Упражнения в спортивном зале для детей с нарушениями зрения
план-конспект занятия (физкультура, старшая группа) по теме

Некоторые дидактические игры, игры-упражнения используемые в коррекционно-образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые дидактические игры, игры-упражнения используемые в коррекционно-образовательном процессе

Прокати мяч

Цель: Учить детей подражать действиям взрослого с предметом.

Оборудование: Мячи, воротца.

Ход игры: Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком он ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажать детей парами и они катают мяч друг к другу.

Найди свою половинку

Цель: Развитие целостности и детальности восприятия.

Оборудование: Картинки- половинки, изображающие предметы с разных сторон – спереди и сзади (кукла и мишка, клоун спереди и со спины; дом, школьный портфель, шкаф, телевизор спереди и сзади и др.); целлофановые мешочки, бубен.

Ход игры: (проводится подгруппами из 6 детей) Играющие сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на большой поднос мешочек с картинками и перелагает каждому взять по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, а с окончанием звучания останавливаются. Педагог предлагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару, чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их, парами садятся на стулья, складывая картинки так, чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Найди свой цвет

Цель:  Закрепление сенсорных эталонов

Ход игры: В разных сторонах площадки, зала  в небольшие кружки ставят кегли. Играющие плотно располагаются вокруг них. На первый условный сигнал, все разбегаются по площадке в рассыпную. На второй сигнал: «Найди свой цвет» - каждый играющий должен найти кеглю соответствующего цвета.

Побеждает команда быстро и правильно выполнившая задание.  

Салки с ленточкой

Цель: Учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Ход игры: Играющие прикрепляют сзади цветные ленточки, выбирается водящий. По сигналу педагога «Беги!», все разбегаются, а водящий старается вытянуть у кого-либо ленточку. Тот, кто лишился ленточки, отходит в сторону. По команде: «Раз, два, три – в круг беги», все быстро встают в круг. Дети подсчитывают ленточки. Выбирается другой водящий.    

Поймай мяч

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках  и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера .

Инструкция: Играющие располагаются по кругу. Водящий находиться в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Сбить кеглю

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.

Количество игроков – любое.

Инвентарь:   кегли, маленькие мячи.

Инструкция:  дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5-2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель – попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.  

Кто быстрее

Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.

Количество игроков должно быть четным.

Инвентарь: 6 метров веревки, две палочки лента.

Инструкция: К двум круглым палочкам привязывают концы шести метрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую – второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит до середины.

Методические указания. Если играют несколько пар детей, игру можно продолжать до тех пор, пока не будет выявлен один, самый ловкий, игрок.       

Муха

Цель: тренировка устойчивости и концентрации внимания.

Инвентарь: вырезанное из картона небольшое квадратное поле, состоящее из девяти клеток.

Инструкция: по клеточкам игрового поля следует перемещать, воображаемую «муху». Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд «Верх», «Вниз», «Вправо», «Влево». По одной из этих команд «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» указывается перед началом игры  (например, в центре). Ведущий подает 7 команд, за которыми игрок должен внимательно проследить (без помощи пальцем или указки, только глазами), после чего сделать еще три перемещения (по собственным командам). Выходить за пределы поля запрещается кА ведущему, так и  игроку, поэтому, команда, нарушающая это правило, засчитывается как ошибка. Роль ведущего поочередно выполняют два участника игры. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Игру можно усложнить путем увеличения числа команд, за которыми необходимо мысленно следить, или по средствам увеличения размера поля до 4х4, 5х5, 6х6 и т.д. Переходить к большему полю желательно только тогда, когда ребенок легко справляется, как минимум, с десятью перемещениями «мух».

Туннель пинг-понг

Цель: обогащение праксиса рук, активизация поисково-ориентировочной и контролирующей функций зрительной деятельности

Оборудование: картонная труба, шарики для пинг-понга разного цвета.

Ход игры: ребенок одной рукой держит трубу с небольшим наклоном, другой запускает в нее шарик. Правила: взять шарик определенного цвета (называет педагог), проследить, куда он покатиться, вылетев из трубы.

Дотронься до погремушки

Цель: развитие поисково-ориентировочной деятельности, зрительной локализации предметов.

Оборудование: погремушки на присоске.

Ход игры: перед ребенком одна или несколько зафиксированных в вертикальном положении погремушек, до которой можно дотронуться и извлечь звук. Правила. Узнай и выбери погремушку (по цвету, форме), дотронься до нее так, чтобы она зазвучала. До нужной погремушки дотрагивается сначала правой, затем левой рукой.

Прятки

Цель: стимулировать внимание, активизировать поисковую деятельность.

Оборудование: смастерить игрушки-эскимо: на палочке емкость без дна (бутылка с отрезанным дном), в которую помещаются разные яркие по цвету предметы, ширма.

Ход игры: ширма располагается перед ребенком, из-за нее появляется игрушка, то с одной стороны, то с другой. Правила. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушке-эскимо, двигая ее из стороны в сторону (движения Алой амплитуды) до тех пор, пока малыш не протянет руку в нужном направлении. Игрушка дается в руки ребенку.

Прокати фигуру по дорожке.

Цель: стимулировать внимание, развивать зрительно-моторную координацию, побуждать к прослеживанию.

Оборудование: «дорожка» из плотного картона или другого материала – вытянутый прямоугольник. Через него пропущен шнур, на концах которого объемные геометрические тела разной формы (шар и цилиндр, катушка – конус и др.), которые располагаются на дорожке.

Ход игры: ребенку предлагается потянуть за шарик так, чтобы цилиндр прокатился по дорожке. Правила. Прокатила цилиндр так, чтобы он не съехал с дорожки.

Кто скорее соберет?

Цель: развитее зрительного внимания путем сравнения.

Ход игры: Играют с небольшой группой детей. Воспитатель, посадив детей за стол, всем раздает по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей:

  • Посмотрите, дети, какое кольцо внизу: большое или маленькое?
  • Большое.
  • А вот это какое? (Показывает на кольцо под ним.)
  • Это поменьше.
  • А наверху какое кольцо?
  • Самое маленькое.

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель напоминает им об этом:

  • Запомните, что внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое?
  • Самое маленькое.
  • Правильно. А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем начала пирамидку. (Снимает кольца, кладет их на стол.) И вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собрать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выигрывает. Он получит флажок.

Малыши разбирают свои пирамидки, воспитатель дает сигнал, и дети начинают собирать их. Не сразу удается всем правильно собрать пирамидку, воспитатель напоминает, что нужно каждый раз выбирать самую большую:

  • Надел колечко, ищи самое большое, надел еще, опять найди самое большое колечко. Вот и последнее, самое маленькое надел. Пирамидка собрана правильно и быстро.

Игру можно проводить несколько раз, так как действие с кольцами вызывает у ребят интерес. А здесь еще надо и поторопиться.

Игры-упражнения

Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

«Воробышек»

Отводя локти назад, сближать лопатки.

Из И.П. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И.П.

«Лягушонок»

В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

Круги назад ыпрямлеными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз.

«Большие круги»

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже  уровня плеч.

Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз.)

«Мельница»

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И.П., произнеся звук «ш-ш-ш» - выдох.

«Резинка»

При отведение рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И.П., расслабляя мышцы рук. (4-6 раз).

«Вмести ножки – покажи ладошки»

Держать спину ровно и не выпячивать живот вперед.

Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. вернуться в И.П., расслабив руки (4-8 раз).

«Потягивания»

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения

Портфолио игр и упражнений для развития речи у детей с нарушениями зрения....

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушениями зрения

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения...