношения, то есть отношения одного субъекта к другому как субъекту же, а не как к объекту. И в этом, по мнению Б.Ф. Ломова, и есть главное отличие характера общения от деятельности, где имеют место не субъект-субъектные, а субъект-объектные отношения.

Но если для Б. Ф. Ломова этого критерия достаточно для разведения явлений деятельности и общения, то для М.С. Кагана это не аргумент, поскольку «деятельность человека, по его мнению, не следует сводить к его предметной деятельности, и тогда общение естественно впишется в это целокупное и разностороннее проявление человеческой активности».

Уточняя свою позицию, М.С. Каган характеризует два варианта межсубъектной деятельности (см. рис.), один из которых не опосредован, а другой опосредован отношением к объекту.

Рис. Варианты межсубъектной деятельности

О

        С        С1

Где: С – субъект, С1 – субъект; О – объект.

В конечном итоге ход мысли М. С. Кагана представляется таким: межсубъектное взаимодействие - это единственно возможный вариант отношений общения, но это не выводит данный феномен за рамки деятельности. Следовательно, общение представляет собой частный случай деятельности.

По мнению Б.Д. Парыгина, во всей цепи этих рассуждений допущены по крайней мере две ошибки. Одна состоит в сведении всего структурного многообразия общения к одному из его вариантов. С этим же связана и другая. Она заключается в уже отмеченном выше отождествлении данного варианта общения, то есть субъект-субъектных отношений, с деятельностью на том основании, что «деятельность человека не следует сводить к его предметной деятельности...»

Но в таком случае понятие деятельности, если оно лишено направленности на какой-либо предмет, теряет свой главный смысл. Вряд ли есть необходимость всерьез говорить о правомочности этого термина применительно к беспредметной активности человека. Здесь вполне достаточно понятия просто активности.

Виды общения

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

Рассмотрим некоторые из них.

  • По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

- Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

- Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

- Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

- Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

  • По содержанию общение делится на:

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

- когнитивное (обмен знаниями),

-   кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами),

-деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

  • По целям общение делится на биологическое и социальное.

- Биологическое общение – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, оно связано с удовлетворением органических потребностей.

 -Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

  • По количеству участвующих в общении людей можно выделить:

 - Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

- Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Следующие две классификации являются схожими. В них выделяют межперсональное и ролевое общение, формальное и неформальное общение.

  • При межперсональном общении его участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий.
  • В случае ролевой коммуникации её участники выступают как носители определённых ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец). В ролевом общении человек лишается определённой спонтанности своего поведения, его действия диктуются исполняемой ролью.
  • Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным.
  • Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнёрами. Высшие формы неформального общения – любовь и дружба.

  • В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения: социально ориентированное (при нём общественные отношения выражены наиболее ярко – лекция, доклад),
  • групповое предметно ориентированное (при нём чётко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью – это общение в процессе труда, обучения),
  • личностно ориентированное общение (общение одного человека с другим).

Структура или стороны общения (по Г.М. Андреевой)

  • Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;
  • Интерактивная – обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, организация взаимодействия между участниками общения;
  • Перцептивная – процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Общение как обмен информацией

Модель коммуникативного процесса

(автор американский исследователь Г. Лассуэлл)

  1. кто передаёт сообщение – коммуникатор.
  2. что передаётся – сообщение.
  3. как осуществляется передача – канал.
  4. кому направлено сообщение – аудитория.
  5. с каким результатом передаётся сообщение – эффективность.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. Вербальную коммуникацию (знаковая система – речь). Выделяют два основных вида речи: это устная и письменная речь.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

- Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли (рассказ учителя, развёрнутый ответ ученика, доклад и т.п.). Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т.е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

- Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников; равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнёров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  1. наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
  2. использование безоценочного восприятия личности партнёра, априорная установка на доверие к его намерениям;
  3. восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;
  4. содержание общения должны включать проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения);
  5. следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Формы устной речи

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термины условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека.

Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Говорить о существовании пассивной речи можно, поскольку, когда человек слушает какое-либо речевое сообщение, он повторяет про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность и присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребёнок, прежде всего, учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передаёт свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не уметь слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь .

Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающим. В письменной речи как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное перед глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. Наряду с этим письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что письменной речи нельзя предать эмоциональную окраску, сопроводить её необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи не одинаково. Об этом свидетельствует тот факт, что одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим – устно.

2. Невербальную коммуникацию (неречевые знаковые системы – жесты, мимика, пантомимика).

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:

1. создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

2. придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужную сторону;

3. выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухих). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

  1. Визульные:
  • Кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».
  4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.
  6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  1. жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и др.;
  2. жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  3. жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;
  4. жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;
  5. поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  6. жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  7. жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  8. жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  9. жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху,   вниз и др.;
  10. жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.
  • Выражение лица, выражение глаз;
  • Позы: осанка, посадка головы;
  • Направление взгляда, визуальные контакты;
  • Кожные реакции: покраснение, побледнение, потение;
  • Проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство:

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
  4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.
  1. Вспомогательные средства общения: подчёркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), средства преобразования природного телосложения (одежда, причёска, косметика, очки, украшения, татуировки, усы – борода, мелкие предметы в руках).

  1. Акустические:
  • Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука);
  • Экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.
  1. Тактильные:
  • Такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
  1. Ольфакторные:
  • Приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • Естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества: невербальный язык другой страны необходимо учить так же, как и её словесный язык.

Общение как межличностное взаимодействие

Межличностное взаимодействие – совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия, т.е. мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

  1. максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
  2. максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
  3. максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  4. максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  5. минимизация выигрыша другого (агрессия);
  6. минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

  1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив кооперации или конкуренции).
  2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учёта целей партнёра по общению (индивидуализм).
  3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнёра ради условного равенства.
  4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей ради достижения целей партнёра (альтруизм).
  5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей ради исключения выигрыша другого.

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространённым является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Транзактный анализ общения Э. Берна

Анализ позиций в общении осуществляется в концепции транзактного анализа Э. Берна.

Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня или одна из них оказывается преобладающей в поведении того или иного человека.

  • С позиции Ребенка человек смотрит на другого, как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, будучи основной, в детстве, нередко встречается и у взрослых.

Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод.

Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другой раз он сам, например, общаясь со своими родителями, попадает на место Ребенка.

  • При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.
  • С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, с позиции Ребенка - молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики, с позиции Взрослого - соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

Позиция «Родитель» бывает двух разновидностей:

  • «карающий Родитель»: указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • «опекающий Родитель»: советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

Также выделяют варианты и в позиции Ребенок:

  • «послушный»;
  • «бунтующий» («Не хочу! Не буду! Отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут понять друг друга и два Ребенка.

Транзакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Ее можно изобразить линией, идущей от позиции, выбранной одним собеседником, к предполагаемой позиции другого участника общения.

Общение Родителя и Взрослого отличает динамичность: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя, переведя его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и поставить того в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка не менее динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и занять позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход собеседника к позиции опекающего Родителя.

Общение Родителя и Ребенка строится по принципу взаимного дополнения, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где его внешний (социальный) уровень не совпадает с истинным психологическим, маскирует его. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») остается на уровне отношений Родителя (продавец) и Ребенка (покупатель).

Общение как понимание людьми друг друга

Перцептивный аспект общения – восприятие, понимание и оценка человека человеком.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия.

  • На процесс восприятия другого человека оказывает возраст самого наблюдателя.

Так, выявлено, что дети сначала учатся распознавать экспрессию по мимике, затем им становится доступным анализ выражения эмоций посредством жестов. В целом, дети больше чем взрослые ориентированы на восприятие внешности (одежда, причёска, наличие отличительных признаков внешности: очки, униформа).

  • Значительно влияет на процесс восприятия и профессия человека-наблюдателя.

 Так, при оценке людей педагоги в значительной степени ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные тренеры чаще обращают внимание на физическое сложение человека.

К наиболее важным и информативным для процесса познания наблюдателем свойствам наблюдаемого можно отнести: мимику, способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду и причёску), особенности голоса и речи.

Изучение перцепции показывает, что возможно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Среди механизмов межличностной перцепции выделяют:

1. механизмы познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

2. механизмы оценки самого себя в процессе общения (рефлексия);

3. механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнёра по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. При идентификации познаются нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки другого человека.

Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнёром по общению, выступает в форме рефлексии.

В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Эмпатию определяют как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Выделяют три уровня развития эмпатии:

  1. Низший: общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника.
  2. Второй уровень: по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.
  3. Третий уровень: умение сразу войти в состояние другого не только в определенных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнёра по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Причинное объяснение поступков другого человека путём приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не выясняя конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем.

Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно – либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путём отнесения партнёра по общению к определённой категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Для человека стереотипы выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.

(с другого документа )

Невербальные средства общения

Преподаватель обогащает содержание своей речи невербальными средствами, причем на них может приходиться до 55% всей информации, которую предлагают слушателям. В состав невербального поведения обычно включают разнообразные характеристики голоса, движения тела, временную и пространственную организацию этого поведения.

Традиционно невербальные средства общения классифицируют на:

1)  кинесические средства, т. е. зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, поза, походка, взгляд);

2)  такесические средства представлены в виде поцелуев, рукопожатия, похлопывания;

3)   проксемические  средства  - это дистанция  и  ориентация партнеров во время общения;

4)  просодические и экстралингвистические средства. Просодика — это ритмико-интонационные характеристики голоса (высота, тембр, громкость, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя паузы и психофизиологические проявления: плач, смех, вздох, кашель.

По другой классификации к невербальному поведению относятся невербальные:

1.  Действия-символы. Их можно точно перевести в слова (покачать головой, улыбнуться, нахмуриться, показать кулак).

2.  Действия-иллюстраторы. Они являются до некоторой степени частью речи и выполняют функцию акцентирования (движения головы, кистей рук и другие движения, которые человек делает,  произнося  слова  с логическим  ударением,  или движения, выполняющие функцию дополнительных знаков препинания: обрисовка контура предмета).

3.  Действия, выражающие аффект (гнев, радость, удивление).

4.  Действия-регуляторы. Они помогают инициировать или заканчивать речь.

5.  Действия-адаптеры. Они связаны с удовлетворением телесных потребностей (почесывание или изменение положения тела во время контакта).

Рассматриваются четыре ведущие системы отражения невербального поведения:

1.  Акустическая — это разные характеристики выразительности голоса: пауза, интонация, тембр, высота, громкость голоса.

2.  Оптическая: поза, жесты, мимика, походка; строение лица, черепа, конечностей; контакт глаз.

3. Тактильно-кинестезическая: прикосновения (рукопожатия, похлопывания, поглаживания, поцелуи), «язык тела» (жесты, мимика, позы), манера одеваться и причесываться.

4.  Ольфакторная: система запахов (тела, косметики).

Одну из ведущих ролей в передаче и приеме информации играют мимика и пантомимика.

Под мимикой понимается передача информации с помощью мускулов лица. Существует определенный набор общепринятых мимических выражений чувств человека по отношению к событиям и явлениям. Положительные отражаются на обеих половинах лица равномерно, а отрицательные более всего проявляются на левой стороне. С помощью мимики выражаются удивление, страх, отвращение, печаль, счастье.

Мимическим проявлением принято считать взгляд, т. е. определенное выражение глаз или поворот их в ту или иную сторону.

Зрительный контакт представляет собой очень важный коммуникативный мостик от лектора к слушателям. Выражение глаз преподавателя свидетельствует о проявлении внимания, заинтересованности и уверенности. Зрительный контакт дает возможность следить за реакцией аудитории и вовремя предотвратить нежелательные реакции. Однако существует ряд причин, не позволяющих в полной мере использовать это почти универсальное средство невербального общения: неуверенность педагога в своих профессиональных возможностях, страх и скованность, сознательный или бессознательный отказ от зрительного контакта, отсутствие идентификации с высказыванием.

Существует несколько вариантов зрительного контакта, каждый из которых имеет свое значение:

1.  «Глаза в глаза». Такой взгляд производит впечатление того, что через отверстие зрачка хотят проникнуть во внутренний мир другого человека. Он означает доверие, прямодушие, молчаливое согласие. Такой взгляд можно наблюдать у детей. Этот взгляд —-серьезное испытание для преподавателя, так как предполагает взаимную открытость.

2.   Прищуренный взгляд служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и в некоторых случаях об агрессивности, предполагает намерение получить информацию о других, при этом скрыв свою. Достаточно неприятный, холодный взгляд.

3.  Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние, говорит о том, что перед вами задумчивый человек, погруженный в свои мысли. Этот взгляд демонстрирует, что собеседник  —   это   «пустое   место»,   при  таком  взгляде   остается   неясно — действия человека действительно не замечены или человека просто не захотели увидеть.

4.  Прямой взгляд подходит для установления контакта с людьми, которым хочется выразить симпатию. Он свидетельствует о заинтересованности, уважительном отношении, готовности откровенного  общения.   Это  взгляд  хорошо  воспитанного  и   вежливого человека, который признает равноправие партнера.

5.  Взгляд сверху вниз обычно обусловлен и ростом собеседников, и разницей занимаемых ролей. Он увеличивает расстояние между партнерами по общению: тому, кто смотрит сверху вниз, придает чувство превосходства, а другому партнеру, наоборот, чувство неуверенности.

6.  Взгляд снизу имеет несколько интерпретаций. Если это взгляд невысокого человека, то направление взгляда можно исправить за счет вспомогательных средств. Взгляд снизу со склоненной головой означает позу нападения или подчинения, а также недоверие и готовность действовать.

7.  Косой взгляд может быть направлен сверху, тогда говорят о снисходительности, а направленный снизу читается как угодничество. Такой взгляд может также служить для тайного наблюдения, так как прямой слишком явно демонстрирует намерения человека, а при склоненной набок голове легче ввести в заблуждение. Иногда косой взгляд — это следствие тугоухости или укрытие от оптических раздражителей.

8.  Блуждающий взгляд выражает интерес. В соответствии с быстротой блуждания можно судить о любопытстве, конкретном поиске, повышенной раздражительности, об упрошенном переживании. Если сопровождается целенаправленно прохладной мимикой, то создает впечатление трезвого взвешивания, оценки, иногда обиды.

9.  Фиксированный взгляд выражает осознание собственной силы и воздействия. Этот взгляд позволяет лектору фиксировать внимание на какой-либо точке в пространстве.

Для преподавателя важным средством невербального общения является пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации. Например, интерес к информации выражается наклоном головы в сторону, кивками. Нейтральность слушатель показывает держа голову прямо. Слушатель потирает ухо, когда ему скучно и надоело слушать, а скрещенные руки, нога закинута на ногу, лодыжки сведены вместе — показатели негативного отношения.

Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они чаще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.

Выделяют несколько функций жестов как средства коммуникации:

1)  фактическую, т. е. контактоустанавливающую;

2)  конативную, т. е. побуждающую к действию, установлению контакта;

3)  металингвистическую, т. е. функцию перевода информации с языка одной системы на язык другой с сохранением общепринятого смысла;

4)  эмотивную, т. е. функцию передачи чувств, других психических процессов;

5)  референцией ную, которая определяет, что знак представляет предмет, указывает, отсылает к нему;

6)  поэтическую, т. е. регулирующую связь речевых знаков с явлениями внелингвистической реальности.

Существует еще функция познавательная — овладения историческим опытом и функция регуляторная — избирательного воздействия на другого человека.

Есть несколько классификаций жестов. По одной классификации жесты бывают описательные (изображающие, иллюстрирующие ход мыслей) и психологические (выражающие чувства).

По другой — жесты бывают условные и неусловные.

Условные не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху-вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев — насмешка, для китайцев — угроза, для индейцев — гнев.

Неусловные жесты понятны для любого человека. Они указывают на что-то или кого-либо, передают эмоции, подчеркивают мысль, неуверенность. Есть ритмические жесты.

Говорят еще о:

—  коммуникативных жестах: приветствие, прощание, привлечение внимания, утверждение, вопрос, отрицание;

—  модальных, т. е. выражающих оценку и отношение: одобрение, неудовлетворение, доверие, растерянность;

—  описательных. Они имеют смысл только в контексте речевого высказывания. В процессе общения говорят о конгруэнтности, т. е. совпадении жестов и речевых высказываний.

Выбор жестов является одной из сложных задач для преподавателя, потому что подача информации должна сопровождаться некоторым балансом жестов, а добиться этого достаточно трудно. Полная статичность педагога означает скованность, неуверенность, а чрезмерная жестикуляция снижает эффект восприятия, утомляет слушателей. В выборе стратегии невербального поведения следует говорить о технологии оптимального жестикулирования, которая предполагает нахождение наилучшего соотношения между жестикуляцией и другими средствами общения. Важны: динамика жеста (темп, амплитуда, завершенность рисунка движения), соотношение жеста с речью, определение цели общения в соответствии с объективной ситуацией, нюансы межличностных отношений между преподавателем и студентами, индивидуальность педагога и его состояние в конкретный момент общения, содержание и структура учебного занятия.

Следующим средством пантомимики является поза. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение говорит или об открытости, расположенности к общению, или о закрытости. Закрытые позы — свидетельство недоверия, несогласия, противодействия. В такой позе человек старается занять как можно меньше пространства, закрыть переднюю часть тела. Открытые позы — знак доверия, доброжелательности, комфорта. Есть ясно воспринимаемые позы раздумья, критической оценки.

Походка позволяет распознать эмоциональное состояние человека.

О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет человек. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при радости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — показатель гордости.

Дистанция — это тоже компонент пантомимики. Причем пространственная организация общения, особенно педагогического, играет одну из ключевых позиций. Существует четыре нормы дистанции: интимная зона (0—45 см) предполагает общение самых близких людей; персональная (45—120 см) допускает общение знакомых людей; социальная (120—400 см) предпочтительна при официальном общении с чужими людьми; публичная (400—750 см) — это выступление перед различными аудиториями. Как правило, нарушение дистанции воспринимается негативно.

Во время педагогического взаимодействия весьма важным является выбор угла общения. Это выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него. Если общение носит характер соперничества, соревнования, то садятся напротив друг друга. Дружеская беседа заставляет принять угловую позицию. Дискуссия, кооперация предполагает, что будут заняты места с одной стороны стола. Независимая позиция выражается в расположении партнеров по диагонали.

Каждый в отдельности компонент невербального поведения преподавателя и все вместе взятые помогают созданию образа партнера по общению, поддерживают оптимальный уровень атмосферы доверия и комфорта, являются индикатором актуализации психических состояний партнеров по общению, выступают в роли показателя статусно-ролевых взаимоотношений между преподавателем и студентами, снижают возможную избыточность языка и в то же время служат важным средством подкрепления абсолютной однозначности речевого акта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невербальная коммуникация в педагогическом процессе

Невербальное общение - неречевая форма общения. Одежда один из видов невербального общения. Человеком выбирается такая одежда, которая более всего соответствует его предполагаемой социальной роли. В д...

Доклад на тему "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Доклад к вопросу педагогического совета на тему "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Самостоятельная работа. тема : «Общая характеристика понятия иконопись. Представители русской иконографии».

Самостоятельная работа.  тема : «Общая характеристика понятия иконопись. Представители русской иконографии»....

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка....

Тренинг педагогического общения. Невербальная коммуникация. "Мир эмоций"

Развитие коммуникации педагогов. Научить понимать эмоции собеседника и правильно выражать свои эмоции....

Выступление на городском методическом объединении на тему: « Общая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи»

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...

Презентация на тему "Общая характеристика технологий педагогической деятельности"

Педагогическая технология-это продуманная модель совместной педагогическоу деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса....