ПОГОВОРИМ О КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
материал по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Величко Надежда Григорьевна

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют воспитанникам выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественные виды движений, так и двигательные действия, требующие определенной ритмичности, координации, эстетики. Развитие  двигательных возможностей детей идет параллельно с развитием соответствующих центров головного мозга, которое обеспечивается выполнением движений. Если ребенок будет много двигаться, систематически повторять движения, усложнять их, овладевать новыми движениями, то будет совершенствоваться и работа данных центров.

Наблюдая за детьми и общаясь с ними, убедилась в том, что основную часть свободного времени дети проводят сидя у телевизоров, увлекаясь компьютерными играми и другими подобными занятиями. Вследствие этого у них появляются признаки гиподинамии, в том числе плохая  координация движений.

Координация движений - это двигательная способность, которая развивается выполнением непосредственно самих движений.
     Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу».

Всегда ли случается такое согласование?' Увы, не всегда и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то нетвердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.

Наряду с общеизвестными средствами развития и совершенствования координационных способностей я на занятиях применяю упражнения, которые  так же развивают внимание и повышают эмоциональный фон занятия. Хотя использую чаще всего в комплексе общеразвивающих упражнений в вводной части урока, они годятся и для основной части, например, во время отдыха между подходами, сериями основных упражнений. Привожу перечень игр и  упражнений на проверку координации движений и ее развитие, которые с успехом можно использовать в работе.

1.                "Гармошка. И.п-о.с. На первые четыре счета упражнение выполнить с продвижением вправо: 1-приподняться на пятке левой ноги и носке правой, переместить по дуге носок левой ноги и пятку правой. Приходим в стойку «носки вместе, пятки врозь»; 2-те же движения, но с другой ноги. Приходим в стойку «пятки  вместе, носки врозь»; 3-повторить движения на счет 1; 4- повторить движения на счет 2. На вторые четыре счета упражнение выполнить с продвижением влево.

2.               « Руби – пили». Правая рука имитирует движения пилы(вперед-назад), а левая рука в этот момент изображает движение топора(вверх-вниз). По сигналу поменять движения рук; теперь правая рука «рубит», а левая «пилит».

3.               И.п.- о.с., руки вверх. Правая рука совершает круг вперед, левая -  назад. По сигналу педагога поменять направление движения рук на противоположные.

4.               И.п.- о.с. Выполнить обеими руками одновременно следующие движения. Правая рука – на три счета; 1- рука вперед; 2- в сторону; 3- и.п. Левая рука-  на четыре счета: 1- рука вперед; 2- согнуть руку перед грудью;3- в сторону; 4- и.п. При правильном выполнении этого упражнения через три цикла обе руки должны одновременно пройти в и.п.

5.               И.п.- сед, правая нога вытянута вперед, носок на себя, левая нога согнута носок оттянут. По команде педагога поменять положение ног, правую согнуть, носок оттянуть, левую выпрямить, носок на себя. Повторить несколько раз.

6.                И.п.- сомкнутая стойка( носки и пятки вместе), руки вперед, ладони вниз: 1-2-носки врозь, ладони повернуть вверх; 3-4-поднимаясь на носки, развести пятки врозь, ладони вниз; 5-6-пятки вместе ладони вверх,  7-8-носки вместе, ладони вниз. На следующие четыре счета повторить те же движения только правой ногой и правой рукой, но движения ногой выполнять на каждый счет, а рукой на два счета (на нечетный счет); 1- носок правой ноги врозь правую ладонь повернуть вверх; 2-пятку врозь; 3- пятку внутрь, ладонь вниз; 4-носок внутрь. На следующие четыре счета выполнить движения левой ногой и рукой.  

   А-НУ,  ПОПРОБУЙ!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!

 ВРАЩАЙ ОДНОВРЕМЕННО

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами сидя на полу.

    КАМЕШКИ

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Привожу несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв СО стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.
Пятое. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.

   НЕ УРОНИ МЯЧИК

Отпилите от бревна кругляшок толщиной 15-20 сантиметров и расколите его точно пополам. У вас получится пара ножных качалок. Надо сделать четыре пары таких качалок.
Состязания проводятся двое на двое. Партнеры становятся на качалках один против другого, на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают перебрасывать друг другу мячик. Тому, кто роняет мяч на пол, засчитываются штрафные очки. У какой пары играющих будет меньше штрафных очков, та и выигрывает состязание.

  ЛОЖКУ НА НОЖКУ

Табуретка переворачивается, спиной к каждой ее ножке становится игрок с завязанными глазами. В руках у участников по столовой ложке.
По сигналу ведущего они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на свою ножку. Двое первых, кому это удается, побеждают.

   НА ОДНОЙ РУКЕ

Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается много мелких и несколько больших предметов, которые очень нелегко, но все-таки возможно удержать на одной руке.
Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно перенести их все, не придерживая и не уронив, на расстояние 5-7 метров с завязанными глазами.
Нельзя торопить играющих. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.

   ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во! «, потом по команде поменять руки.
В эту забаву можно внести юморинки. Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
- Настроение каково?
Дети, вытянув правую руку и оттопырив большой палец, отвечают:
- Во!
Ведущий:
- Настроение как?

Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают: - Так! Этот диалог надо делать очень быстро.

Прыжок с поворотом

Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный оборот на 180 градусов и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.

Делай одновременно

Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

Еще раз, но одновременно

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

Практика показывает, что данные игры и упражнения помогают детям стать предельно собранными, подтянутыми. Их просто не узнать!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichko_nadezhda_grigorevna_koordinaciya.docx66.58 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре

Величко Надежда Григорьевна

МОУ НШ/ДС №106

 ПОГОВОРИМ О  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

 

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют воспитанникам выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественные виды движений, так и двигательные действия, требующие определенной ритмичности, координации, эстетики. Развитие  двигательных возможностей детей идет параллельно с развитием соответствующих центров головного мозга, которое обеспечивается выполнением движений. Если ребенок будет много двигаться, систематически повторять движения, усложнять их, овладевать новыми движениями, то будет совершенствоваться и работа данных центров.

Наблюдая за детьми и общаясь с ними, убедилась в том, что основную часть свободного времени дети проводят сидя у телевизоров, увлекаясь компьютерными играми и другими подобными занятиями. Вследствие этого у них появляются признаки гиподинамии, в том числе плохая  координация движений.

Координация движений - это двигательная способность, которая развивается выполнением непосредственно самих движений.
    Координироваться - значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Мозг отдает «приказ», а тело, его руки, ноги, пальцы и т.д. подчиняются этому «приказу».

Всегда ли случается такое согласование?' Увы, не всегда и не у всех. Встречаются взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, некрасиво ходят, жестикулируют, у них все падает из рук, они и сами-то нетвердо стоят на земле. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен одновременно подчинить себе самого себя.

Наряду с общеизвестными средствами развития и совершенствования координационных способностей я на занятиях применяю упражнения, которые  так же развивают внимание и повышают эмоциональный фон занятия. Хотя использую чаще всего в комплексе общеразвивающих упражнений в вводной части урока, они годятся и для основной части, например, во время отдыха между подходами, сериями основных упражнений. Привожу перечень игр и  упражнений на проверку координации движений и ее развитие, которые с успехом можно использовать в работе.

  1. "Гармошка. И.п-о.с. На первые четыре счета упражнение выполнить с продвижением вправо: 1-приподняться на пятке левой ноги и носке правой, переместить по дуге носок левой ноги и пятку правой. Приходим в стойку «носки вместе, пятки врозь»; 2-те же движения, но с другой ноги. Приходим в стойку «пятки  вместе, носки врозь»; 3-повторить движения на счет 1; 4- повторить движения на счет 2. На вторые четыре счета упражнение выполнить с продвижением влево.
  1. « Руби – пили». Правая рука имитирует движения пилы(вперед-назад), а левая рука в этот момент изображает движение топора(вверх-вниз). По сигналу поменять движения рук; теперь правая рука «рубит», а левая «пилит».
  2. И.п.- о.с., руки вверх. Правая рука совершает круг вперед, левая -  назад. По сигналу педагога поменять направление движения рук на противоположные.
  3. И.п.- о.с. Выполнить обеими руками одновременно следующие движения. Правая рука – на три счета; 1- рука вперед; 2- в сторону; 3- и.п. Левая рука-  на четыре счета: 1- рука вперед; 2- согнуть руку перед грудью;3- в сторону; 4- и.п. При правильном выполнении этого упражнения через три цикла обе руки должны одновременно пройти в и.п.
  4. И.п.- сед, правая нога вытянута вперед, носок на себя, левая нога согнута носок оттянут. По команде педагога поменять положение ног, правую согнуть, носок оттянуть, левую выпрямить, носок на себя. Повторить несколько раз.
  5.  И.п.- сомкнутая стойка( носки и пятки вместе), руки вперед, ладони вниз: 1-2-носки врозь, ладони повернуть вверх; 3-4-поднимаясь на носки, развести пятки врозь, ладони вниз; 5-6-пятки вместе ладони вверх,  7-8-носки вместе, ладони вниз. На следующие четыре счета повторить те же движения только правой ногой и правой рукой, но движения ногой выполнять на каждый счет, а рукой на два счета (на нечетный счет); 1- носок правой ноги врозь правую ладонь повернуть вверх; 2-пятку врозь; 3- пятку внутрь, ладонь вниз; 4-носок внутрь. На следующие четыре счета выполнить движения левой ногой и рукой.  

   А-НУ,  ПОПРОБУЙ!

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!

 ВРАЩАЙ ОДНОВРЕМЕННО

Попробуйте руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами сидя на полу.

    КАМЕШКИ

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Привожу несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв СО стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.
Пятое. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.

   НЕ УРОНИ МЯЧИК

Отпилите от бревна кругляшок толщиной 15-20 сантиметров и расколите его точно пополам. У вас получится пара ножных качалок. Надо сделать четыре пары таких качалок.
Состязания проводятся двое на двое. Партнеры становятся на качалках один против другого, на расстоянии трех шагов и по сигналу начинают перебрасывать друг другу мячик. Тому, кто роняет мяч на пол, засчитываются штрафные очки. У какой пары играющих будет меньше штрафных очков, та и выигрывает состязание.

  ЛОЖКУ НА НОЖКУ

Табуретка переворачивается, спиной к каждой ее ножке становится игрок с завязанными глазами. В руках у участников по столовой ложке.
По сигналу ведущего они делают три шага вперед, поворачиваются кругом и стараются поскорее положить, пристроить ложку на свою ножку. Двое первых, кому это удается, побеждают.

   НА ОДНОЙ РУКЕ

Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается много мелких и несколько больших предметов, которые очень нелегко, но все-таки возможно удержать на одной руке.
Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно перенести их все, не придерживая и не уронив, на расстояние 5-7 метров с завязанными глазами.
Нельзя торопить играющих. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.

   ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во! «, потом по команде поменять руки.
В эту забаву можно внести юморинки. Ведущий спрашивает у стоящей напротив шеренги ребят:
- Настроение каково?
Дети, вытянув правую руку и оттопырив большой палец, отвечают:
- Во!
Ведущий:
- Настроение как?

Дети, хлопнув в ладоши, вновь вытягивают вперед правую руку, сложив пальцы в фигу, отвечают: - Так! Этот диалог надо делать очень быстро.

Прыжок с поворотом

Очертите на земле круг. Станьте в центр круга, подпрыгните как можно выше, сделайте в воздухе полный оборот на 180 градусов и точно опуститесь в центр круга. Вот такое простое задание дайте своим ребятам.

Делай одновременно

Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

Еще раз, но одновременно

Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе».
Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо.
Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

Практика показывает, что данные игры и упражнения помогают детям стать предельно собранными, подтянутыми. Их просто не узнать!

Отзывы и комментарии:

      Смолянинова Л.Л. - зам директора по УВР МОУ НШ-ДС №106:

-здравствуйте, уважаемые коллеги. Данные упражнения на развитие координации движения являются необходимыми для развития внимания и используются всеми педагогами нашего образовательного учреждения. Рекомендую и Вам использовать в своей работе.

     Ломоносова Е.С. – учитель 2 класса МОУ НШ-ДС №106:

- я и мои коллеги используют игру «А-ну, попробуй» как физкультминутку. Это организовывает детей, повышает их внимание, а заодно и развивает физически.

     Леликова Н.К. – инструктор по физической культуре МОУ Я/С №95:

- Надежду Григорьевну я знаю давно как творческого и инициативного педагога. Её игры, приведенные в статье, на развитие координации движений, помогают развивать не только внимание детей, но и повышать эмоциональный фон занятий. Желаю Надежде Григорьевне дальнейших творческих успехов.

     Сетреддинова А.А. – воспитатель подготовительной группы  МОУ НШ-ДС №106:

- прочитав данную статью, я тут же включила в утреннюю гимнастику несколько упражнений на развитие координации движений. И отметила, что эти упражнения помогают детям стать предельно собранными, подтянутыми.

- Уважаемые коллеги, рекомендую Вам обратить внимание на данные упражнения и игры.

     Елагина Е.В. – родитель ребенка подготовительной группы МОУ НШ – ДС №106:

- с интересом прочитала работу Величко Надежды Григорьевны «Поговорим о координации движений» в уголке для родителей. Эти упражнения стала проводить дома с дочерью. Поначалу было нелегко, чувствовалась неуклюжесть и неуверенность, но со временем у моего ребенка заметно улучшилась походка и она стала более собранной и поворотливой. Большое спасибо ей за ценные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поговори со мною, мама!

Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Комплексное занятие в подготовительной группе " Поговорим о маме"

занятие посвящено подготовке к празднованию 8 марта или Дня Матери.Воспитатель проводит беседу о самом дорогом человеке на свете - о маме. дети рассказывают как они помогают маме, как зовут маму, где ...

Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах»

МЕЖСЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ«КАКИМ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»...

Презентация "Поговорим о дружбе"

Презентация предназначена для проведения открытого занятия.В презентации использованы различные приёмы и методы (беседы, викторина, пословицы)....

Поговори со мной, мама...

Советиы родителям по развитию речи ребенка...

Поговорим о движении

Описание: Что такое двигательная активность? Почему наряду с занятиями по развитию речи, навыков общения и самообслуживания мы обязательно подчеркиваем, что нашим ребятишкам необходимо развивать ...


 

Комментарии

Величко Надежда Григорьевна

Наблюдая за детьми и общаясь с ними, убедилась в том, что основную часть свободного времени дети проводят сидя у телевизоров, увлекаясь компьютерными играми и другими подобными занятиями. Вследствие этого у них появляются признаки гиподинамии, в том числе плохая координация движений.

Надежда Григорьевна, спасибо за материал.Действительно сейчас дети двигаются мало, проводят время у телевизора, компьютера.