Развитие психомоторики посредством подвижных игр.
статья (физкультура) на тему

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Это связано с экологическими проблемами, генетическими и хроническими заболеваниями матери, малоподвижным образом жизни. Все эти факторы отражаются на развитии ребёнка, страдают двигательный, познавательный, эмоциональный компоненты, в том числе и психические функции организма. В то же время подвижные игры имеют значительный  потенциал для развития психомоторных способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika_2.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по ФК Коваленко С.В.  первая квалификационная категория

 МБ ДОУ№41  г.Усть-Лабинск

Развитие психомоторики посредством подвижных игр.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских, наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% . Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные - это связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, генетическими и хроническими заболеваниями матери, малоподвижным образом жизни и т.д.  Все эти факторы, отражаются на развитии ребёнка, страдают  двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты, а также психические функции такие как мышление, память, внимание, речь.

Несмотря на то, что все эти факторы неутешительны, мне представляется возможным , в условиях нашего детского сада организовать работу по развитию психомоторики детей средствами подвижных игр.

 Свою работу я начала с того, что пересмотрела содержание физкультурных занятий, на которых, по моему мнению, наблюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям физическими упражнениями, отсутствие стимулов к развитию физических способностей. Существенным недостатком физкультурных занятий  является то, что они мало ориентированы на развитие психомоторных  способностей детей.

   В ходе своей работы я выяснила также, что воспитатели недостаточно осведомлены в плане использования подвижных игр в режиме дня ДОУ, направленных на развитие психомоторики. В то же время подвижные игры имеют значительный потенциал для развития психомоторных способностей, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.

 Подвижные игры—наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря иг рам обыденное становится необычным, а потому особенно привле кательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируе мыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициати вой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулиру ет двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Я разработала  комплекс подвижных игр, направленный на развитие психомоторики у детей дошкольного возраста.

Данный комплекс подвижных игр  способствует решению следующих задач:

  1. развитие двигательной памяти;
  2. развитие торможения движения;
  3. развитие статической координации;
  4. развитие динамической координации;

развитие пространственной организации движений.

     В процессе работы, я сделала вывод, что развитие психомоторики у детей и плодотворное решение задач будет протекать эффективно при условиях:

  1. использования комплекса подвижных игр в режиме дня(преимущественно на свежем воздухе);
  2. методически грамотного включения подвижных игр в педагогический процесс и руководства ими;
  3. постоянного учета состояния двигательной координации у детей дошкольного возраста.

 Приведенные игры активно включались воспитателем в различные режимные процессы, в зависимости от типа игры: в групповой комнате, на прогулке, в процессе физкультурных досугов и пр.

Однако это еще не значит, что сам комплекс игр гарантирует эффективность воспитательного воздействия на личность ребенка. Как известно, без грамотное включение комплекса подвижных игр в воспитательно-образовательную работу с  дошкольниками не приносит ожи даемых результатов в развитии психомоторики де тей, эффективность развития пространственных представлений дошкольников в подвижной народной игре, зависит во многом от  мастерства педагога по управлению игровой деятельностью детей.

В целях эффективного управления игровой деятельностью детей мною была подготовлена и проведена консультация для воспитателей на тему: «Система руководства формированием двигательной активности в подвижной игре». В материал консультации были включены 2 блока:

  1. Организационно-педагогическое обеспечение игры.
  2. Непосредственное педагогическое руководство игровой деятель ностью.

                                Организационно-педагогическое обеспечение

подвижной игры

Опираясь на трехчастную  структуру педагогического процес са детского сада обоснованную в методических рекомендациях "Ори ентиры и требования к обновлению содержания дошкольного обра зования" , я обратила внимание педагогов на то, что включение подвижных игр воз можно в различные виды деятельности:  специально организованного обучения в форме занятий и прежде всего занятий по физическому развитию, музыкальных заня тий, развлечений и досугов. Кроме того, подвижные игры естественно могут включаться в блок совместной деятельности воспитателя с детьми, использовать ся на прогулках, в процессе организованного свободного времени: на спортивных праздниках, утренниках и т.п. Педагог должен на правлять свою деятельность на то, чтобы подвижные игры развива лись по инициативе самих детей, т.е. включались в блок свободной самостоятельной деятельности детей. В целом в педагогическом процессе, на мой взгляд, все эти блоки должны существовать в единстве, и поэтому  предоставленный мною комплекс подвижных игр включался в каждый из блоков, причем в раз личные часы режима дня: как в утренние часы, так и послеобеденные.      Кроме того подвижные игры были рекомендованы к использованию в процессе  семейного воспитания, во дворе, в семейных походах не только как средство физической активности, но и как средство развития пространственных представлений.

Также внимание воспитателей было обращено на то, что немаловажное значение в процессе подготовки к проведению подвижных игр имеет создание игровой среды, подбор игрового оборудования и атрибутов игры. К началу игры педагогом должны быть подготовлены все необходимые игровые материалы. Предварительно должно быть подготовлено место для проведения подвижных игр.

В летне-весенне-осеннее время при хо рошей погоде мы проводили подвижные игры на свежем воздухе; на участке детского сада, на спортивной площадке, на лужайке, в саду. До начала игры педагог в целях безопасности ребенка и  предотвращения травматизма должен внимательно осмотреть пло щадь для игр. Некоторые игры в плохих погодных условиях могут проводиться  в спортивном или музыкальном зале детского сада. При этом зал должен быть подготовлен: проветриваться, проводиться влажная уборка.

Непосредственный подбор подвижных игр на занятии, прогул ке  должен предполагать учет индивидуальных и возрастных психофизических характеристик, особенностей речевого развития детей. Этот же критерий лежал в основе усложнения или снижения психофизической нагрузки в свя зи с физическим состоянием детей.

Подвижные игры — школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Причем, варьируя игру, нельзя менять замысел и компози цию игры.

Непосредственное педагогическое руководство

игровой  деятельностью детей.

... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" — говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса ис пользуются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др. Ниже описываемые приемы помогут педагогу успешно руководить деятельностью детей непосредственно в игре. Вначале педагог должен заинтересовать игрой. Этому могут способствовать : интересный игровой инвентарь и оборудование, ин тересное  представление игры /использование игровых зачинов, считалок, песен. Так, например, воспитательница, привлекая внимание малышей, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голо сом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий — с крышей и трубой...

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску-шапочку: "Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик

На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрас тных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым дей ствиям.

Результативность игры во многом зависит от того как дети поняли игру. Поэтому важным в методическом плане становится вопрос объяснения игры детям. Для того, чтобы ребенок понял содержание игры, характер  иг ровых действий, воспитатель должен доступно описать игру “рас крыть сущность игровых действий и правил. Кратко на этом методическом вопросе остановимся.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным интересным и эмоциональным. Все средства выразительности — интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжет ных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям.

Содержание объяснения зависит от возраста, подго товленности детей, и вида игры.

В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму дви гательного рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитательница надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!.", или игра "Воробышки и кот": "Лежит на лавочке кот, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки..."

Предварительное объяснение игры в средней и стар шей группах происходит с учетом возросших психологи ческих возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является после довательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала — условие, потом — вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к объяснению падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичный казус возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты. Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно за помнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нуж но вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Также,  я предложила, как вариант, для по нимания хода игровых действий использовать  моделирование игровых действий, использование моделей.

Модель игры представляет собой графическое изображение, которое отражает, например, исходную перестановку играющих, ха рактер их перемещения и др. в условных обозначениях. Модель игры может быть и динамичной, подвижной. В этом случае на графическом изображении  площадки, расчерченной необходимым  образом, можно осуществлять перемещение отдельных геометрических фигур - ус ловных обозначений /водящего, играющих и т.д./. Моделирование игровых действий, помогает ребенку наглядно-действенно представить сю жет игры, освоить игровые правила, понять пространственное рас положение играющих и характер перемещений на площадке.

Пред ставленная инструментовка игры позволяет, на мой взгляд, вызвать у детей состояние удовольствия от игры, ощущение радости, успеха достигнутого и, что немало важно, сформировать в подвижной игре у дошкольников пространственные представления.

  В завершении реализации комплекса подвижных игр были получены следующие данные: выросли показатели по всем характеристикам моторной активности детей; достаточное насыщение свободного времени детей играми со действует общему и всестороннему их развитию; Кроме того, целе сообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, ха рактера функциональных изменений организма, степени физиче ской подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению ор ганизма ребенка, закаливанию.

Подвижные игры могут выступать в качестве эффективного средства психомоторного развития и решения следующих его основных задач: развитие двигательной памяти; развитие торможения движения; развитие статической координации; развитие динамической координации; развитие пространственной организации движений. Дети при разучивании подвижных игр лучше стали запоминать последовательность движений,  усилились тормозные реакции в процессе двигательной активности; улучшились показатели по статической и динамической координации движений; дети стали делать меньше ошибок в пространственной организации своих движений в игровой деятельности. Двигательное, моторное развитие ребенка, как мы полагаем, косвенно повлияло на развитие познавательных функций, стимулировало развития эмоций.

Библиография.

   1. Дипломная работа Коваленко С.В. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПСИХОМОТОРИКИ   Научный руководитель: доктор пед.наук, профессор Тупичкина Е.А

2.         Герон Э. Проявление индивидуальных особенностей человека в темпе его движений.— Вопросы психологии, 1961, № 2, с. 51—60.

3.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми - М.,1983. . Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Мат. межд.конф.-М. ,1995.

4.        Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов – Питер, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

План-конспект занятия. Тема занятия: «Увлекательные задания с геометрическими фигурами». Цели: 1) закрепление знаний по основным геометрическим фигурам и цветам; 2) развитие пространст...

Коррекция нарушений в речевом развитии дошкольников посредством подвижных игр.

Нарушения ечечвого развития у дошкольников. Виды игр и комплекс игр для коррекции и прафилактики нарушений речевого развития дошкольников....

От движения к мышлению: «Гимнастика мозга» - оптимальный путь развития психомоторики

Практический материал для специалистов по работе развития психомоторики....

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

КОМПЛЕКС ИГР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ....

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...