«Организация занятий в тренажёрном зале»
статья по физкультуре по теме

Кротова Резеда Мухарамовна

В последнее время  отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с коррекционной направленностью.

Актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики  заболеваний и увеличения двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему «Организация занятий в тренажёрном зале»

В последнее время  отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с коррекционной направленностью.

Актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики  заболеваний и увеличения двигательной активности.

Поэтому    целесообразно в наше время использовать на физкультурных занятиях различные виды тренажеров. Они  способствуют развитию физических качеств, укреплению разных групп мышц и всего организма в целом.

Что же такое тренажеры?

Тренажеры - это учебно-тренировочные устройства или приспособления, используемые для развития двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом, восстановления опорно-двигательного аппарата человека.

Цель использования тренажеров:

  1. существенно повышают резервы организма;
  2. надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии.

По своему назначению тренажеры подразделяются на физкультурно-оздоровительные, спортивные, лечебные.

Физкультурно-оздоровительные тренажеры отвечают

основным педагогическим требованиям:

  1. доступны детям  всех уровней физической подготовленности;
  2. позволяют создавать игровые ситуации сюжетного характера;
  3. учитывают особенности психофизического развития и образного восприятия дошкольников;
  4. соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Использование тренажеров в оздоровительных целях существенно повышает резервы организма, это  надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии.

Особая ценность  состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а  это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе работы на  тренажерах развиваются такие физические качества как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость.

 Кроме того, занятия на  тренажерах  активизируют  познавательную  деятельность  детей, формируют их  нравственно - волевые качества (выдержку, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, а также упражняют  в способах общения со  сверстниками.

Проведение занятий с использованием тренажеров способствует достижению таких позитивных проявлений как:

  1. Снятие статического напряжения позвоночника;
  2. Улучшение кровообращения головного мозга;
  3. Совершенствование функции правильного дыхания;
  4. Тренировке мышц;

Занятия   с использованием тренажеров  рекомендуют проводить с  детьми 5-7 лет, два раза в неделю (один раз физкультурное занятие, второй- гимнастика после дневного сна).  

Ознакомление с тренажерами  проводится отдельно с каждым ребенком или с небольшой группой детей (не более 5-6человек)

 Существуют тренажеры, как  простейшего, так и сложного устройства.

 

Тренажеры простейшего типа:

  1. детские экспандеры (для развития мышц плечевого пояса);
  2. диски «Здоровья» (для укрепления   и тренировки вестибулярного аппарата);
  3. гантели (для укрепления рук плечевого пояса);
  4. массажеры «Колибри» (для профилактики плоскостопия, массажа  ступней ног);
  5. мячи - массажеры (для массажа различных частей тела);
  6. резиновые кольца-экспандеры (для развития мышц кистей рук);
  7. массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
  8. гимнастические мячи (для развития  координационных способностей).

 Простейшие тренажеры удобны  в пользовании: они не занимают много места, и их можно переносить из одного помещения в другое.

Современные тренажеры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым побуждают детей к  двигательной активности. Это такие тренажеры как:

  1. тяга – верхняя,
  2. тяга – нижняя,
  3. скамья  наклонная,
  4. брусья  опорные,
  5. жим ногами,
  6. велотренажер,
  7. гребной (рычажной и тросовый),
  8. беговая дорожка,
  9. бегущая по волнам,
  10. шагомер,
  11. силовой,
  12. мини-твист,  
  13. мини-степпер,
  14. пресс- бар

Занятия на тренажерах направлены на коррекцию и профилактику осанки и плоскостопия, развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса.  

Коррекция достигается  подбором упражнений, при  которых распределение мышечного тонуса способствует выравниванию имеющейся деформации, а также  воздействием  мышечной тяги  на опорно-двигательный аппарат.

Коррекционные задачи использования тренажеров различного типа:

  1. Исправление недостатков физического и биологического развития;
  2. Совершенствование функциональных возможностей  организма;
  3. Выравнивание дефектов физического развития;

              Для обеспечения индивидуального подхода при обучении и закреплении основных движений в старших группах  рекомендуется использовать карточки, поясняющие правильное выполнение упражнений и их дозировку.

             Для  реализации индивидуально - дифференцированного подхода  детей делят на две подгруппы, учитывая  три основных критерия: состояние здоровья, уровень физической подготовленности и уровень двигательной активности.

Первую подгруппу составляют практически здоровые дети, имеющие  средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Во вторую подгруппу  включают детей   второй и третьей групп  здоровья (часто болеющие  дети; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем двигательной активности и слабой физической  подготовленностью.

Методические рекомендации

по проведению  занятий с использованием тренажеров

Методика использования тренажеров разного вида предполагает:

  1. Допуск к занятиям  только после определения  врачом состояния здоровья детей и уровня их функциональной и физической подготовленности.
  2. Определение оптимального объема  физической  нагрузки  и ее распределение  с учетом не только состояния здоровья детей дошкольного возраста, но и уровня их физической подготовленности.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход  к детям с учетом не только вышеназванных критериев, но и уровня их двигательной активности.
  4. Активизация  мыслительной и двигательной деятельности детей путем использования различных игровых методов и приемов.
  5. Создание таких условий, которые  способствуют удовлетворению естественной потребности детей в двигательной активности и развитию физических и нравственно-волевых качеств личности.

Всем известна народная мудрость, которая гласит, что здоровье - всему голова,  ведь физически неразвитый  человек не может ощущать себя абсолютно здоровым.

Детям, имеющим нарушения в физическом развитии,  сложно выполнять не только различные двигательные упражнения, но и просто играть в подвижные игры со своими сверстниками, так как у них   часто наблюдается недостаточное и негармоничное развитие мышечной системы, которое значительно задерживает формирование навыка правильно держать свое тело.

Занятия физической культурой с использованием тренажеров  способствуют закреплению данного навыка, тем самым позволяя ребенку активно участвовать в различных видах детской деятельности, чувствовать себя полноценным членом коллектива.

Использование тренажеров в оздоровительных целях существенно повышает резервы организма, это  надежное средство профилактики гипокинезии и гиподинамии.

Особая ценность  состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а  это особенно благоприятно влияет на детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В процессе работы на  тренажерах развиваются такие физические качества как сила, быстрота движений, ловкость, гибкость и общая выносливость.

 Кроме того, занятия на  тренажерах  активизируют  познавательную  деятельность  детей, формируют их  нравственно - волевые качества (выдержку, настойчивость, дисциплинированность, решительность, смелость), развивают эмоциональность, любознательность и воображение, а также упражняют  в способах общения со  сверстниками.

Проведение занятий с использованием тренажеров способствует достижению таких позитивных проявлений как:

  1. Снятие статического напряжения позвоночника;
  2. Улучшение кровообращения головного мозга;
  3. Совершенствование функции правильного дыхания;
  4. Тренировке мышц;

Занятия   с использованием тренажеров  рекомендуют проводить с  детьми 5-7 лет, два раза в неделю (один раз физкультурное занятие, второй- гимнастика после дневного сна).  

Тренажеры простейшего типа:

  1. детские экспандеры (для развития мышц плечевого пояса);
  2. диски «Здоровья» (для укрепления   и тренировки вестибулярного аппарата);
  3. гантели (для укрепления рук плечевого пояса);
  4. массажеры «Колибри» (для профилактики плоскостопия, массажа  ступней ног);
  5. мячи - массажеры (для массажа различных частей тела);
  6. резиновые кольца-экспандеры (для развития мышц кистей рук);
  7. массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
  8. гимнастические мячи (для развития  координационных способностей).

Тренажеры сложного устройства 

  1. тяга – верхняя,
  2. тяга – нижняя,
  3. скамья  наклонная,
  4. брусья  опорные,                                          
  5. жим ногами,
  6. велотренажер,
  7. гребной (рычажной и тросовый),
  8. беговая дорожка,
  9. бегущая по волнам,
  10. шагомер,
  11. силовой,
  12. мини-твист,  
  13. мини-степпер,
  14. пресс- бар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В КОМПЬЮТЕРНОМ ЗАЛЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Даны рекомендации по организации работы в компьютерном классе для дошкольников...

Календарно - тематическое планирование физкультурных занятий в спортивном зале для детей 4 - 5 лет

Календарно - тематическое планирование поможет инструктору по физической культуре интересно и необычно провести физкультурные занятия для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ОБЖ «Правила безопасности на занятиях в спортивном зале».

закрепление знаний детей о правилах безопасности и предупреждение травматизма на занятиях в спортивном зале...

Консультация для родителей: «Внешний вид ребенка на занятиях в музыкальном зале».

В нашем детском саду музыкальные занятия проводятся в музыкальном зале. Для того чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь и одежда.О...

Мастер-класс "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"

Документы, подтверждающие проведение мастер-класса "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"...

Техника безопасности на танцевальных занятиях в музыкальном зале

Знакомство с техникой безопасности для старших групп....

Презентация " Организация РППС в музыкальном зале как средства музыкального воспитания дошкольников"

ИРОССО.2023 г . Распостронение опыта работы в рамках курсов повышения кваалификации педагогогов дошкольных образоваательных организаций Сахалинской области"Основные направления раз вити...