Использование упражнений на координацию движений с речью
статья по физкультуре по теме
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование упражнений на координацию движений с речью
на занятиях по физической культуре.
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. В типовой программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи» Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной даны предложения по организации сотрудничества учителя-логопеда с другими специалистами детского сада, но не отработан механизм реализации данного направления.
Тема моего опыта «Использование коррекционных технологий с детьми ОНР на занятиях по физической культуре»
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют плохую координацию сложных движений, проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным ориентирам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, обнаруживается замедленность, «застревание» на одной позе. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
Хочется отметить, что именно физические упражнения и по движные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой мотори ки, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представ лений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных фак торов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению раз вития речи, что особенно ценно для детей с ее нарушениями.
Я работаю инструктором по физкультуре в детском саду, где находятся 2 логопедических группы. Данная проблема коснулась меня в полном объеме.
Следуя рекомендациям авторов вышеназванной программы и сотрудничая с логопедами каждой группы, я стала включать в физкультурные занятия упражнения на развитие нижнего диафрагмального дыхания (т.е дыхательную гимнастику), стала также вводить упражнения на расслабления после интенсивной физической нагрузки между частями занятия, после подвижных игр и в конце физкультурного занятия, пальчиковую гимнастику, игры на внимание. Использую больше подвижных игр с речевым сопровождением и ритмичными движениями по согласованию с логопедом группы и привлекать детей к проговариванию текстов, отрабатывая поставленные звуки. В планировании занятий стараюсь учитывать недельную лексическую тему каждой группы.
Также большую значимость в коррекционно-развивающей работе имеет выполнение упражнений на координацию речи с движением, где главное – согласование ритма движений со стихотворным ритмом. В практике использовались игры следующего содержания (приведены примеры некоторых из них Приложение №1).
Приложение №1
Упражнение на координацию речи с движением
На лужайке поутру Дети встают в круг, берутся за руки.
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок. Правая рука вперед, вправо. Левая рука вперед, влево.
Становитесь в наш венок. Взяться за руки.
Раз, два, три, четыре — Дети делают 4 шага назад, расши ряют круг.
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, Дети бегут по кругу.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, Дети, держась за руки, максимально Станет озеро большим. раздвигают круг.
Становитесь в круг опять, Дети бегут по кругу.
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи, Тянутся на носочках, руки вверх.
Мы — резвы и горячи. Дети прыгают на носочках, руки на поясе.
(В. Волина)
«Гриб»
Зайка шел, шел, шел, Декламируя стихотворение, дети в
Белый гриб нашел. разных направлениях расходятся по
Раз — грибок, залу, имитируя движения грибника:
Два — грибок, идут, нагибаются и кладут грибы в
Три — грибок, кузовок. Движения должны быть не-
Положил их в кузовок. торопливыми, ритмичными.
(В. Волина)
«Листопад»
Мы листики осенние, Дети идут по кругу, руки в
На ветках мы сидим. сторо ны — вверх.
Дунул ветер — полетели. Бегут по кругу, машут руками.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Приседают, руки опускают на пол.
Ветер снова набежал Поднимаются, движения руками
И листочки все поднял. вправо — влево.
Закружились, полетели Кружатся на месте.
И на землю снова сели. Приседают.
«Веснянка»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания
А уж ясно солнышко Припекло, припекло. И повсюду золото Разлило, разлило. Ручейки по улице Все журчат, журчат. Журавли курлыкают И летят, летят | Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки. Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки. Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе. Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев. |
«Яблоня»
Цель: Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками (вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики.
- Яблоня! Яблоня! Где же твои яблоки? | Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька». |
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния спалила? Или градом их побило? Или птицы поклевали? | Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок- «яблонька» отрицательно качает головой. |
Куда они пропали? | Разводят руками, пожимают плечами. |
- Не морозил их мороз, И не ветер их унес, Не спалило их огнем, Града не было с дождем, Птицы их не поклевали… | Дети загибают по одному пальцу на правой руке. |
Дети оборвали! | Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает». |
| Югославская песенка |
«Как мы поили телят»
ЦЕЛЬ: координация речи и движения, развитие подражательности, творческого воображения.
Стало жарко, будто в печке, Замолчали птицы. | Дети идут в хороводе |
Мы телят погнали к речке – Надо им напиться. | идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой. |
Саргис, пестрый Пес дворовый, | Встают на четвереньки. |
Как навстречу бросится! | прыжок в круг. |
Разогнал телят пугливых, Скачет, лает, носится… | Бегут по кругу на четвереньках. |
Уж ходили мы, бродили По полям за стадом. | Идут в хороводе. |
Уж мы Саргиса бранили, Так что был не рад он. | Останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем. |
Саргис-Маргис непослушный Плелся еле-еле. | Идут по кругу на четвереньках. |
У бедняги даже уши От стыда висели. | Встают, ладошками изображают висящие уши |
| К.Кубилинскас |
«За грибами»
ЦЕЛЬ: координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», «срывать», «собирать».
Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. | Дети идут в хороводе. |
Белочки скакали, Рыжики срывали. | Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. |
Лисичка бежала, лисички собирала. | Бегут, собирают воображаемые грибы. |
Скакали зайчатки, Искали опятки. | Скачут стоя, «срывают грибы.» |
Медведь проходил, Мухомор проглотил. | Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой. |
«Медведь»
ЦЕЛЬ: координация речи с движением, развитие ловкости, развитие речевого дыхания.
Как на горке – снег, снег, | Дети стоят кружком, в центре которого спит «медведь»; руки постепенно поднимаются вверх – вдох. |
Как под горкой – снег, снег, | Приседают, опускают руки –выдох. |
И на елке – снег, снег. | Опять встают и поднимают руки – вдох. |
И под елкой – снег, снег. А под снегом спит медведь. | Приседают, опускают руки – выдох. |
Тише, тише… Не шуметь! | На цыпочках бегут по кругу. На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей. |
| И.Токмакова |
Таким образом, на основании диагностических данных, полученных после проведённой целенаправленной работы по формированию двигательной сферы дошкольников, можно говорить о том, что применение системы данных упражнений оказывает положительное влияние на речевое развитие ребёнка с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи"
Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...
Консультация для родителей "Игровые упражнения на фитболах на координацию движения и речи".
Цель этой серии упражнений – развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности, соответствующей работе логопеда по пос...
Игры по Петербургской тематике, направленные на развитие координации движений и речи
Подвижные игры, которые можно проводить в помешение и на открытом воздухе. ...
Речевой материал для развития координации движения с речью.
Альбом для развития координации общей и мелкой моторики с речью для детей с ОНР старшей группы...
Доклад на тему "Использование элементов фитбол-гимнастики, направленных на координацию движений и речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
В настоящее время тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронических патологий, увеличением врожденной заболеваемости. Как прави...
Упражнения на развитие координации движений и речи
Упражнения на развитие координации движений и речи...
«Использование упражненийна имитацию движений в играх представлениях (песенки - потешки)»
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошко...
Комментарии
Использование упражнений на координацию движений с речью