Инновационная здоровьесберегающая технология "БОС - здоровье - учимся и оздоравливаемся" в практике работы ДОУ № 6 города Липецка
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Белоусова  Ольга  Анатольевна

Данный  опыт  работы  по  использованию  компьютерных  технологий  в  оздоровлении  детей  дошкольного  возраста  был представлен  на  Региональной  научно - практической  конференции  по  физическому  развитию  в  Липецкой  области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение на конференции25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представиться – Белоусова Ольга Анатольевна, заместитель заведующей по УВР Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 6 г.Липецка.

        В рамках научно-практической конференции хочу представить опыт работы нашего дошкольного учреждения по теме: «Использование оздоровительной технологии «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся» в педагогическом   процессе   ДОУ».

        В  настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, так как на  заболеваемость  все большее  влияние оказывают экологические факторы. Загрязнение воздуха, воды, почвы, обилие синтетических веществ в квартирах, искусственные наполнители в пищевых продуктах и напитках, создают реальную угрозу здоровью детей дошкольного возраста.

        В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребенка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать  в  работе  ДОУ.

        В системе физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения большое внимание уделяется различным методикам профилактики и оздоровления, которые эффективно способствуют восстановлению физиологических резервов организма ребенка. Наряду с такими методами как массаж, фитотерапия, успешно используются различные методы дыхательной гимнастики, так как ДЫХАНИЕ является одним из основных проявлений жизнедеятельности организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может меняться по нашему желанию  – глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением дыхания.

                В  настоящее  время мы  используем   разные  оздоровительные  методики, например

1.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая направлена на:

- восстановление  нарушенного  носового дыхания;

- улучшение дренажной функции легких;

- устранение  некоторых морфологических изменений в бронхолегочной системе;

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

2. Звуковая гимнастика Лобанова;

3.  Методика очистительного дыхания, в которой упражнения составлены на основе древнекитайских оздоровительных систем и способствуют регуляции дыхательной и других функций организма, а также оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость.

4. Методика закаливающего носового дыхания -  эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода.

В этом году на основе экспериментальной деятельности в педагогический процесс, нашего дошкольного учреждения внедрена оздоровительная технология Александра Сметанкина «БОС – здоровье»- учимся и оздоравливаемся». Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие,  зрительно-моторная координация.

        Идея  эксперимента состоит в том, что в результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит  формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и  снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния.

        Занятия здоровья, так мы их назвали, - наиболее современная технология оздоровления (с использованием компьютеров), которая применяется для обучения детей навыкам здоровья.

Цель таких занятий – формирование  у  детей  навыка правильного дыхания.

Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что дыхание – единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 летнего возраста, поэтому

в процессе реализации данной оздоровительной технологии главной и основной задачей является  сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как  диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

      К частным задачам относятся:

  1. Формирование  у детей навыка  здорового  образа  жизни;.
  2. Оказание общеукрепляющего и оздоровительного  воздействия на организм ребенка, нормализация его внутреннего физиологического состояния.
  3. Использование способности ребенка к произвольной регуляции дыхания  путем проведения оздоровительных упражнений.
  4. Повышение  мотивации к обучению.

Исходя из диагностических показателей психо-физического состояния

детей в начале учебного года мы сформировали группу детей старшего дошкольного возраста, имеющих 2 и 1 медицинскую группу здоровья в количестве  12 человек.  1  группа -  здоровые  дети, 2  группа – дети,  имеющие  незначительные  отклонения   здоровья, например  кариес, ЛОР – заболевания,  желудочно – кишечного  тракта и  др. дети, не  имеющие  серьезных  отклонений, но  наблюдающиеся  у  врача;

Целостный процесс обучения мы разделили на 4 этапа:

1 этап – обучающий.

Включает  теоретическую часть. Проведение семинара для педагогов и специалистов, имеющих непосредственное отношение к данной группе детей с целью ознакомления с методикой оздоровительной технологии и формирования навыка диафрагмального дыхания «без усилий».

Практическая часть.  Обучение методике проведения занятий с использованием имеющегося программно-методического обеспечения по данной оздоровительной технологии.

        2 этап – внедрение в педагогический процесс экспериментальной группы детей  занятий здоровья (планирование работы на месяц и включение в сетку занятий).

        3 этап – работа с родителями. Проведение группового родительского собрания и индивидуальных консультаций с целью повышения уровня компетентности родителей в области использования здоровьесберегающей технологии «БОС – здоровье». Постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.

        4 этап предполагает проведение промежуточной и итоговой диагностики, подведение результатов экспериментальной деятельности.

                  Для  того чтобы  воспитать  у  ребенка  осмысленное  ценностное  отношение  к  собственному  физическому  и  духовному  здоровью  проводятся  теоретические   занятия, а  тренировка  и  закрепление  диафрагмально-релаксационного  типа  дыхания  осуществляется  на  практических  занятиях.

         Занятия  Здоровья   в  данной  группе проводятся  1  раз  в  неделю  по  подгруппам  в  6 человек.  Длительность  таких  занятий  зависит  от  индивидуальных  психофизических  возможностей    ребенка  и  составляет  от  15  до  25  мин.  Длительность  устанавливается  индивидуально для  каждого  совместно  с  педагогом – психологом и  медицинской  сестрой.      

       Занятия  Здоровья  комплексно  вошли  в  такие  разделы  программы, как  математическое  и  познавательно – речевое  развитие. Занятия  планируются   педагогом   в  соответствии  с  темой  занятия  по  математике, обучению  грамоте, познавательному  развитии. При  проведении  Занятий  Здоровья  не  только используется  данная  здоровьесберегающая  технология, но и  решаются  программные задачи.   Инструкция  по  проведении  дыхательной  гимнастики  имеется  в  электронном  пособии  программно – методического  обеспечения.

          Так  как  наш  детский  сад  имеет  только  программно – методическое  обеспечение  технологии  «БОС – здоровье»  занятия  проводятся без   прибора    биологической  обратной   связи, мы    фиксируем  дыхательную  аритмию  сердца (ДАС) – разницу  пульса  на  вдохе  и  выдохе  с  помощью  секундомера  «Электроника  ИТ – 01».

Данный  прибор   можно  использовать  в  двух  вариантах:

1 вариант – измеряющий  кладет  указательный  и  средний  пальцы  правой  руки  на  шейную  артерию  ребенка  и нащупывает  пульс, после  одного  из  пульсовых  ударов  измеряющий  включает  секундомер, находящийся в  режиме  определения  ЧСС. Затем  отсчитывает  5  пульсовых  ударов. По  окончании  5-го  удара  секундомер  останавливается. Появившийся  на  мониторе  секундомера  результат  измеряющий  записывает  в  лист  наблюдения  за  ребенком.

2  вариант (с  секундомером  без  функции  определения  ЧСС) – измеряющий  кладет  указательный  и  средний  пальцы  правой  руки  на  шейную  артерию  ребенка и  нащупывает  пульс. После  одного  из  пульсовых  ударов  измеряющий  включает  секундомер. Затем  в  течение  15  секунд  отсчитывает   количество  пульсовых  ударов. По  окончании  15 ой  секунды  счет  прекращается. Количество  ударов   за   15  секунд  измеряющий  умножает  на  4 и полученный  результат  заносит  в  лист  наблюдения  за ребенком.

           Единица  измерения – количество  ударов  в  минуту.  При  использовании  секундомера  «Электроника  ИТ – 01» никаких  дополнительных  арифметических  действий  производить не нужно. Секундомер  автоматически проводит  необходимые  операции.

Работая  по  данной  технологии  мы  выявили:

Взаимосвязь  величины  ДАС  и оценок  здоровья

ДАС (уд/мин)

Оценка  здоровья

Больше 33

«5»

25- 32

«4»

17-24

«3»

9-16

«2»

0-8

«1»

          Предлагаю  Вашему  вниманию  структуру  проведения  занятий  Здоровья:

  1. часть.  Вводная (теоретическая). Беседа  о  здоровом  образе  жизни, необходимости  правильного  дыхания  -  длительность  ее  составляет  5 – 7  мин;
  2. часть. Учебно - оздоровительная, которая  включает  в  себя:
  1. формирование  навыка  диафрагмально – релаксационного  типа  дыхания  без  прибора, на  сюжетном  материале, который  выводится  на  мониторе  ПК;
  2.  обучение  дыханию  с  использованием  слушания  релаксационной  музыки;
  3. выполнение  учебных  задач  образовательной  программы – длительность  составляет  12 – 15  мин;
  1. часть. Заключительная.  
  1. профилактика  зрительного  утомления  при    работе  с  ПК – упражнения  для  глаз;  
  1. развитие  зрительного  восприятия, использование  упражнений  для  снятия  физического  и  психического  напряжения,
  2. совместное обсуждение  результатов  собственной  деятельности – длительность  третьей  части  составляет  5   мин.

         Необходимым  условием  реализации  технологии  БОС  на  занятиях    является  включение  игры  с  целью  мотивации  дошкольника, так  как  игра в  дошкольном  детстве  является  ведущим   видом  детской деятельности.

         Применение  игры  является  базой  инновационной  технологии  Александра  Сметанкина  «Учимся  и  оздоравливаемся», предназначенной  не только  для   оздоровления, но  и  для  обучения  по  различным  направлениям  воспитания  и  образования  детей  дошкольного  возраста. Эта  технология  включает  в  себя  два  одновременных  процесса  обучения  и  оздоровления, что  позволяет  повысить  эффективность  подготовки  детей  к  школе.

        Учебно-электронные  пособия – «Здоровая   математика», «Здоровая  азбука», «Окружающий  мир»  дают   возможность  ребенку 3-7 лет   изучать  материал  в  ритме  оптимального  дыхания  – 12  дыханий  в  минуту. Длительность  одного  дыхания  5  секунд, из  которых  вдох  составляет  1.5  секунды, а  выдох  - 3.5 секунды. Дидактический  материал  открывается  на  экране  компьютера  в  заданном  ритме  на  фоне  игровых  сюжетов.  Ценность  данной  технологии  в  том, что  материал  представлен  в  соответствии  с  образовательной  программой  воспитания  и обучения  детей  в  детском  саду.

        Например,  ребенок  знакомится  с  элементарными  математическими   понятиями  «высокий  и  низкий»  по  схеме  игрового  сюжета  «Закрашивание»: когда  на  экране  монитора  слева  полоска  поднимается  вверх, ребенок  делает  вдох. Как  только  широкая  полоска  начинает  двигаться  слева  направо, по  принципу  выделения  части  из  целого  все  предметы, стоящие  слева  закрашиваются, за  исключением  ключевого  объекта – «высокого  дерева», и  голос  произносит «дерево  высокое», а  ребенок  делает  выдох.  Это  первое  дыхание. На  втором  дыхании  по  аналогичному  принципу  изучается  понятие  «низкий», и  соответствующее  изображение  «дерево  низкое»  выделяется  на  экране  справа. Настраиваясь  на  физиологический  ритм  дыхания, ребенок, заинтересованный  с  помощью  игрового  компонента  технологии, самостоятельно  приводит  в  норму важнейшие  функции  организма, что  в  свою  очередь  дает  возможность  организовать  подготовку  к  школе  на  высоком  уровне  не  только  без  потери  здоровья, но  и без  потери  интереса  ребенка  к  образовательному  процессу,  познанию  окружающего  мира  через  игровые  ситуации.

      В  процессе  экспериментальной  работы в декабре была  проведена  промежуточная  диагностика  детей  по  таким  критериям:

  1. Заболеваемость  в  сравнении  с  отчетным  периодом  прошлого  года;
  2. Уровень  внимания  детей;
  3. Мотивация  детей  к  занятиям.

      В  декабре 2009  года  заболеваемость  в  данной  группе  составила   1.8  детодня  пропуска  одним  ребенком  по  болезни, в   декабре  2010  -   1.5, что  показывает  снижение  заболеваемости  на  0.3  детодня  пропуском  одним  ребенком.

       На  начало 2010/11 учебного  года  уровень  внимания  детей  данной  группы  составлял  36 %, к  середине  учебного  года  уровень  внимания  повысился  на  5 %  и  составил  41 %.

      На  начало  2010/11  учебного  года  уровень  мотивации  детей  к  занятиям  составлял  45 %, к  середине  учебного  года он  увеличился  на  7 % и  составил – 52 %.

Так же  были  подведены:

Промежуточные  результаты  занятий  «БОС – Здоровья»

Оценка  здоровья  в  баллах

Количество  человек (%)

Количество  человек (%)

Начало  обучения

Середина  обучения

«5»

-

-

«4»

1 (8%)

3 (25%)

«3»

5 (42%)

8 (67%)

«2»

6(50%)

1 (8% )

«1»

-

-

   В  начале  обучения  низкую  оценку  здоровья  имели  6  детей, к  середине  обучения  только  1  ребенок.

           Таким  образом, можно  сделать  вывод,  что  применение  здоровьесберегающей  технологии «БОС – здоровье» - учимся  и  оздоравливаемся   положительно  влияет  на  психоэмоциональное  состояние  ребенка, улучшает  внимание,  снижает  заболеваемость, повышает  мотивацию  к  занятиям, использование  электронных  пособий  содействует  интеллектуальному  развитию  ребенка.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Жить здоровым - жить здорово!" Авторская театрализованная постановка в стихах к "Дню здоровья" Автор: Сага З.Р.

авторская инсценировка  Сага Зульфии Равиловны  "История о двух микробах" посвященная Дню здоровья...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область "Здоровье") для детей среднего дошкольного возраста "Здоровому-все здорово!"

Занятие способствует формированию сознательной установки на здоровый образ жизни, посредством здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов и художественного слова....

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...