Оздоровительная программа "Дельфинёнок"
рабочая программа по физкультуре по теме

В материале представлена система работы нашего учреждения по сохранению здоровья и оздоровлению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovit.programma.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Принята

на педагогическом совете протокол № -1

                                                                                                                 

Оздоровительная программа «Дельфиненок»

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

№30 «Дельфиненок» г.Павлово

Цель работы по профилактике заболеваний детей – укрепление иммунитета детей, повышение сопротивляемости организма к факторам внешней среды.

Цель  оздоровительной работы – укрепление здоровья детей, применение эффективных методик и технологий оздоровления детей в условиях  дошкольного учреждения и семьи.    

    Достижение поставленных целей осуществляется  посредством решения следующих

задач:

  1. обеспечение снижения частоты  случаев острой  заболеваемости
  2. совершенствование функций ведущих физиологических систем организма ребёнка
  3. создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка
  4. улучшение  физического развития детей
  5. повышение к устойчивости к  утомлению, повышение работоспособности
  6. формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков в различных видах деятельности

     Ведущие линии реализации задач программы:

  1. обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих технологий.
  2. забота о социальном благополучии ребёнка.
  3. охрана психического здоровья и всесторонне развитие ребёнка в деятельности.

     Принципы реализации программы:

  1. научность – подкрепление всех проводимых мероприятий по укреплению здоровья научно обоснованными методиками.
  2. непрерывность и целостность – вся работа по оздоровлению детей должна проводиться в комплексе и системе  всего учебно-воспитательного процесса.
  3. преемственности – необходимость поддержания связей между возрастными категориями.

        

        Пути реализации:

  1. внедрение здоровьесберегающих технологий и методик в учебно-воспитательный процесс ДОУ
  2. партнёрство с родителями на основе вариативного и конструктивного диалога

        Ожидаемые результаты:

  1. у детей:
  1. оптимальное функционирование организма;
  2. повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
  3. сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
  4. осознание совей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт;
  1. у педагогов:
  1. осознание необходимости создания таких условий для развития детей, которые помогут им, расти здоровыми и гармонично развитыми;
  1. у родителей:
  1. необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах – что, как, когда и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.

Организация профилактики заболеваемости и оздоровления  

детей с ослабленным здоровьем


Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

Мониторинг здоровья

Рациональная организация двигательной активности

Система работы с родителями

Система закаливания

Использова

ние нетради-

ционного оздоровления

Лечебно-профилактичес

кая работа

Психогигиенические мероприя

тия

- осмотр детей специалистами

- осмотр детей медицинским персоналом ДОУ

- мониторинг выполнения оздоровительных мероприятий в течение месяца  

- мониторинг заболеваемости детей

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики,

физкультминуток

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейна

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- рациональное питание

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

- витаминизация третьего блюда

-приём витаминов

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использов-м оздоравливающих технологий

-участие родителей в физкультур

но-оздорови-

тельной работе ДОУ

Развернутая схема оздоровительных мероприятий

Оздоровительные мероприятия

Строгое соблюдение режима дня:

  1. Отработка вариантов режима в теплое и холодное время года
  2. Полноценный дневной сон
  3. Прогулка
  4. Уменьшение

продолжительности учебного процесса

Развитие моторики

Массаж:

  1. Игровой массаж
  2. Пальчиковая гимнастика

Индивидуальный под-

ход к детям   с учетом:

  1. Выявленной патологии педиатром и др. специалистом
  2. Индивидуальных особенностей организма
  3. Влияния факторов, способствующих

частым заболеваниям

Физическая культура:

  1. С элементами дыхательной гимнастики
  2. Утренняя гимнастика
  3. Занятия на

улице с элементами подвижных игр

Основы закаливающих мероприятий:

  1. Соответствующая одежда для улицы
  2. Длительное пребывание на свежем воздухе
  3. Воздушные и солнечные ванны летом
  4. Полоскание горла
  5. Дыхательная гимнастика
  6. Посещение бассейна

Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима:

  1. Влажная уборка помещений
  2. Проветривание
  3. Кварцевание

Лечебные мероприятия:

  1. Витаминотерапия
  2. Приём адаптогенов

Внедрение сезонных курсов общеукрепляющей терапии

Профилактика:

  1. Плоскостопия
  2. Нарушений осанки
  3. Нарушений зрения

Мероприятия:

- гимнастика для глаз - Ходьба по «Дорожке здоровья» и т.д.

Аро

мотерапия/

Музыкотерапия (во время режимных моментов)


Оздоровительная и профилактическая работа

Оздоровительные и профилактические мероприятия

Закаливание: полоскание рта, мытье рук, ног прохладной водой

и тд.

Профилактика простудных заболеваний: Прием дибазола, чесночные букетики, оксолиновая мазь

Дыхательная

Гимнастика,

Посещение бассейна

Профилактика нарушений осанки, плоскостопия: ходьба по «Дорожкам здоровья», занятия на тренажерах и тд.

Игровой

массаж

Аромотерапия

Витаминизация

Фитопрофилактика

Схема

 оздоровительных мероприятий  

для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями

Создание оптимальных  санитарно-гигиенических условий

Щадящий индивидуальный режим

Рациональное питание с обогащением пищи витаминами.

Прием витаминов и фитонцидов

Закаливание – обеспечение рационального сочетания температуры воздуха и одежды  ребенка, достаточное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна.

Физическое воспитание в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода.  Использование элементов дыхательной гимнастики при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий, физических упражнений после дневного сна. Обязательное включение физических упражнений  с произношением звуков и слогов на выдохе и вдохе, дыхание носом – вдох и выдох и др.

Схема закаливания детей

Требования к проведению закаливания:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка
  2. Положительные реакции ребёнка на закаливание
  3. Непрерывность закаливания
  4. Наблюдение  медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром
  5. Согласие родителей

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух

Утренняя гимнастика

Проведение в облегченной одежде. Летом – проведение на свежем воздухе.

Медицинский отвод после болезни

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе в одежде по сезону

Сон в проветренном помещении

Учитывать физическое  и соматическое состояние детей

Температура воздуха в спальне ниже 14 С

Воздушные  контрастные  ванны.

Гимнастика после сна.

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате)

Использование «дорожек здоровья»

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний.

Хождение босиком

Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинского отвода

Вода

Полоскание рта  

Постепенное обучение полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

Нет

Мытье рук, ног, посещение бассейна  

Постепенное обучение, начиная с раннего возраста

Наличие медицинского отвода

Туалет носа

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой

Нет

Солнце

Прогулка. Солнечные ванны.

Свето-воздушные ванны.

Использование ослабленного влияния атмосферы (утро, после полудня).

Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение продолжительности процедуры

Хронические заболевания, температура свыше 30 С

Психогигиенические мероприятия

на занятиях и в режиме дня  с детьми

Режимный момент

Содержание

Организационно - методические указания

1.Утренний прием

а) функциональная музыка

б) элементы словотерапии

в) оздоровительные процедуры

а) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое

б) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок

в) строгое соблюдение дозировки  

2.Утренняя гимнастика

комплекс ОРУ

Подбор комплексов ОРУ  игрового характера, использование игрушек и атрибутов

3.Свободная деятельность

 

а) словотерапия

б) игровая деятельность

в) индивидуальная работа

чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми

  настольные игры с любимыми игрушками  

4.Умывание

мытье рук с произнесением потешек

  использование стихов, потешек, побуждающих производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью  самомассажа

5.Завтрак

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

г) прием витаминов, фитонцидов

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта

г) профилактика простудных заболеваний

6.Занятия

а) Динамические (физкультурное, музыкальное)

б) занятия со статическим положением тела

а) занятия с сюжетом, игровые занятия, создание благоприятного эмоционального фона, достижение эффекта «мышечной радости», радости от пения, танца и т.д. Обязательное использование элементов пальчиковой гимнастики; релаксации, музыки

б) использование физкультминуток, игровых и двигательных заданий; достижение эффекта «радости».

7.Свободная деятельность

а) словотерапия

б) игровая деятельность

в) индивидуальная работа

чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми

  настольные игры с любимыми игрушками  

8. Подготовка к прогулке, прогулка

а) одевание

б) наблюдение

в) игры

г) воздушные и солнечные ванны

д) зимние забавы

е) дыхательные и физические упражнения

а), б) использование художественного слова

в) подвижные игры,  художественное слово

г) дозируется пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям

д) в зимнее время: игры со снегом, катание на санках

е) строго дозированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, временем года, обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений.

9. Возвращение с прогулки

 

использование художественного слова

10. Подготовка к обеду, обед

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

г) прием витаминов, фитонцидов

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта

г) профилактика простудных заболеваний

11. Подготовка ко сну

а) закаливающие мероприятия

б) функциональная музыка

в) разрешение брать с собой игрушки

укрывание и поглаживание детей

г) сон в хорошо проветренном помещении

д) соблюдение тишины

а) воздушное и водное закаливание, элементы самомассажа

б) успокаивающая, ласковая музыка, звучание тихое

в) укладывание любимых игрушек спать, пояснение значения сна, укрывание с приговариванием ласковых слов, поглаживание по спине, голове

г) проветривание в период прогулки детей

д) соблюдение всеми сотрудниками и посетителями ДОУ тишины во время «тихого часа»

12.  Подъем детей, гимнастика после сна

а) постепенное пробуждение и подъем  с использованием функциональной музыки

б) хождение по  «дорожке здоровья»

в) одевание

а) пробуждение и подъем с учетом индивидуальных особенностей, под музыку «пробуждения», под одни и те же слова воспитателя

б) профилактика плоскостопия, закаливающая процедура.

в) использование потешек, стихов, сказок, шуток, поговорок

 

13. Полдник

а) эстетическое оформление блюд

б) спокойный тон педагогов

в) гигиеническое полоскание рта

г) прием витаминов, фитонцидов

а) привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

б) пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей

в) рассказ о необходимости пользе полоскания рта

г) профилактика простудных заболеваний

14. Свободная деятельность, оздоровительные процедуры

а) оздоровительные процедуры

б) словотерапия

в) игровая деятельность

г) индивидуальная работа

а) строгое соблюдение дозировки  

б)чтение сказок, потешек, стихов, беседы с детьми

в)настольные игры с любимыми игрушками  

План профилактических мероприятий для детей  на день

 

Мероприятия

2 гр.ран. воз.

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовител.

Эмоц –стим. игры

7.30-8.00

7.30-8.00

7.30-8.00

7.30-8.00

7.30-8.00

7.30-8.00

Приём витаминов

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Утренняя гимнастика

7.55-8.00

         7.50-8.06

7.50-8.00

8.10-8.20

8.10-8.22

Физкультминутки

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Гимнастика для глаз

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Во время занятия

Релаксация

После занятия – 1мин.

После занятия – 1мин.

После занятия – 1мин.

После занятия – 1мин.

После занятия – 1мин.

После занятия – 1мин.

Фитотерапия (травяной чай, букеты травы, чесночные букетики)

9.00

постоянно в помещении

9.00

постоянно в помещении

9.00

постоянно в помещении

9.20

постоянно в помещении

9.25

постоянно в помещении

9.30

постоянно в помещении

Прогулка

9.20-11.00

9.20-11.20

10.00-11.50

9.50-12.00

10.50-12.25

11.05-12.35

УФО помещения, проветривание

9.50-10.00

10.00-10.10

10.30-10.40

10.50-11.00

11.00-11.10

11.20-11.30

Мытьё рук,

полоскание рта,

дневной сон

По режиму

после приёма пищи

по режиму

По режиму

после пр. пищи

по режиму

По режиму

после приёма пищи

по режиму

По режиму

после приёма пищи

по режиму

По режиму

после приёма пищи

по режиму

По режиму

после приёма пищи

по режиму

Гимнастика после сна

15.00-15.10

15.00-15.10

15.10-15.20

15.00-15.10

15.00-15.10

15.00-15.10

Дыхательная гимнастика (3раза в день)

8.00, 9.25, 15.10

8.05,9.30,15.10

8.06, 10.30, 15.20

8.00, 10.00, 15.10

8.20, 11.00, 15.10

8.22, 11.15, 15.20

Самостоятельная деятельность в центре физо по желанию детей

16.30-17.00

16.15-17.00

15.50-17.00

15.40-17.00

15.40-17.00

15.40-17.00

Игровой массаж

7.50, 11.30, м/д занятиями

7.50, 11.30, м/д занятиями

7.50, 9.25, 12.00

7.50, 9.25, 12.00

7.50, 9.30, 12.35

7.50, 9.35, 12.45

Подвижные игры:

утренний период,

прогулка

Ежедневно

ежедневно

Ежеднев

но

Ежеднев

но

Ежеднев

но

Ежеднев

но

План профилактических мероприятий

в группах на год

Периоды

Мероприятия

Дата

 проведения

Подготовительный

- лекарственная терапия (приём дибазола)

- витаминотерапия (поливитамины)

- фитопрофилактика (полоскание горла лекарственными травами)

- дыхательная гимнастика

- физкультура на свежем воздухе

Сентябрь

Повышенной заболеваемости

- лекарственная терапия (дибазол, оксолиновая  мазь)

- адаптогены (отвар шиповника)

- витаминотерапия (аскорбиновая кислота)

- интерферон

- натуропатия (чесночное орошение)

- соблюдение санитарно-эпидемиологического режима)

- обеззараживание воздуха (бактерицидные лампы)

- дыхательная гимнастика

Октябрь - ноябрь

Реабилитации и подготовки к периоду гриппа

- лекарственная терапия (дибазол с согласия родителей)

-витаминотерапия

- дыхательная гимнастика

Декабрь

  Период гриппа

- витаминотерапия

- адаптогены

- натуропатия (чесночные бусы)

- обеззараживание воздуха

- дыхательная гимнастика

Январь

- витаминотерапия

- интерферон

- лекарственная терапия

- ионизация воздуха

- дыхательная гимнастика

Февраль

Реабилитация

-приём витаминов

- дыхательная гимнастика

Март

Повышенной заболеваемости

-игровой массаж/ пальчиковая  гимнастика

- витаминотерапия

- физкультура на свежем воздухе

Апрель

- игровой массаж

- физкультура на свежем воздухе

Май

Летней оздоровительной работы

-использование естественных сил природы

- физкультура на свежем воздухе

- игровой массаж

- дыхательная гимнастика

Июль - август


Условия сохранения здоровья детей

Основные направления  деятельности сотрудников ДОУ по сохранению здоровья детей

Рациональная организация внутреннего  пространства в соответствии с требованиями СанПиНов

Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу

Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями, здоровьем

Система работы по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

Организация рационального питания и витаминизация воспитанников

Модель организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни

Педагогика сотрудничества

Медперсонал

Педагоги

 Семья

Совместная работа

Консультации

Изучение программ, инновации

Родительские собрания

Анкетирование

Оборудование предметно-развивающей среды

Планирование работы

с детьми

Воспитанники  


Направления работы с детьми по профилактике заболеваемости

Рациональная организация двигательной активности

Система работы с родителями

Система закаливания

Использова

ние нетради-

ционного оздоровления

Профилактическая работа

Психогигиенические мероприя

тия

- ежедневные  циклы физкультурных занятий

- гимнастика после сна

- обязательные ежедневные прогулки

- самостоятельная двигательная активность детей

- обязательное проведение утренней гимнастики,

физкультминуток

- обширное умывание

- ходьба по «дорожкам здоровья»

- мытье ног

- полоскание рта

-воздушные ванны в облегченной одежде

- гимнастика  и физкультурные занятия на свежем воздухе в теплое время года,

-посещение бассейна

- постоянный контроль за осанкой

-контроль за нагрузками для переболевших детей

- подбор мебели в соответствии с ростом

- использование фитонцидов

- кварцевание помещений

-приём витаминов

- игровой массаж

- пальчиковая гимнастика

- дыхательная гимнастика

- хождение по «дорожкам здоровья»

-аромопрофилактика

- релаксация

- элементы музыкотерапии (музыка сопровождает режимные моменты)

- обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ

- оказание консультативной помощи родителям   по вопросам сохранения здоровья

- открытые показы занятий с использов-м оздоравливающих технологий

-участие родителей в физкультур

но-оздорови-

тельной работе ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.

Уважаемые коллеги!  Я хочу поделиться с вами педагогической  копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...


 

Комментарии

Кобылина Татьяна Сергеевна

спасибо.очень полезно!