Авторские игровые пособия «Своими руками» как эффективное дидактическое средство в развитии психомоторики и сенсорных процессов у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Межлумова Римма Аббасовна

Представление авторских игр для детей раннего возраста (1.5 - 3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbiraem_igrushki.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские игровые пособия «Своими руками» как эффективное дидактическое средство в развитии психомоторики и сенсорных процессов у детей раннего возраста

Межлумова Римма Аббасовна,

воспитатель  группы детей раннего возраста

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное

Белгородского района, Белгородской области

Цель: актуализировать знания по внедрению и использованию современных технологий развития детей раннего возраста, обеспечить новые способы решения профессиональных задач на основе использования технологии игр «Своими руками» с применением их на практике.

Задачи: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев; научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов; накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между предметами по величине; расширять игровые представления; расширять кругозор детей; обогащать активный словарь.

Раннее детство (1.5 – 3 года) — пора активного развития ребёнка, когда закладывается фундамент, стартовый период всех человеческих начал. Малыш научился ходить и теперь стремится попробовать и узнать всё вокруг. В доступной для него деятельности содержится мощный развивающий потенциал, который непременно нужно задействовать с пользой для малыша. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно-фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребёнка неотделимо от его общения со взрослым, которое является ситуативно-деловым. И именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Правильно подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и в образовательной деятельности.

Для создания благоприятной развивающей среды важно правильно подобрать игровой материал.

  • Любые игрушки для детей должны быть изготовлены из безопасных материалов;
  • Развивающие игрушки должны быть крупными, удобными для захвата рукой ребёнка;
  • Игрушки должны помогать в усвоении и различении простых цветов;
  • Развивающие игрушки должны помогать в усвоении понятий формы, размера, последовательности;
  • Необходимо приготовить как можно больше материалов и игр для развития моторики;
  • Развивающие игрушки по возможности должны быть разной текстуры.

Сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Для его обогащения необходим разнообразный дидактический материал.

В настоящее время актуально использовать в работе с детьми развивающие игры. Существует множество различных развивающих программ и технологий. Возможно, некоторые даже не задумываются над тем, кто впервые разработал систему развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Это был немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Именно он рекомендовал во всей полноте использовать в работе с детьми природный материал: камешки, дощечки, воду и песок, плитки и опилки и другие подручные материалы. В современном мире у нас есть возможность для использования в изготовлении игр таких материалов, как картон, пластик, резина и пр.

Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая авторская технология «Своими руками» в основе которой лежат авторские игры, сделанные из доступного подручного материала. Они дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для детей раннего возраста, основная из которых развитие моторики. Используя эти игры, можно добиться более позитивных умений и навыков. Они развивают детское воображение и создают хорошее настроение. Например, игра «Лягушка», помимо того, что игра развивает моторику, координацию движений, она также даёт представление о том, где живёт, как и чем питается лягушка.

Использование данных игровых наборов развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации. Например, в игре «Украшения для мамы», мы решаем задачу по воспитанию и привитию любви к маме, желание сделать ей приятное, и одновременно развиваем мелкую моторику кистей рук.

Играя, дети учатся сортировать, сравнивать, складывать, составлять последовательность. При этом развиваются социальные и коммуникативные умения, развивается мелкая моторика, формируются элементарные математические представления. Так в игре «Фрукты», дети систематизируют понятие о фруктах и закрепляют знания о цвете, активизируют словарный запас. Создавая игровую ситуацию, например, продавая фрукты, дети учатся общению между собой.

Нам хорошо известно, что мячик-шарик, который используют для сенсорного воспитания детей раннего возраста, начиная уже с 2-3-х месяцев наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Поэтому во многих играх за основу взят шарик. В играх «Горка», «Волшебные трубочки», «Накорми Мишку», «Фрукты» в разных вариантах используется игра с мячиком-шариком, соответственно данной игровой ситуации.

Итак, хочу представить вашему вниманию некоторые из авторских игр для детей раннего возраста.

  1. Игра «Накорми мишку»

Цель: закатить шарики в ротик Мишке, перекатыванием по коробочке.

Задачи: развивать координацию движений, формировать представления о форме, цвете, размере предметов, прививать элементарные навыки счета, вызывать у ребёнка чувство эмпатии к другому.

Эта игра может быть использована как в свободной деятельности детей, также и в организации непосредственно-образовательной деятельности. Например, при чтении стихотворения про Мишку косолапого, можно предложить малышам покормить его конфетками, вместо шишек.

  1. Игра «Волшебные трубки»

Цель: забросить большие и маленькие шарики в горизонтальные и вертикальные трубочки.

Задачи: развивать координацию движений, формировать представления о размере, форме, цвете, весе шарика, прививать элементарные навыки счёта, учить играть вместе.

В эту игру дети могут играть самостоятельно, выбирая шарики нужного диаметра, забрасывая в трубочки и наблюдая как они выкатываются. Воспитатель может разнообразить игру, предлагая считать шарики, или же выбирать по цвету, по размеру и т.д.

  1. Игра «Горка»

Цель: закинуть шарик в круглое отверстие сверху и успеть поймать его на выкате.

Задачи: развивать ловкость и координацию движений, учить действовать по словесной команде, закреплять навык элементарного счета, развивать внимание.

  1. «Украшения для мамы»

Цель: научить работать в соответствии со схемой.

Задачи: развивать мелкую моторику, научить работать с предметами (щипцы), закреплять знания формы, цвета, размера, качества, развивать эстетические чувства.

  1. «Фрукты»

Цель: научить подбирать цвета в соответствии с основным фоном.

Задачи: развивать моторику, учить запоминать цвета, закреплять навык элементарного счёта, уточнять знание о фруктах.

  1. «Лягушка»

Цель: научить действовать одновременно двумя руками, совершая одинаковые движения.

Задачи: дать представление о том, как ест лягушка, развивать мелкую моторику, ловкость движений.

Как правильно играть?

Приведенные советы помогут вам избежать ошибок, сохранить интерес ребёнка к игре, использовать игровой процесс эффективно.

  • Заинтригуйте малыша, сообщите, что приготовили для него интересную игру. Аккуратно откройте коробку и достаньте одну игрушку или игру.
  • Больше разговаривайте с малышом, эмоционально сопровождайте и направляйте игру.
  • Объясняйте мягко, не спеша, в игровой форме. Проговаривайте максимально подробно всё, что вы делаете, даже если вам кажется, что это само собой разумеется. Помните: то, что для вас очевидное, для него – невероятное!
  • Покажите, как можно действовать с игрушкой, затем верните её в исходное положение и предложите ребёнку повторить ваши действия. Если он затрудняется – помогите ему. Никогда не делайте за ребёнка всё! Игра в раннем возрасте – не только развлечение, но и обучение, и тренировка!
  • Не держите во внимании малыша сразу много игрушек. Это приведёт к перегрузке восприятия и рассеиванию внимания.
  • Не оставляйте ребёнка одного с играми, содержащими мелкие детали.
  • Умейте почувствовать момент, когда игру надо прекратить – чтобы ребёнок использовал достаточно своих возможностей, многое попробовал и узнал, но не пресытился игрой и сохранил к ней интерес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружаю...

SMART - практика " Развитие сенсорных навыков у детей раннего возраста по средством игр, изготовленных своими руками"

В практике представлен опыт, по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста. Этому  способствуют  игры, изготовленные своими руками....

Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – з...

Авторское игровое пособие "Развивай-ка" как средство развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ

Авторское игровое пособие "Развивай-ка" как средство развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ.

Данный конспект может широко применяться в практике работы психологов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учителей начальных классов коррекционно-развивающег...