«Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
консультация

Профессиональный стандарт педагога, целью применения которого является определение необходимой квалификации педагога, содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения. Поэтому моим первым шагом при назначении на должность стал анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения и его соответствия ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога, анализ выявил высокий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Примак Наталия Анатольевна,

старший воспитатель МАДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад № 211»

Реализуя ФГОС ДО, воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно-исследовательской деятельности, творческой и других видах детской активности. Так же, как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентророван, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет ребёнку инициативу, самостоятельность развития, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность ребенка.

Профессиональный стандарт педагога, целью применения которого является определение необходимой квалификации педагога, содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения. Поэтому моим первым шагом при назначении на должность стал анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения и его соответствия ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога, анализ выявил высокий потенциал.

Но вместе с тем выяснилось, что часть педагогов имеют недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, снизилась мотивация к обновлению методик, освоению передового опыта, педагоги предпочитают использовать привычные формы работы, методики, планирование.

Отсюда вытекает обобщённая проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Вместе с тем, с принятием ФГОС ДО педагоги оказались примерно в равных условиях: всем необходимо изучать нормативные документы, сообща создавать, выращивать опыт реализации ФГОС ДО (поиск, разработка и распространение новых и эффективных средств и форм организации образовательного процесса; обновление содержания дошкольного образования). Поэтому повышение квалификации, переподготовка специалистов, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, поиск ценного педагогического опыта стали важными составляющими методической службы ДОУ.

Учитывая ранее перечисленное, я предположила, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

Цель и задачи

Определила цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров – развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГОС, и профессионально значимых качеств.

Реализация выбранной цели предполагает решение следующих задач:

1. Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.

2. Создавать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ (активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность).

3. Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей: оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельности, в том числе через организацию системы методических мероприятий.

4. Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций (дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т.п.).

Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

Основные теоретические позиции, идеи методического сопровождения:

I. Содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых. Необходимо изучить, а также проработать и использовать в дальнейшем, следующий комплекс источников содержания методической работы:

- государственно - правительственные документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

- новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

- инструктивно-методические документы органов образования, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;

- информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

- данные анализа состояния учебно-воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для данного ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.

II. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС ДО предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности. Раскрывается через следующие показатели:

– владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

– способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;

– готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.

Профессиональная культура – владение педагогическим наследием.

Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.

Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности.

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании:

– ключевые компетентности;

– обобщенные предметные умения;

– прикладные предметные умения;

– жизненные навыки.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов (компетенций), включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности. Эти компетенции определены в ФГОС ДО и профессиональном стандарте педагога.

Развитию профессиональных компетенций педагогов ДОУ способствует деятельность методической службы, которая целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов.

III. Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, навязанное извне.

IV. Методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.

Организованное методическое сопровождение профессионального роста должно строиться на управленческих принципах:

* начиная новое дело, заботиться о том, чтобы в его основе находился прочный ценностный фундамент;

* прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей;

* использовать активные формы обучения, для того, чтобы заинтересовать педагогов, замотивировать на участие в методической работе;

* принцип сетевого взаимодействия педагогов;

* принципы обучения взрослых:

-обучение тому, что необходимо на практике, обучать через деятельность;

-для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: (теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение).

Необходимо добавить ещё несколько важных принципов:

* принцип «зоны ближайшего профессионального развития» - выявление профессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профессионального роста» путём анализа методической активности педагога;

* принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодолению профессиональных затруднений, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы педагогов, занимающихся самообразованием;

* принцип «не навреди» и «капля камень точит» - предполагает поступательное движение к намеченным целям без торопливости, при необходимости возвращаясь, внося коррективы, пока тема не будет отработана. Для примера: цель – сформировать позицию у педагогов по отношению к родителям «не воздействие, а взаимодействие и сотрудничество». Реализуется на протяжении нескольких лет.

V. Важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки. Для оценки уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ я выбрала карту «Поведенческие признаки профессиональных компетенций» (автор Асаева И.Н.), которая подходит как для самоанализа, так и для наблюдений за деятельностью педагога. Для оценки качества методического сопровождения определила ожидаемые результаты и показатели эффективности профессионального развития педагогов. Освоение педагогами ДОУ необходимых компетенций несомненно скажется на качестве образовательного процесса в целом, поэтому я прогнозировала результат для всех его участников:

С позиции компетентностного подхода профессионального развития педагогов ДОУ осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;

– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества;

– профессиональное развитие конкретного педагога.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности мною была составлен план-программа курсовой подготовки и аттестации, затем была разработана Программа развития ДОУ, Концепция развития методической службы, Положение о методическом сопровождении педагогов.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогического коллектива как профессионального сообщества тесно связано с годовыми планами, в которых отражаются актуальные задачи и конкретные мероприятия по их реализации. Профессиональное развитие конкретного педагога связано с индивидуальным образовательным маршрутом.

I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС ДО, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо было показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы использовались самые разнообразные: теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого-педагогической литературой и т.д.

Параллельно проводились опросы, самоанализы, наблюдения за деятельностью, полученные данные помогали выявлять профессиональные затруднения, строить индивидуально-дифференцированную работу с педагогами, оказывать им помощь в выработке индивидуальной программы действий по профессиональному росту.

Для формирования внутренней мотивации применялись методы морального поощрения и награждения: благодарности, грамоты, сертификаты, которые не только вручались на педсоветах и родительских собраниях, но и помещались в уголках родителей в приёмных, в качестве информации на сайте ДОУ, каждый педагог ведёт «копилку достижений».

С успехом использовалась такая форма как делегирование полномочий (педагогу предлагалось изучить материал, подготовить и провести консультацию, практикум), что не только активизировало усилия самого педагога, укрепляло его позицию в коллективе, но и вселяло уверенность в остальных, что они тоже так смогут.

Результатом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента явилось желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы. Вопрос «зачем?» сменился на утверждение «хочу это делать».

На II этапе формировался содержательный (когнитивный) компонент. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента использовались такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводились теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы. Была организована работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещали курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, проводимые как на уровне муниципалитета, так и региона. Активно использовались новые формы сетевых коммуникаций: накопительная дистанционная система повышения квалификации (педагог выбирал интересующую его тему), переподготовка (получение новой необходимой квалификации), электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты, участие во всероссийских вебинарах, круглых столах, видеоконференциях и использование полученных материалов в работе. Традиционные формы методической работы сочетались с использованием активных методов обучения, которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность. Активные методы обучения используются в ДОУ при проведении различных форм методической работы:

- консультаций-диалогов по двум точкам зрения: «хорошо-плохо»;

- консультаций-парадоксов с запланированными ошибками;

- экспресс-опросов по выбору правильного образца из нескольких;

- решение ситуационных задач с использованием метода моделирования;

- деловых игр. Эти методы помогали организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».

Важное место в методической работе отводилось участию педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города.

Итогом методического сопровождения на этом этапе стала сформированность субъектной позиции в отношении внедрения ФГОС ДО у педагогов ДОУ. Вопрос «что делать?» сменился утверждением «я знаю, что делать и почему именно так».

На III этапе формировался деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций), обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

Для развития профессиональных компетенций использовались такие формы работы, как семинары, практикумы. Например: семинар-практикум «Творческая игра дошкольников», занятия семинара: «Развитие игровой деятельности дошкольников», «Создание развивающей предметно-пространственной игровой среды»; цикл семинаров «Основы конструктивного общения», «Эффективное взаимодействие с родителями», «Эффективное взаимодействие с «особыми» детьми».

Интересны игровые практикумы, подготовленные воспитателями: «Квест-технология как средство развития познавательной активности детей», «Кейс-технология как способ реализации компетентностного подхода». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Заинтересовал педагогов и такой приём, как знакомство с новой технологией с помощью самой технологии. Так, семинар-практикум «Игровые технологии как средство реализации ФГОС ДО» начался с мастер-класса «Использование игровых экологических обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».

Активно применяются в методической работе такие формы: игры-тренинги, «мозговые штурмы», педагогические пробеги и ринги, педагогические копилки, методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогические посиделки и КВН, методические фестивали, калейдоскопы. Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Развитию творческой активности педагогов ДОУ способствовала такая форма как педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовил образовательное мероприятие, проводил его, а затем педагоги просматривали видеозапись и обсуждали. Позиция старшего воспитателя – куратор, который определяет актуальность той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости) воплощать его идеи и проекты.

Позиция старшего воспитателя – модератор, организующий общение, подводящий итог сказанному. Такая форма даёт возможность качественно проработать тему, а педагоги могут не только демонстрировать профессиональные умения в проведении образовательных мероприятий, но и совершенствовать опыт в публичных выступлениях и рефлексии педагогического опыта. Это способствовало тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Открытые занятия готовят как опытные, так и начинающие воспитатели. Я считаю, что у каждого педагога есть чему поучиться.

Важная форма работы с педагогами – конкурсное движение. Ежегодно в ДОУ планируются как методические, так и творческие конкурсы для педагогов («Лучший конспект НОД», «Лучший речевой уголок», «Лучшее оформление группы к Новому году», «Конкурс групповых газет «Мы за здоровый образ жизни» и др.). Проводятся конкурсы для детей: «Лучший рисунок о зиме», «Огонь – враг или друг», «Умницы и умницы». Педагоги готовят детей к конкурсам различных уровней, в том числе и интернет-конкурсам, кроме того активно участвуют в них сами.

Наиболее результативными стали интерактивные формы и методы работы, стимулирующие саморазвитие и самореализацию личности педагогов, создающие комфортные условия профессионального развития – такие, при которых каждый педагог чувствует себя успешным, чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения.

Итогом методического сопровождения на этом третьем этапе стало повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вопрос «как?» сменился утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе введения ФГОС ДО стала позиция «хочу работать по-новому – знаю, что делать и каким образом – могу это сделать».

Необходимо отметить, что вместе с развитием командного взаимодействия я учитываю профессиональные особенности педагогов, обусловленные стажем работы. Это определяет индивидуальную работу с ними, учитывается при постановке задач, при необходимости позволяет объединить педагогов в профессиональные группы.

Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций.

Педагоги – «середнячки» знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.

Наконец, педагоги-мастера, это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой. Из таких педагогов формируются рабочие и творческие группы: работа над ООП ДО, разработка положений, экспертная работа (мониторинг, аттестация). Оказывается помощь в обобщении опыта, создании авторских разработок, программ.

Таким образом, на смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, приходит принцип «педагогического взаимодействия», которое означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов. Когда педагог прочувствовал, осознал, принял новые идеи, ему легче начать использовать их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС

Инструментарий для оценивания уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

«Профессиональное развитие педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вмест...

Педагогический проект "Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО"

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством, что нашло отражение в федеральных государственных образов...