физкультура
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Рекомендации воспитателя по физической культуре.Как укрепить иммунитет у ребенка.Профилактика нарушений осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii.docx305.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателя по физической культуре

Как укрепить иммунитет у ребёнка. Точечный массаж

    Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма.
     Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее  и           и                безопаснее таблеток.    
 РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Перед тем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться: остричь ногти, вымыть тщательно руки, смазать питательным кремом  и согреть их.
  2. Прежде чем применить методику к вашему малышу, попробуйте ее сначала на себе.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеет


МАЛЫШ И СПОРТ

О том, заниматься ли ребёнку каким либо видом спорта,или нет,современные родители даже не спорят.
Конечно заниматься!

   Если нет никаких медицинских, или других противопоказаний, для гармоничного развития, малышу не достаточно только интеллектуальных нагрузок в  развивающих центрах, или клубах. Ему также требуются и физические упражнения. Совершенно не обязательно отдавать кроху в специализированную спортивную школу и делать из него будущего чемпиона мира. Если способности есть – они обязательно проявятся, а если нет – расстраиваться не нужно. Ведь наша цель – помочь ребенку раскрыть свой потенциал и спорт, может быть всего лишь одной из ступенек на этом нелегком пути. 
   Какой же вид спорта выбрать? Сразу хочу сказать, что универсального совета вам никто дать не сможет. Здесь все очень индивидуально. Обратите внимание на то, что больше всего увлекает вашего малыша. Любит ли он бегать наперегонки, или постоянно прыгает от плиточки к плиточке, а может быть больше всего на свете он любит плескаться в водичке, или кататься на роликах в парке. Необходимо спросить мнение и самого малыша. Но здесь есть опасность, что ребенок укажет вид спорта, которым занимается его друг. Просто из чувства «коллективности». Он будет взахлеб рассказывать вам, как здорово Мишка (друг) уже научился боксировать, или освоил несколько стилей плавания. И хоть у вас и будет большой соблазн отдать сына, или дочь в туже секцию, т.к. там уже есть компания, и добираться домой в будущем детям будет интереснее и безопаснее вместе, но задумайтесь: есть ли у вас уверенность, что этот вид спорта подойдет  ребенку? Не попросит ли ваш маленький спортсмен, через пару занятий, или через пару месяцев забрать его из секции? Такой негативный опыт, может навсегда отбить у ребенка желание заниматься спортом вообще. 

Предлагаю вам несколько общих рекомендаций, которые, возможно, помогут вам все же определиться с выбором.
1.
 Обязательно проконсультируйтесь с врачом, нет ли у ребёнка противопоказаний к какому-либо виду спорта, и дальше уже действуйте по ситуации. По необходимости, возможно, понадобиться   консультация более узкого, профильного специалиста. Поверьте, это не пустые предосторожности. На кону стоит здоровье, и даже жизнь вашего ребёнка. Здесь мелочей быть не может.
2.
 Понаблюдайте за ребенком. Возможно, нужно поговорить с воспитателем в детском саду, или учителем физкультуры в школе, чтобы точнее сориентироваться, к какому именно виду спорта склонен ваш ребенок. Главное – не торопитесь, собирайте информацию.
3.
 Когда вы уже более-менее определились с видом спорта, соберите информацию о спортивных секциях, в которых представлен «ваш» вид спорта. Сходите с ребенком на тренировки. Посмотрите, как это выглядит со стороны. Поговорите с родителями тренирующихся детей – это необходимо, чтобы выбрать хорошего, профессионального тренера. Ведь во многом, именно от тренера зависит успех всей этой затеи.  


 
Полезная информация

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители глубине души, хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях.

Основы здоровья, образ жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка - это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения.

Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка.
Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как привило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки - это не болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологии позвоночника и стоп, заболеваний органов дыхания, пищеварения, развитию астено-невротических состояний.

Характеристика правильной оценки 

Правильность осанки зависит от состояния костей и связок скелета позвоночника и таза, а также от тонуса мышц тела. Позвоночник является основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз служит как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц сгибателей, уравновешивается тягой мышц разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника, это такое положение туловища, когда голова поставлена прямо (козелок уха и угол глаза представляют собой горизонтальную линию), плечи отведены назад и симметрично расположены, грудная клетка развернута, в поясничной части позвоночника небольшой изгиб вперед, живот подобран, наклон таза = 35-550.

Виды нарушений осанки. 

Нарушение осанки бывает 2х видов:

в сагиттальной плоскости:

сутулость (увеличен грудной кифоз);

тотальный кифоз, круглая спина (резко увеличен грудной кифоз, почти нет поясничного лордоза).

кругло - вогнутая спина (увеличен грудной кифоз, увеличен поясничный лордоз).

плоская спина - сглажены все физиологические изгибы позвоночника.

во фронтальной плоскости.

Такое нарушение осанки называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половиной тела. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность прямоугольников талии, одно плечо и лопатка опущены. При нарушенной осанке снижена жизненная емкость легких, затруднена работа сердца, органов пищеварения, часто беспокоят головные боли, быстро наступает переутомление. Нередко у детей с нарушенной осанкой развивается близорукость.

Для исправления дефектов осанки необходимо принять меры способствующие улучшению физического развития (режим дня, питание, соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

К задачам физического воспитания относятся:

улучшение и нормализация течения нервных процессов, эмоционального тонуса ребенка, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма;

активизация обменных процессов в мышцах туловища, создание мышечного корсета позвоночник;

исправление дефекта осанки;

формирование и закрепление правильной осанки.

Первое, самое простое и в то же время, как показывает практика, непростое дело - это организация рационального режима дня для ребенка. Детям необходимо обеспечить: продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать), полноценное питание (вовремя, 4-х разовое) с достаточным наличием витаминов и разнообразных белков, ограничить пребывание у телеэкрана (не больше 20 минут - для детей дошкольного возраста), обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2,5 часа в сутки, ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.

Родители должны обеспечить ребенку ровную жесткую постель, по возрасту и росту оборудовать рабочее место за письменным столом. Домашнее задание ребенок школьного возраст должен приготовить за 1,5-2 часа (через каждые 45 минут, перерыв 10 мин). Правильное положение за письменным столом: спина прямая, туловище симметрично, пояснично-грудной отдел опирается на спинку стула, ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы полностью опираются о пол или подставку под ноги, грудная клетка не должна опираться о стол, а между столом и туловищем должна свободно проходить рука, расстояние от рабочего стола до уровня глаз равно расстоянию от локтя до кончиков пальцев кисти.

Осанка проверяется во время осмотра. Ребенка надо раздеть и внимательно осмотреть в стойке с соединенными пятками и разведенными носками стоп. Необходимо обращать внимание на симметрию тела, положение головы, позвоночника, таза, ног. Положение головы очень важно, с положения с приподнятой головой начинаются рефлексы на выпрямление позвоночника, интуитивно организм настраивается на оптимизм. Правильное положение головы- подбородок приподнят, слегка прижат к шее. Очень важно следить за симметричным положением тела, отказываться от привычки стоять опираясь во время стойки на одну ногу, сидеть в асимметричной позе, важно держать в тонусе спину и подтягивать живот.

Все это нелегко обеспечить, если мышцы слабые. Укрепление мышц дело не быстрое, здесь нужно запастись терпением и действовать систематично и нагрузки нужно повышать постепенно. Перед упражнениями посчитать пульс, учесть возрастную норму. Увеличение пульса во время занятий возможно на 40-50 процентов от исходного. Ребенок должен быть допущен врачом и занятиям ЛФ. Комплекс ЛГ должен соответствовать возможностям тренированности, состоянию здоровья и возрасту ребенка. Нарушение осанки можно исправить за 3-6 месяцев систематических занятий лечебной гимнастикой.

Формирование осанки с раннего детства. 

В целях профилактики нарушения осанки и формирования у грудного ребенка, привычной порочной позы рекомендуется применять лечение положением: часто менять положение в кроватке, симметрично развешивать и располагать игрушки, исключить раздражающие влияние резких зрительных и звуковых телевизионных в т.ч моментов, носить ребенка по очереди то на правой, то на левой руке . Соблюдать режим дня, гигиены питания , вовремя вводить прикорм и витамины. достаточное время гулять на свежем воздухе (2-2,5 часа в день в любую погоду).

Обращаться к ребенку с ласковой речью, постоянно давать понять ребенку, что он любим и необходим. Лечебную гимнастику и массаж проводить систематически. Наиболее эффективно занятие с грудным ребенком на мяче диаметром 35-40 см. Меняя положение на мяче: лежа на спине, на животе, на боку. Класть в кроватку мяч в ноги грудному ребенку во время бодрствования ребенка.

Рекомендации по диетическому питанию ребенку с нарушенной осанкой. 

В ежедневный рацион ребенка должно входить: мясо, рыба, птица, молоко, сыр, злаки, овощи и фрукты, мед. Жиры ограничиваются.
Особенно полезны для строения костей, позвонков и межпозвоночных дисков и позвонков: яблоки, груши, клубника, малина, тыква, орехи (фундук), чечевица, салат, виноград, йогурт, сок. В перечисленных продуктах содержится: фруктоза, витамины С, В - каротин, Fe, Mn , белки животные, магний, Ca, K, глюкоза, фитоэкстроген, лецитин.

Комплекс лечебной гимнастики по коррекции осанки для детей школьного возраста.

1.Проверка осанки у стеночки без плинтуса (тактильная проверка);

2.Зрительный контроль перед зеркалом;

3.Дыхательные упражнения перед зеркалом.

 
Для занятий приготовить:

  легкий эластичный индивидуальный коврик и палочку

  мяч диаметром 45-60 см.

  коврик под ноги массажный.

  массажный валик.

  массажный мяч

  воздушный шар.

Вводная часть (разминка).

Варианты ходьбы с сохранением правильной осанки в сочетании с разнообразным движением рук. Упражнения с палочкой (руки вверх, в стороны, назад), рывки согнутыми и прямыми руками, вращение рук в плечевых суставах "мельница", поочередная супинация вытянутыми в стороны прямыми руками, сведение лопаток, дыхательные упражнения с воздушными шарами, ходьба на массажной дорожке или коврике. Степ, беговая дорожка, варианты ходьбы и бега.

Основная часть.

Упражнения в исходном положении, лежа на спине, на животе, в колено локтевом и колено кистевом положении.

Упражнения на мяче большого диаметра 45-50 см.

Игра с соблюдением правильной осанки.

Заключительная часть.

Растягивание, дыхательные упражнения, расслабление.

Комплекс лечебной гимнастики при нарушенной осанки (на мяче большого диаметра).

Вводная часть.

  1. Обучение правильной осанки.
  2. Контроль перед зеркалом.
  3. Дыхательные упражнения.
  4. Ходьба, ее варианты с сохранением правильной осанки.
  5. Массаж большим массажным мячом.

Основная часть. 
Упражнения с мячом и физиоролом.

  1. Исходное положение прокатывание лежа на животе на двух физиоролах (волнообразные движения туловищем, растяжка).
  2. Растяжка, прогибание на мяче в исходном положении на спине, перекатывание спиной мяча, в переход из положения лежа в положение сидя на мяче.
  3. Ходьба с мяча на руках в исходном положении лежа на животе.
  4. Исходное положение лежа животом на мяче, по очереди поднимаем руки вверх, ноги в упоре на полу, прогибаемся - вдох, возвращаемся в исходное положение - выдох.
  5. Исходное положение на спине присаживание и наклоны вперед.
  6. Исходное положение на боку на мяче, стараемся удержаться на мяче по очереди поднимаем руки вверх за голову.
  7. Исходное положение лежа на полу на спине, стопы ног кладем пятками на мяч. Удерживаем мяч пятками, ногами закатываем мяч под себя, пригибаемся, выкатываем мяч, расслабляемся на мяче. Захват мяча ногами, раскачивание, вращение, подъем мяча ногами в исходном положении лежа спиной на полу.
    При всех упражнениях необходимо удерживать равновесие на мяче, избегать падений, необходима страховка взрослых при выполнение упражнений детьми. Количество повторений упражнений 5-6 раз. Дыхание не задерживаем, темп выполнения упражнений медленный.

Массаж с мячом большого диаметра 45-50 см.         

Массаж общий выполняется с помощью массажного мяча, темп движений медленный.


Цель - активизация кровообращения.

Исходное положение - лежа на животе на полу.

  1. Проводим медленно легкое прокатывание мячом в направлении от дистальных отделов конечностей к проксимальным (5-6 раз). На спине - от поясничного отдела позвоночника к шейному с нажатием на выдохе на грудную клетку на выдохе.
  2. Вращательными движениями мяча проводим последовательно растирание стоп, голеней, бедер, спины и плеч.
  3. Прокатывание с нажатием на мяч, на конечностях и спине, выжимание грудной клетки на выдохе (5-6 раз).
  4. Вибрирующие движения мячом по всему телу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физкультуре. Кечкенәләр төркемендә физкультура шөгыле

Балтач районыНөнәгәр авылы “Тамчы” балалар бакчасы            2 нче кечкенәләр төркемендә физкультура шөгылеТема: “Кышкы урманга ...

Конспект занятия по физкультуре в младшей группе "Куклы любят физкультуру"

Конспект занятия разработан для младшего дошкольного возраст. Включает в себя современные технологии развития детей. Способствует активному физическому и эмоциональному развитию....

Открытое занятие по физкультуре «Куклы хотят заниматься физкультурой»

Открытое занятие по физкультуре в младшей группе."Куклы хотят заниматься физкультурой"По просьбе некоторых родителей фото выставлять не буду (родители против) .Цель: побуждать детей к поиску действия,...

Занятие по физкультуре в средней группе "Физкультурой заниматься нам не лень, с ней мы дружим каждый день".

воспитывать привычку здорового образа жизни;учить заботиться о своем здоровье;совершенствовать умения ходить мелким и широким шагом, бегать «змейкой» между предметами, поставленными в ряд;укреплять мы...

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

Физкультурный досуг "Физкультура нам нужна, физкультура нам важна"

Физкультурный досуг "Физкультура нам нужна, физкультура нам важна"...