Доклад на тему "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"
статья на тему

Еременко Екатерина Владимировна

Доклад к вопросу педагогического совета на тему "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_voprosu_pedagogicheskogo_soveta.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 180 «Чародейка» г.о. Тольятти

Доклад на тему: «Общая характеристика учебной и игровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности».

Подготовил: воспитатель   Еременко Е.В.

Тольятти 2013 г.

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………

3

2.

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника..

4

2.1. Учебная деятельность и ее компоненты…………………

4

2.2. Структура учебной деятельности………………………...

5

2.3. Становление элементов учебной деятельности…………

6

3.

Общая характеристика игровой деятельности дошкольника…

8

3.1. Игровая деятельность и ее компоненты..………………….

8

3.2. Структура игровой деятельности…………………………

8

3.3. Стадии развития игровой деятельности и ее виды………

9

4.

Заключение……………………………………………………....

13

5.

Литература………………………………………………………..

14

1. Введение.

На сегодняшний день жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимова, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности''.

Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника.

2.1. Учебная деятельность и ее компоненты. 

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.

Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

2.2. Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

учебную задачу.

учебные действия.

контроль.

оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Контроль предполагает осуществление контроля воспитателя и самоконтроля воспитанников с целью установления обратной связи и корректировки хода учебной деятельности.

 Оценка включает в себя оценку воспитателем и самооценку воспитанников результатов деятельности, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Данная характеристика учебной деятельности  дает представление лишь о ее структуре. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

2.3. Становление элементов учебной деятельности. 

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном образовательном процессе – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте во время НОД необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), умение осваивать различные способы деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль над ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка к НОД (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

Главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении и показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

3. Общая характеристика игровой деятельности дошкольника.

3.1. Игровая деятельность и ее компоненты.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте.

Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры.

3.2. Структура игровой деятельности.

Игре присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат.

Дадим краткую характеристику структурных элементов игры.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Цель игры. Каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос, найти прячущихся, выложить карточки по цвету и др.). Цели эволюционируют от подражательных к обдуманным, мотивированным.

Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере этот компонент проявляется к старшему дошкольному возрасту.

Для игры дети самостоятельно или с помощью взрослого отбирают игровые средства —  игрушки, предметы, материалы, игровую обстановку.

Игровые действия – действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий. Так, врач слушает, выписывает лекарства, лечит больного и т. д.— в играх с правилами характер и последовательность игровых действий четко регламентируется правилами, без которых игра невозможна.

Результат игры выражается, в отличие от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении. При соответствующем возрасту уровне развития игровой деятельности она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции.

3.3. Стадии развития игровой деятельности и ее виды.

В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Развитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развёрнутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свёрнутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Игра, как и любой вид деятельности, имеет свою специфику.

 Во-первых, основной единицей игры является роль. Во-вторых, в игре мотив и цель деятельности совпадают, то есть интересным является сам процесс. В-третьих, игра разворачивается в мнимой, воображаемой ситуации. При этом младшие дошкольники просто играют роль, старшие же договариваются о ролях и их распределении, разворачивают сюжет по конкретному плану, воссоздавая события в определенной, строгой последовательности. В-четвертых, игра воспроизводит именно сферу деятельности, а не отдельное событие (Валентина Николаевна Белкина).

 У детей младшего и старшего дошкольного возраста игра приобретает свои специфические особенности. Рассмотрим их более подробно (табл. 1).

Таким образом, мы видим, что для игры старших дошкольников характерно следующее:

 - коллективный характер;

 - предварительный план, который обсуждается и коллективно принимается в группе детей;

 - сложность сюжета, большое число и увеличившаяся длительность действий;

 - отображение в игре социальных и поло-ролевых отношений, принятых и преобладающих в обществе;

 - наличие лидера;

 - конфликтные отношения, невозможность разрешения которых прекращает развитие игровой деятельности;

 - определенная степень развития коммуникативных умений у каждого ребенка.

Таблица 1. Стадии развития игровой деятельности дошкольника.

Параметры игры

Младшие дошкольники

(3-5 лет)

Старшие дошкольники

(5-7 лет)

Количество ролей

1-2

7-10

Правила игры

Не осознаются

Устанавливают сами

Игровые действия

Однообразные (1-3)

Много свернутых и развернутых: жесты, слова

Появление новых игровых ситуаций

С помощью взрослых

С помощью взрослых и самостоятельно

Объединение игр

Невозможно

Возможно

Игровой материал

Использование готовых предметов и игрушек

Готовые и самодельные как продукт воображения

Продолжительность игры

Кратковременные: в 3-4 года – от 10 до 15 минут;

 в 4-5 лет – от 40 до 50 минут

Долговременные: несколько часов и даже несколько дней.

Предварительное планирование

Нет

Есть

Игры  детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам  используемых предметов, происхождению  и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима.

Наибольшее  распространение в педагогике имеет  деление игр на две большие  группы: творческие игры и игры с  правилами.

Содержание  творческих игр дети придумывают  сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и  отношение к нему.

Игры  с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются  для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют  сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры-драматизации, режиссерская игра

Игры с готовым содержанием  и правилами по своему воспитательному  воздействию условно подразделяются  на игры дидактические, в которых,  прежде всего, развивается умственная  деятельность детей, углубляются  и расширяются их знания; игры  подвижные, в которых  совершенствуются  различные движения; игры музыкальные,  развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения,  игры-забавы.

4. Заключение.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в раннем возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием игровой и учебной деятельности.

Каждый из рассмотренных видов детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

5. Литература.

1. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.

2. Леднева С. Путешествуем, играем, познаём и развиваем // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.38-45.

3. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.

4. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.

5. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met144/node16.html

6. http://agespsyh.ru/vozrastnaya-psikhologiya-psikhologiya-razvitiya/44-igrovaja-dejatelnost-v-doshkolnom-vozraste.html

7. http://studhelp.site90.com/index.php/lektsiii/doshkolnaya-pedagogika/229-struktura-igrovoj-deyatelnosti-doshkolnikov-kharakteristika-elementov-igry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Презентация к вопросу педагогического совета "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Памятка для педагогов "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

Памятка "Общая характеристика учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"

Памятка для педагогов "Общая характеристика  учебной и игровой детятельности дошкольника при формировании самостоятельности"...

«Использование учебно-методического комплекта «Весёлый день дошкольника» для формирования самостоятельности детей при выполнении режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении и семье»

Самостоятельность – это развивающееся качество, а период её рассвета – школьные годы. Но то, что заложено в дошкольном возрасте, трудно переоценить....

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у старших дошкольников

Важными качествами, позволяющими ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность и проявление инициативы. Развитие детской инициативы и самостоятельнос...