Использование упражнений на координацию движений с речью
статья по физкультуре по теме

Щербатенко Людмила Анатольевна

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

Хочется отметить, что именно физические упражнения и по­движные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой мотори­ки, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представ­лений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных фак­торов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению раз­вития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование упражнений  на координацию движений с речью

на занятиях по физической культуре.

   Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. В типовой программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной даны предложения по организации сотрудничества учителя-логопеда с другими специалистами детского сада, но не отработан механизм реализации данного направления.

Тема моего опыта «Использование коррекционных технологий с детьми ОНР на занятиях по физической культуре»

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

Хочется отметить, что именно физические упражнения и по движные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой мотори ки, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представ лений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных фак торов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению раз вития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.

Я работаю инструктором по физкультуре в детском саду, где находятся 2 логопедических группы. Данная проблема коснулась меня в полном объеме.

Следуя рекомендациям авторов вышеназванной программы и сотрудничая с логопедами каждой группы, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания (т.е дыхательную гимнастику), стала также вводить упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия, пальчиковую гимнастику, игры на внимание. Использую  больше подвижных игр с речевым сопровождением и ритмичными движениями по согласованию с логопедом группы и привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий стараюсь учитывать недельную лексическую тему каждой группы.

Также большую значимость в коррекционно-развивающей работе имеет выполнение упражнений на координацию речи с движением, где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом. В практике использовались игры следующего содержания (приведены примеры некоторых из них Приложение №1).

Приложение №1

Упражнение на координацию речи с движением

На лужайке поутру                                Дети встают в круг,  берутся за руки.

Мы затеяли игру.

Я — подснежник, ты — вьюнок.         Правая рука вперед, вправо. Левая рука                         вперед, влево.

Становитесь в наш венок.                  Взяться за руки.

Раз, два, три, четыре —                        Дети делают 4 шага назад, расши ряют круг.  

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,                       Дети бегут по кругу.

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,                       Дети, держась за руки, максимально Станет озеро большим.                                                                раздвигают круг.

Становитесь в круг опять,                Дети бегут по кругу.

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи,                       Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы — резвы и горячи.                     Дети прыгают на носочках, руки на поясе.

                   (В. Волина)

«Гриб»

Зайка шел, шел, шел,        Декламируя стихотворение, дети в

Белый гриб нашел.        разных направлениях расходятся по

Раз — грибок,        залу, имитируя движения грибника:

Два — грибок,        идут, нагибаются и кладут грибы в

Три — грибок,        кузовок. Движения должны быть не-

Положил их в кузовок.        торопливыми, ритмичными.

(В. Волина)

«Листопад»

Мы листики осенние,                                    Дети идут по кругу, руки в

На ветках мы сидим.                                     сторо ны — вверх.

Дунул ветер — полетели.                             Бегут по кругу, машут руками.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                                  Приседают, руки опускают на пол.

Ветер снова набежал                                    Поднимаются, движения руками

И листочки все поднял.                                вправо — влево.

Закружились, полетели                                Кружатся на месте.

И на землю снова сели.                                Приседают.

«Веснянка»

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

«Яблоня»

Цель: Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька».

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке.

Ребенок- «яблонька» отрицательно качает головой.

Куда они пропали?

Разводят руками, пожимают плечами.

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети загибают по одному пальцу на правой руке.

Дети оборвали!

Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».

 

Югославская песенка

«Как мы поили телят»

ЦЕЛЬ: координация речи и движения, развитие подражательности, творческого воображения.

Стало жарко, будто в печке,

Замолчали птицы.

Дети идут в хороводе

Мы телят погнали к речке –

Надо им напиться.

идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой.

Саргис, пестрый

Пес дворовый,

Встают на четвереньки.

Как навстречу бросится!

прыжок в круг.

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится…

Бегут по кругу на четвереньках.

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

Идут в хороводе.

Уж мы Саргиса бранили,

Так что был не рад он.

Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем.

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.

Идут по кругу на четвереньках.

У бедняги даже уши

От стыда висели.

Встают, ладошками изображают висящие уши

 

К.Кубилинскас

«За грибами»

ЦЕЛЬ: координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать».

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Дети идут в хороводе.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Лисичка бежала, лисички собирала.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Скачут стоя, «срывают грибы.»

Медведь проходил,

Мухомор проглотил.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

«Медведь»

ЦЕЛЬ: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.

Как на горке – снег, снег,

Дети стоят кружком, в центре которого спит «медведь»; руки постепенно поднимаются вверх – вдох.

Как под горкой – снег, снег,

Приседают, опускают руки –выдох.

И на елке – снег, снег.

Опять встают и поднимают руки – вдох.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Приседают, опускают руки – выдох.

Тише, тише…

Не шуметь!

На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей.

 

И.Токмакова

Таким образом, на основании диагностических данных, полученных после проведённой целенаправленной работы по формированию двигательной сферы дошкольников, можно говорить о том, что применение системы данных упражнений оказывает положительное влияние на речевое развитие ребёнка с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи"

Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...

Консультация для родителей "Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи".

Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...

Игры по Петербургской тематике, направленные на развитие координации движений и речи

Подвижные игры, которые можно проводить в помешение  и на открытом воздухе. ...

Речевой материал для развития координации движения с речью.

Альбом для развития координации общей и мелкой моторики с речью для детей с ОНР старшей группы...

Доклад на тему "Использование элементов фитбол-гимнастики, направленных на координацию движений и речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

В настоящее время тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронических патологий, увеличением врожденной заболеваемости. Как прави...

Упражнения на развитие координации движений и речи

Упражнения на развитие координации движений и речи...

«Использование упражненийна имитацию движений в играх представлениях (песенки - потешки)»

Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошко...