Поговорим о движении
статья

Валентина КУТЕПОВА

Описание: 

Что такое двигательная активность? Почему наряду с занятиями по развитию речи, навыков общения и самообслуживания мы обязательно подчеркиваем, что нашим ребятишкам необходимо развивать координацию движений, тренировать ловкость пальчиков, учиться как можно увереннее ориентировать свое тело в пространстве и передвигаться по этому самому пространству самостоятельно? Я хочу предложить вам немного задуматься о том, как движется наше тело, что при этом происходит, каким образом движение влияет на наше существование, а затем немного поговорить о тех двигательных особенностях, которые присущи нашим детишкам. Давайте вместе подумаем, как мы можем им помочь чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Что такое двигательная активность? Почему наряду с занятиями по развитию речи, навыков общения и самообслуживания мы обязательно подчеркиваем, что нашим ребятишкам необходимо развивать координацию движений, тренировать ловкость пальчиков, учиться как можно увереннее ориентировать свое тело в пространстве и передвигаться по этому самому пространству самостоятельно?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Я хочу предложить вам немного задуматься о том, как движется наше тело, что при этом происходит, каким образом движение влияет на наше существование, а затем немного поговорить о тех двигательных особенностях, которые присущи нашим детишкам. Давайте вместе подумаем, как мы можем им помочь чувствовать себя более уверенно и комфортно.

Обычно мы не обращаем внимания на то, как мы ходим, садимся, встаем или, скажем, подносим ложку ко рту, поскольку привычно владеем этими двигательными навыками, и они давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Если мы попробуем на простом примере разобраться, что происходит с нашим телом, когда мы совершаем самое простое действие. Возьмем движение, которое мы выполняем много раз в день, самое обычное, наработанное: встать со стула. Давайте условимся, что тот стул, с которого мы встаем, подходит нам по росту, то есть мы можем комфортно расположиться в нем, наши ноги достают до пола, бедра располагаются на сидении, а спина без напряжения прислоняется к спинке. Теперь, внимание, мы встаем… центр тяжести нашего тела перемещается вперед, мы наклоняем корпус и чуть выставляем вперед опорную ногу, плечи и руки подаются вперед. Это еще не само движение, это начальный этап: наше тело обеспечило нам хорошую заземленную позу для того, чтобы мы могли встать на ноги, сохранив при этом равновесие. Затем наше тело послушно обеспечивает достаточно плавное преодоление гравитации: суставы, мышцы и связки слитным и отлично наработанным движением переместят нас из сидячего положения в стоячее так, что центр тяжести тела окажется в строго определенном положении, иначе мы просто упадем. После того, как собственно движение вставания окончено, мышцы поясницы, спины и живота аккуратно и точно обеспечат нам своеобразный корсет, который поможет нам стабилизировать и сохранять вертикальное положение во время дальнейших действий. Смею вас заверить, что в этом простом и привычном движении принимает участие практически весь организм от стоп до макушки головы, даже внутренние органы ощущают изменение положения тела!

Вставание относится к так называемым грубым или крупным движениям тела. Когда мы употребляем термин "крупная моторика", мы, по сути дела, говорим о том, как наше тело перемещается в пространстве, то есть о том, как мы движемся, когда нам надо подняться с кровати или лечь, сесть или встать, куда-то пойти, дотянуться до какой-нибудь высокой полки или, скажем, вымести мусор из-под дивана. Но ведь чуть-чуть шевельнув пальцем руки, мы тоже перемещаемся в пространстве! Раз положение тела хоть сколько-нибудь изменилось, значит тело переместилось, мозг, нервная система, суставы, сухожилия и мышцы сделали свое дело, мы взяли в руку карандаш, вдели нитку в иголку, перевернули страницу книги, использовав при этом то, что принято называть "мелкой" или "тонкой моторикой".

Теперь давайте вспомним о том, что когда мы совершаем любое движение, поднимаем ли мы руку или, к примеру, встаем с пола, нам неизменно приходится иметь дело с земным притяжением или гравитацией.

Первая попытка приспособиться к гравитации - стремление ребенка лежа на животе поднять голову. Дальше он учится приподнимать над горизонтальной поверхностью плечи, выгибать спину, удерживаясь на локтях, позже овладевает способностью удерживать себя в вертикальном сидячем положении, а затем стоять. И, наконец, наш малыш учится передвигаться в пространстве, то есть ходить, бегать, прыгать и т.д., причем не следует считать, что удержать голову в вертикальном положении двухмесячному ребенку легче, чем годовалому пойти или побежать. Физическое развитие малыша проходит определенные этапы, он постепенно овладевает своим телом, учится находясь в вертикальном положении удерживать равновесие и справляться с гравитацией. Чем слабее мышечный аппарат, тем труднее нашему телу противостоять земному притяжению. Многие из вас, конечно, обращали внимание, что наши детишки часто "складываются пополам", сидя за столом или на полу, норовят при первой возможности привалиться к какой- либо опоре ( чаще всего, к надежному и теплому взрослому). Это происходит потому, что мышцы еще не могут обеспечить достаточно надежного "корсета", они способны удерживать малыша в вертикальном положении лишь непродолжительное время, а затем ему необходима дополнительная опора, иначе он вынужден склониться " к матушке Земле", притяжение которой ему приходится преодолевать. Итак, особенность наших ребятишек "складываясь пополам" распластываться по полу, связана с пониженным мышечным тонусом, что в медицине называется гипотонус.

Чем мы можем помочь? Прежде всего, обеспечить удобную позу:

  • если малыш сидит на стульчике за столом, его ноги обязательно должны иметь опору, бедра - располагаться на сидении естественным образом (возможно, его тело придется зафиксировать широкой повязкой так, чтобы он не сползал вперед и вниз). Чтобы ребенок держал спину прямо, столик должен находиться на удобной высоте (малыш не должен тянуться к нему вверх или наклоняться вниз, кроме того, у него должна быть возможность опереться на столик предплечьями и локтями, если он устал сидеть без такой опоры).
  • Когда ребенок играет на полу, обязательно поглядывайте на то, как он сидит, для того, чтобы поправить позу малыша, если он "сложился пополам" или "закрутил ножки кренделем". Достаточно взять его за плечи и плавным движением отклонить верхнюю часть его тела назад до тех пор, пока он не вытянет ноги. Если вы видите, что ребенок устал сидеть, обеспечьте ему возможность ненадолго прислониться к чему-то спиной, но ни в коем случае не приучайте его все время сидеть с такой опорой: мышцы обязательно надо тренировать!

Нашим ребятишкам присуща еще одна особенность - так называемая гиперподвижность суставов. Это значит, что сустав недостаточно надежно закреплен в суставной сумке и обладает несколько большей подвижностью, нежели у обычного человека. Только не следует думать, что в этом случае суставы то и дело вывихиваются и необходимо как можно меньше нагружать их. Вовсе нет, хотя определенная осторожность, конечно, необходима, пока малыш не вырастет и не научится сам владеть своим телом, рассчитывать свои движения, и "жить в ладу" с земным притяжением.

Следующее, о чем необходимо помнить, когда мы говорим о движении как о необходимом условии развития каждого ребенка - вестибулярный аппарат.

Дело в том, что кроме пяти чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния - мы обладаем мускульно-суставным или кинестетическим чувством. Это чувство предоставляет нам информацию о напряжении-расслаблении, весе, силе. Кроме того, у нас есть вестибулярный аппарат, который называют еще "чувством равновесия" или "лабиринтным чувством". Он находится в среднем ухе, где расположены вестибулярные нервные центры, включающиеся при изменении положения головы и передающие нам информацию о положении тела в пространстве, о направлении и скорости наших движений. Когда мы идем, стоим или, скажем, едем в машине по гладкому шоссе, положение головы особо не меняется, а, следовательно, не происходит особой вестибулярной стимуляции . А вот если кружиться, качаться, нырять, карабкаться и т.д., вестибулярная стимуляция усиливается. Что такое это самое "чувство равновесия"? Почему оно так важно? Казалось бы, ребенок стоит, ходит и не падает, ну и слава богу, значит чувство равновесия у него есть. Действительно есть, но давайте не будем забывать еще и о том, что с помощью вестибулярного аппарата малыш воспринимает и обрабатывает впечатления извне. Если вестибулярный аппарат работает недостаточно хорошо, впечатления обрабатываются неточно, информация не всегда поступает туда, куда следует. Это мешает ребенку планировать свои движения, координировать и контролировать напряжение мускулов тела, он может испытывать затруднения в трактовке зрительной и слуховой информации, а следовательно и речи. Надо отдать должное нашим ребятам, большинство из них любят играть в игры, тренирующие и развивающие вестибулярный аппарат: качаться на качелях, кружиться, "скакать" на лошадке или на материнских коленях. Если же малыша пугают подобные действия, если он проявляет неудовольствие, когда вы пытаетесь покачать или покружить его, необходимо очень постепенно и осторожно помочь ему преодолеть страх. Возможно, вначале ему понравится покачаться на качелях, сидя на коленях у мамы, а возможно, его, при этом, придется еще и завернуть в одеяло, чтобы обеспечить ощущение безопасности и защищенности, возможно он согласится покачаться всего полминуты, но это уже будет шаг, который позволит стимулировать вестибулярный аппарат. Здесь очень важно одно правило: только сам ребенок может определить, сколько ему качаться или насколько высоко его поднять на руках вверх! Он обязательно даст вам понять, что на данный момент стимулирования достаточно, надо лишь внимательно следить за его реакцией. Нагрузку на вестибулярный аппарат можно увеличивать аккуратно и осторожно.

Итак, мы вспомнили, что не двигаться практически не можем, а значит, всем нам, и взрослым, и детям, необходимо как можно свободнее владеть своим телом, которое дано нам от рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поговори со мною, мама!

Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

ПОГОВОРИМ О КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют воспитанникам выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественн...

Комплексное занятие в подготовительной группе " Поговорим о маме"

занятие посвящено подготовке к празднованию 8 марта или Дня Матери.Воспитатель проводит беседу о самом дорогом человеке на свете - о маме. дети рассказывают как они помогают маме, как зовут маму, где ...

Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах»

МЕЖСЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ«КАКИМ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»...

Презентация "Поговорим о дружбе"

Презентация предназначена для проведения открытого занятия.В презентации использованы различные приёмы и методы (беседы, викторина, пословицы)....

Поговори со мной, мама...

Советиы родителям по развитию речи ребенка...