Методическая разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
методическая разработка (физкультура, средняя группа) по теме

 

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике – закаливанию детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация оздоровительной работы в ДОУ

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно- профилактические действия всех сотрудников ДОУ

Одним из условий воспитания здоровых детей является организация  правильного режима дня, который должен строго соблюдаться в дошкольных образовательных учреждениях.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Большое внимание следует уделять их профилактике – закаливанию детского организма

Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течении дня.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, укрепить здоровье способность противостоять стрессам, инфекционно-простудным заболеваниям.

Двигательный режим в детском саду

Утро

До занятий. Уделить внимание каждому ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью, обеспечить условия для нее.

Дидактические игры спортивного содержания: «Одень спортсмена для соревнования», «Угадай вид спорта» и т. д.; рассматривание иллюстраций, книг, альбомов о спорте; подвижные игры малой, средней или большой подвижности (в зависимости от предстоящих занятий); индивидуальная работа с детьми по развитию движений, пробежки, утренняя ритмическая гимнастика, аэробика. Динамические паузы между занятиями, проведение пальчиковых игр, дыхательные упражнения на познавательных интегрированных занятиях. Физкультурные занятия, занятия в бассейне.

Прогулка

Провести с детьми индивидуальную работу, организовать совместную двигательную деятельность.

Одна подвижная игра со всей группой и 2-3 с подгруппами детей; упражнения для индивидуальной работы; подготовительные упражнения для новых основных движений; несложные игры для закрепления двигательных навыков; сюжетные подвижные игры для автоматизации основных движений; спортивные упражнения и спортивные игры: хоккей, футбол, городки, бадминтон и т. д.; катание на санках, лыжах, велосипеде, скольжение, плавание в искусственном водоеме.

После сна

Создать положительное эмоциональное настроение, организовать активный отдых детей.

Гимнастика после сна; самомассаж; закаливающие мероприятия; физкультурные праздники, досуги, «Дни здоровья»; игры-соревнования; самостоятельная двигательная деятельность детей с различным физкультурным оборудованием, тренажерами; спортивные развлечения на воздухе.

Вечер

Малоподвижные игры, дыхательные упражнения, игры со спортивным инвентарем.

Работа с семьей по организации совместной двигательной активности родителей и детей. Участие родителей в физкультурно – оздоровительных мероприятиях детского сада.

В средней группе применяются следующие методы закаливания и оздоровления детей:

  • воздушное закаливание;
  • солевые дорожки;
  • ежедневное полоскание горла и полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
  • закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла 1.5 % раствором соли;
  • комплекс оздоровительных упражнений для горла;
  • закаливающие упражнения на ушных раковинах;
  • дыхательные упражнения для профилактики ОРЗ;
  • пальчиковый игротренинг ( пальчиковая гимнастика);
  • упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

Дыхательные упражнения для профилактики ОРЗ

После сна, лежа на кроватях

  1. Поднять руки и ноги - вдох, соединить руки и ноги - выдох.
  2. Вдох, руками захватить колени - выдох.
  3. Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх - выдох; то же левой ногой и рукой.
  4. Руки в стороны — вдох, согнуть ноги, подтянуть к груди — выдох, выпрямить ноги.
  5. Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем - на левый.
  6. Руки за головой: «Велосипед».
  7. На четвереньках: «Кошечка»,
  8. Руки вверху, сесть и лечь.
  9. Лежа на спине, отвести руки в стороны, ноги согнуть в коленях
  10. Руки под головой, сделать круг прямой правой ногой, то же левой.
  11. На животе: «плаваем».
  12. Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.

Закаливающие процедуры

1.        Воздушные ванны для тела

  • воздушные ванны до 5 мин, во время переодевания ко сну.
  • дети ежедневно в любое время года 10-15 минут играют босиком и в одних трусиках в простые подвижные игры;
  • воспитатель растирает раздетого ребенка сухой салфеткой, слегка пощипывает и похлопывает кожу;
  • игра «Я массажист!» Дети попарно делают друг другу массаж, спины «рисуя» на ней различные фигуры.

2.        Солевые дорожки

Стопа предварительно разогрета. С этой целью используют массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, прыжки и т.д. эффект заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Солевой раствор: на 1л. Воды 90 г соли. 2. Закаливание носоглотки. Полоскание рта и горла

  • полоскание горла 1,5 % морской соли;
  • игра «Левушка». Рычание с напряжением нижней части челюсти, языка, малого язычка.

Комплекс оздоровительных упражнений для горла

  1. «Лошадка». Цокаем языком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).
  2. «Ворона». Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет. И каркает так ,что ее повсюду слышно. Дети протяжно произносят звук «ка-а-а-а-ар» (5-6р). Так громка каркала ворона, что охрипла и стала каркать с беззвучно, с закрытым ртом(5-6р).
  3. «Змеиный язычок». Представляем, что длинный змеиный язык, пытаются высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6р).
  1. «Зевота». Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о- о- хо- хо- о-о-о», позевать (5-6р)
  2. «Веселые плакальщики». Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30-40м).
  3. «Смешинка». Попала смешинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались «хохотальные» звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы», а нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, как словно перед вами самый веселый в мире клоун.

Закаливающие упражнения на ушных раковинах

  1. быстро загнуть уши вперед, сначала мизинцем. А потом всеми остальными пальцами. Прижать ушные раковины к голове, а затем отпустить. Способствует общему укреплению здоровья. (5-6р)
  2. захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. Потянуть их вниз. Затем отпустить. (5-6р). Эта процедура полезна при закаливании горла.
  3. ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать находящийся спереди выступушной раковины - козелок. Сдавливать и поворачивать его во все стороны в течение 10 с. Рекомендуется делать массаж регулярно. Он стимулирует функцию надпочечников. Укрепляет нос. Горло, гортань. Со временем отступят насморк, кашель, аллергия.

Пальчиковый игротренинг

Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Древнегреческий философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека... таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.

Упражнения 1-го комплекса

  1. «Ножницы».   Указательный   и   средний   пальцы   имитируют   стрижку ножницами.
  2. «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
  3. «Бочонок с водой». Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.
  4. «Пожарные». Используется игрушечная лестница, указательный и средний пальцы бегают по ней.
  5. Потешка   «Прятки».   Сжимание   и  разжимание  пальцев   рук  в  ритм стихотворения: В прятки пальчики играли       Вот так, вот так -

И головки убирали.        И головки убирали.

Упражнения 2-го комплекса

  1. «Птички летят». Пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз.
  2. «Птица высиживающая птенцов». Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.
  3. «Птички клюют». Большой палец поочередно соединять с с остальными пальцами.
  4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

Упражнения 3- го комплекса

  1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка раздвинуты.
  2. «Корень растения». Тыльные стороны ладони соединены, пальцы опущены вниз
  3. «Прорасти растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу; затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца
  4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.
  5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко расставлены - дерево. Два пальца левой руки взбираются вверх.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнения без предметов

  1. Ходьба на носках с различным положением рук.
  2. Ходьба на пятках.
  3. Ходьба на наружном крае стоп.
  4. Ходьба по канату.
  5. Ходьба по гимнастической палке, положенной на пол.
  6. Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.
  7. Прыжки на носках.
  8. Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя, лежа.
  9. Потирание одной стопой другую.

10.Ходьба по песку, по щебню, по дорожке- массажеру.

Упражнения с предметами

 1 .Захват предметов пальцами ног, удерживание и отбрасывание их.

  1. Перекатывание стопой маленького набивного мяча.
  2. Перекатывание стопой палки.
  3. Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки.

Комплексы упражнений после дневного сна

/ 1--ый комплекс

1. и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п

2.и.п.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен в лево, в и. п. наклон колен в право, в и.п.

  1. и.п.: сидя ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф- ф» - выдох, и.п. вдох через нос.
  2. и.п. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот, выдох через рот, надувая живот.
  3. и. п .: стоя  ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
  4. и. п.: о.с. потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.

2-ой комплекс «Прогулка в лес»

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
  2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной».(орех) и.п.: лежа       на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и. п.

3.»Вот нагнулась елочка ,зеленые иголочки». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.

4.        «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И. п.: о.с, вдох, руки в
стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища

влево.

  1. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли»(желуди). И.п.: о.с, руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох- присесть.
  2. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан. Белый сарафан» (береза).   И.п.: стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

3- ий комплекс

Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите.

  1. и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, руки вперед, и.п.
  2. и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п,
  3. и. п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
  4. «Пешеход». И.п.: то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
  5. «Молоточки». И.п.: сидя согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
  6. и.п.: ходьба на месте с высоким подниманием колена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с задержкой психического развития.

Этот материал поможет воспитателям дошкольных учреждений спланировать свою оздоровительную работу и применить её для своих воспитанников....

Сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия Зимний праздник «Олимпийский огонек» (для старших групп)

Зимний спортивный праздник с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Место проведения: спортивная площадка, участки групп. Главные герои праздника: Леопард, Белый Мишка, Зайка, которые провод...

Сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия: «Веселая страна Мультипультия»

В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить...

«Сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия «День здоровья» в старшей группе

Пояснительная записка Современная жизнь, когда развитие прогресса идет семимильными шагами, заставляет нас формировать у детей культ здоровья. Нет необходимости убеждать кого-то, что здоровье наш...

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме дня"

Методическая разработка: "Физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме дня"...

Методическая разработка физкультурно-оздоровительного мероприятия «Будьте здоровы!»

Мероприятие способствует сохранению и укреплению здоровья детей....

Методическая разработка физкультурно-оздоровительного мероприятия «Приключения в осеннем лесу»

Цель: закреплять знания детей о временах года, о труде людей осенью, повышая познавательную, игровую, творческую активность, обогащая и расширяя кругозор посредством интеграции образовательных областе...