утренняя гимнастика
методическая разработка по физкультуре по теме

Дьяченко Вера Владимировна

формы проведения и конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennyaya_gimnastika.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика-это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов. И средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, изменяем ее форму и место проведения.

Виды утренней гимнастики.

Понедельник - традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ  с пособиями

Вторник-гимнастика игрового характера построенная  на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.

Среда-гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.

Четверг-гимнастика на тренажерах  дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц.

Пятница - ритмическая гимнастика .Движение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая  делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.

Структура утренней гимнастики.

В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.

Водная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, туловища, бег, подскоки, прыжки;

Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы, тренажеры;

Заключительная: легкий бег  с переходом на ходьбу, включая дыхательные упражнения.

В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким подниманием колен) это помогает  организовать детей, сосредоточить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупреждения плоскостопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании: обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп.

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шоркали ногами, не раскачивались, держали голову прямо, дышали через нос. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен использовать имитации.

После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое, на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.

возраст

младший

средний

старший

подготовительный

Время бега

10-20с.

20-25с.

25-30с.

30-40с.

эти нормы могут быть изменены в зависимости от состояния здоровья, развития, физической подготовленности.

В гимнастику включаются разные виды прыжков: на одной, двух ногах, на месте с продвижением вперед, в разных направлениях. Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.

Общеразвивающие  упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сверху - вниз. Количество ОРУ, и их дозировка увеличивается с возрастом детей.

Возраст детей

количество

Число повторений

Младший

3-4  

3-4-раз

2младший

4

4-5 раз

средний

4-5

5-6 раз

старший

5-6

6-8 раз

подготовительный

6-8

8-12

ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа. Положение лежа снимают давление массы тела на позвоночник и свод стопы. Для проведения ОРУ с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора. Построение детей, что бы они ни мешали друг другу.

В старших группах  количество упражнения с предметами уменьшается, так как усложняются сами упражнения.  Дети их могут выполнять самостоятельно по названию и по показу других детей.

В средней группе  нужно сначала назвать упражнение, коротко объяснить его, если нужно показать, а потом давать команду на его выполнение.

В  младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми.

Во время выполнения упражнений воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком, оказывает помощь, делает указания, подбадривает.  Особое внимание уделяется дыханию, положению туловища. Также ОРУ можно заменить бегом.

Темп бега

возраст

быстрый

медленный

средний

1 младшая

10метров

20 метров

2-ая младшая

15-20метров

40-50 метров

30 метров

средняя

25-30 метров

до 2 мин

40-60 метров

старшая

350

подготовительная

300-500

В конце гимнастики после бега в сочетании с ходьбой выполняются  упражнения на дыхания.

Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:

-не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;

-никакой заорганизованности, строгих правил, требований;

-нужно обеспечить  полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения что бы ребенок  выполняя их получал радость;

-во время проведения разных видов гимнастик важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;

-в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагрузок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;

-в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулирует физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп, при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма;

-комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и показ. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей  к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличиваем количества повторений, заменяем образы;

-гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;

-в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.

Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.

-по возвращению с гимнастики в группы, дети принимают водную процедуру, выполняют обтирание влажными салфетками.

Полоса препятствий

Оборудование: коррекционная дорожка, гимнастический бум,  тоннель, мягкие модули, гимнастическая скамейка, обручи.

Оборудование: Фишки, колпаки, воротца, стойки с мячами, тоннель.

Комплекс  утренней гимнастики для  2-ой младшей группы.

1.«Потягушки». Поднять руки вверх шире плеч, пальцы развести, встать на носки, вытянуться (вдох). Расслабив мышцы, возвратиться в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раза.

2.«Пружинка». Медленно присесть, расслабив мышцы туловища, и опустит

руки свободно вперед перед коленями (выдох). Быстро выпрямляясь, перейти в исходное положение (вдох). Повторить 6 раз.

3.«Прихлопнуть комара». Повернуть туловище налево, хлопнуть в ладоши над головой. Перейти в исходное положение. То же в правую сторону. Дыхание не задерживать. Повторить в каждую сторону по 4 раза.

4.«Попрыгунчики-воробушки». Руки на пояс, прыгать на носках вперед-назад, вправо-влево, с поворотами. Дыхание не задерживать. 20-25 прыжков.

5.«Маленькая прогулка». Спокойная ходьба 3 мин. («тихо подкрадывается к воробью кошка», «летит большая птица, медленно размахивая крыльями», «идем, переступая лужи, чтобы не запачкать обувь»).

Комплекс утренней гимнастики для средней группы.

1.Ходьба в среднем темпе, свободно размахивая руками. Выполнять 20-30 сек.

2.«Птица машет крыльями». И.п.- стоя, слегка расставив ноги. Поднимать руки в стороны и опускать их вниз, помахивая кистями. Повторить 3-5 раз.

3.«Пузырь». И.п.- то же. Присесть и выпрямиться с разведением рук в стороны. Повторить 4-6 раз.

4.«Срывание цветов». И. п.- то же. Наклонить туловище вперед и выпрямиться. Руками производить движения, имитирующие срывание цветов. Повторить каждой рукой 4-5 раз.

5.«Колеса паровоза». И.п.- то же. Согнуть руки в локтях и отводить локти назад, производя круговые движения руками. Повторить 3-4 раза.

6.«Птицы клюют». И.п.- то же. Присесть на корточки с постукиванием пальцами о колени и выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

7.Бег 1- 2 мин., свободно размахивая руками.

8.Спокойная ходьба по залу 2-3 мин.

Комплекс утренней гимнастики для старшей группы.

1.Ходьба  в ускоренном и медленном темпе в течение 35-40 сек.

2.«Сильные руки». И.п.- стоя, слегка расставив ноги. Согнуть руки до уровня плеч, сжав пальцы в кулаки. При опускании рук разжать их. Повторить 5-6 раз.

3«Пчелка». И.п.- о.с. Присесть, подняв руки вперед, затем выпрямиться. Опустить  руки  и  отвести назад. Повторить 4-5 раз.

4.«Дровосек». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях. Наклониться вперед, одновременно опустив руки между коленями, стараясь их не сгибать. Повторить 6-7 раз.

5.«Растирание   рук ». И.п. - стоя, слегка расставив ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью согнутыми в локтях руками, развести их в стороны и опустить вниз. Повторить 4-5 раз.

6.«Кузнечик». И.п. - сидя на полу с опорой сзади, ноги вытянуты. Поочередно сгибать ноги, скользя ступнями по полу и возвращаясь в и.п. Повторить 5-6 раз каждой ногой.

7.Бег с ускорением  и замедлением  1-2 мин..

8.Медленная ходьба  на носках, стараясь тянуться головой и туловищем вверх. Закончить обыкновенной ходьбой на всей ступне. Выполнять до 2 мин.

Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы

1.Ходьба с разным положением рук. Выполнять 30-40 сек.

2.«Петушок». И.п. стоя, слегка расставив ноги. Поднять руки в стороны, затем сделать несколько хлопков перед грудью  прямыми руками, развести их в стороны  и  опустить  вниз.   Повторить 4-5 раз.

3.«Журавль на болоте». И.п.- стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок под коленом. Повторить 5-6 раз одной и другой ногой.

4.«Катание на лыжах». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях,  поднять вперед,  на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки. Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть ноги в коленях и опустить руки вниз-назад; затем выпрямиться. Повторить 6-7 раз.

5.«Пришей  пуговицу». И.п. - стоя, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить руки в стороны, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

6.«Вертушка». И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Одну руку положить на проти воположное плечо, другую за спину. Поворачивать туловище направо и налево, свободно перебрасывая руки. Повторить 5-6 раз в ту и другую сторону.

7.«Цапля». И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед и опустить прямую в  и.п. Повторить 4-5 раз одной и другой ногой.

8.«Мельница». И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище в левую сторону, одновременно поднять правую руку вверх. Затем выпрямиться, опустив руку, и повторить в другую сторону. Выполнить по 3-4 раза в каждую сторону.

9.Прыжки. И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Выполнять 25-35 сек.

10.Ходьба с выполнением хлопков впереди, вверху, сзади туловища.1,5-2 мин.

Гимнастика на тренажерах.

Занятия на тренажерах  дают оздоровительный  эффект  за относительно небольшой период времени. Помогают решить проблему дефицита пространства, позволяют детям выполнять их любимые движения.

Танцевально-ритмическая гимнастика

« ХУЛА-ХУП »

(шуточный танец) для детей 6-7 лет

Музыкальное сопровождение песня в исполнении Г.Ветрова

1 куплет:

Расшумелись сосны,

ели,

Заскрипел старинный

дуб

Это мы в конце недели

Раскрутили хула-хуп!

Разлились рекой коктейли,

Расплескался чей-то суп

Это мы в конце недели

Раскрутили хула-хуп!

Припев (2 раза)

Шею,

Ноги,

Руки,

Пуп!

Укрепляет хула-хуп.

Хула-хула-хула-хуп,

Хула-хула-хула-хуп.

 

Бег по кругу с закидыванием голени назад, держат обруч над головой, встают в круг наклоняются вправо-влево, кружатся вокруг себя, держа обруч над головой, ставят обруч на пол и, удерживая его правой рукой, обходят вокруг обруча, берут обруч двумя руками и поворачивают его перед собой, как «руль».

приседают, кладут  обруч  на пол,  затем встают.

плавным движением тыльной стороной ладони правой руки проводят (по дуге) от левого уха под подбородком до правого уха. Хлопают себя по ногам.

выбрасывают руки вверх, одновременно сделав шаг правой ногой в сторону. Кладут обе руки на живот.

выполняют вращательные движения бедрами, как при вращении обруча.

Проигрыш

Встав в обруч, танцуют твист, постепенно опускаясь вниз; берут обруч и, продолжая выполнять «твистовые» движения, встают.

2 куплет:

Разлились сирены трели,                 Дети  бегут на носочках по кругу  кружатся.

Разболелся чей-то зуб,     все дети кружатся (вокруг себя), руки над головой (Б).

Это мы в конце недели                         повторить. А

раскрутили хула-хуп!                      повторить Б.

Мы своей добились цели:                  повторить А.

Раскачали бизнес-клуб.                     повторить. Б

Это мы в конце недели                     повторить. А

Раскрутили хула-хуп.                      приседают

Гимнастика игрового характера

Игра «Делай, как я!»

для детей 4-5 лет

Музыкальное сопровождение - английская народная мелодия

Описание движений

Вступление - слушают.

Давайте все хлопнем, как я,        «хлоп-хлоп»

Давайте все хлопнем, как я,        «хлоп-хлоп»

Давайте все вместе, давайте,        покачиваются с ноги на ногу

Давайте все хлопнем, как я!        «хлоп-хлоп»

проигрыш Дети кружатся на носочках сначала в одну сторону, затем - в другую.

Давайте все топнем, как я,        «топ-топ»

Давайте все топнем, как я,        «топ-топ»

Давайте все вместе, давайте,        покачиваются с ноги на ногу

Давайте все топнем, как я!        «топ-топ»

проигрыш Дети кружатся на носочках сначала в одну сторону, затем - в другую.

Давайте все прыгнем, как я,        «прыг-прыг»

Давайте все прыгнем, как я,        «прыг-прыг»

Давайте все вместе, давайте,        покачиваются с ноги на ногу

Давайте все прыгнем, как я!        «прыг-прыг»

проигрыш Дети кружатся на носочках сначала в одну сторону, затем - в другую.

Давайте крикнем, как я,        «Привет!»

Давайте крикнем, как я,        «Привет!»

Давайте все вместе, давайте,        покачиваются с ноги на ногу

Давайте крикнем, как я!        «Привет!»

проигрыш 

Дети кружатся на носочках сначала в одну сторону, затем - в другую.

Оздоровительные игры  в них используются танцевальные и «образные» физкультурные упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости. Для таких игр необходима музыка разных темпов.

«Цапля» (для детей с 5-7 лет)

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Педагог объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положении как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.

«Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15—20 секунд. Педагог благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут тоже на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и его ассистент отмечают быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную оценку взрослого, и благодарят детей за участие в игре. Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

 «Джаз тела»

(для детей с 4-5 лет)

Танцующие,  встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно двигать только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее - движения рук в локтях, потом - в кистях. И, наконец, бедрами, затем коленями, далее - ступнями. А теперь нужно постепенно прибавлять каждое отработанное движение к предыдущим по порядку: голова +плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигать всеми этими частями тела одновременно.

«Веселая зарядка»

(для детей с 3-4 лет)

Инструктор рассказывает, а дети «иллюстрируют» сообщаемое им движениями.

1.Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Вы можете его «завести» и «выключить». Давайте попробуем.

2.Вы проснувшиеся котята: потяните лапки, выпустите коготки, поднимите головы.

3.А сейчас вы упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки.

4.А вот вы крадущиеся в джунглях тигры.

5.Теперь станем осенним листочком, качающимся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек.

6.Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь легко и плавно.

7.Сейчас тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

8.А теперь мы часики, покачаемся из стороны сторону.

9.А сейчас мы полетаем, как птички, расправим крылья и помашем ими!

10.Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке.

11.А сколько раз вы присядете, срывая цветок? Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...


 

Комментарии