Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми с диагнозом ДЦП.
статья по физкультуре на тему

Ирина Степановна

Я раскрываю особенности физического развития детей с ДЦП.  Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП.  Коррекционная работа которую мы проводим в группе с детьми С ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya__motorika.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа  по развитию общей моторики с детьми ДЦП.                                            Общая  моторика-это двигательная  деятельность,  которая  осуществляется  за  счет  работы   крупных  мышц  тела.

         У детей с  церебральным  параличом  задержано  и  нарушено  формирование  всех  двигательных  функций:  с трудом  и  опозданием  ребенок  начинает  удерживать  голову,  сидеть, стоять, ходить.

         Разнообразие  двигательных  нарушений  влияющих  на  развитие  моторики                 у  детей с ДЦП:                                                                                                                                                               Нарушения  мышечного  тонуса ( по  типу  спастичности,  ригидности,  гипотонии,  дистонии ).                                                                                                                                                     Ограничение   или невозможность   произвольных  движений  (парезы  и  параличи).  Наличие  насильственных  движений (гиперкинезы,  тремор).                                                          Нарушения  равновесия  и  координации  движений.                                                                       Нарушение  ощущений  движений.                                                                                                         Недостаточное  развитие  цепных  установочных  выпрямительных  ( стато-кинетических ) рефлексов.

Списочный  состав  группы-10 человек. 9 человек  с диагнозом   ДЦП.

У 6  детей - спастическая  диплегия:  поражены  и  руки , и  ноги , причем  нижние  конечности  затронуты  в  большей  степени, повышение  мышечного  тонуса ( спастичность)  в  конечностях ,  ограничение  силы  и  объема  движений  ;  ноги  приведены ,  согнуты  в  коленных  суставах, наблюдается  перекрещивание  ног  при  опоре  на  пальцы,  что  нарушает  опорность  стоп ,  осанку ,  затрудняет  стояние  и  ходьбу;  руки  приведены  к  туловищу ,  согнуты  в  локтевых  суставах,  пальцы  согнуты  в  кулаки .                                                                                                                                                                         1  ребенок  -  Атонически – астатическая  форма  - Со  стороны  двигательной  сферы  наблюдаются:  низкий   мышечный  тонус,  нарушение  равновесия  тела  в  покое  и  при ходьбе,  нарушение  ощущения  равновесия  и  координации  движений ,  тремор ,  гиперметрия (  несоразмерность ,  чрезмерность  движений  ).                                                              1 ребенок -Артрогриппоз- поражение  верхних  конечностей.

В МДОУ  созданы  хорошие  условия  для  развития  общей  моторики  у  детей  с ДЦП.  Группа  хорошо  оборудована,  есть  спортивный  комплекс, батут, скамейки, опорные  тележки, ходунки, поручни.  На  каждого  ребенка имеется  спортивный                              инвентарь: обручи, ленты, флажки, кубики, султанчики,  гимнастические  палки, ортопедические  мячи  разного  цвета  и  размера.  Для  мышечной  тренировки  используются  мячи,  кубы,  валики  разного  размера  и  веса.                                                                                                                  Физическое  воспитание  детей  с  церебральным  параличом  отличается  своеобразием.                                                                                                                          Специфические  особенности  развития  моторики  детей  требует  подбора  особых  сочетаний  методов  и  приемов,  которые  позволяют   формировать   определенные  двигательные  навыки  способствующие  развитию  основных  движений. В  работе  по  развитию  у  детей  общей  моторики  решающую  роль  играет  индивидуальный  подход  на  основе  учета  особенностей  двигательных  нарушений.  

В  своей  работе  используем  целый  комплекс  разнообразных  средств  и  приемов. Чем  тяжелее  двигательное  нарушение,  тем  больше взрослый  помогает  ребенку,  а  так  же  взрослый  проговаривает  последовательность  выполнения  движений.  При  выполнении  некоторых  движений  дети  выполняют  лишь  элемент.  

Планируем  и  проводим  подготовительную  работу.  Для  каждого  ребенка  отрабатывается  исходное  положение. При  проведении  занятий,  упражнений, игр  по  развитию  общей  моторики  не  допускаем   переутомляемости  детей.  Для  каждого  ребенка  дозировка  индивидуальна.                                                                                                                               В  ходе  коррекционной  работы  решаем  следующие  задачи:                                                                         1. Формирование  контроля  над  положением  головы и ее  движениями.                                                         2. Обучение  разгибанию  верхних  частей  туловища .                                                                                       3.  Тренировка  опорной  функции  рук  ( опора  на предплечья  и  кисти ).                                   4. Развитие  поворотов  туловища (переворачивания  со  спины  на  живот  и с живота  на  спину ).5. Формирование  функции  сидения  и  самостоятельного присаживания .                                       6. Обучение  вставанию  на  четвереньки ,  развитие  равновесия  и  ползания  в  этом  положении .  7.Обучение  вставанию  на  колени ,  затем  на  ноги.                                                          8.Развитие  возможности  удержания  вертикальной  позы  и  ходьбы  с  поддержкой .                         9. Стимуляция  самостоятельной  ходьбы  и  коррекция  ее  нарушений.   10.  Уменьшение  гипертонуса  мышц ,  укрепление  ослабленных  групп  мышц и нормализация   мышечного  тонуса .                                                                                                                                           По  результатам  диагностики  нами были  разработаны  коррекционные  комплексы  на  каждого  ребенка ,  коррегирующие  упражнения  на  спортивном  комплексе  (Упражнения  на  гимнастической  стенке :  «Выше  поднимись» ,  « Лягушка» ,             «Змейка» ,»Потянем  ноги!»  и т.д.); Батуте –«Стой» , «Возьми игрушку» , «Неваляшка» ,  «Удержись» и т.д.  Ортопедическом  мяче –«Крылышки», «Аист»  ,»Хлопни» , «Бабочка» ,» Веточка «,  «Елочка « ,  « Зайчик» и т. д. ; упражнения  по  укреплению  мышц  стопы  и  профилактики  плоскостопия. Все  комплексы  общеразвивающих  упражнений  включают  упражнения  с  предметами  :  мячом ,  палкой ,  обручем и др.   Применение  предметов усиливает  эффективность упражнений ,  дает  детям  выбор  различных  мышечных  ощущений  ( упражнения  с  мячами  разной  массы )  ;  они  являются  зрительными  ориентирами ,  ограничителями  движений ( гимнастическая  палка  позволяет  фиксировать положение  рук ,  способствует  более  точному  выполнению  движений )

Развитие  общей  моторики у  детей  с ДЦП  достигается :   организации развивающей  среды ;  осуществлении  индивидуально – дифференцированного  подхода; использовании  различных  средств .  оптимизирующих  развитие  общей  моторики  с  помощью  специально  разработанной  программы , представленной  упражнениями  для  мышечной  тренировки ,    подвижными  и  малоподвижными играми ,лечебными  играми и упражнениями  на  спортивном  комплексе , батуте , ортопедическом  мяче .

 Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.

В дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

      Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

                Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

     После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК,  воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Как указывает К.А. Семенова, в своей работе,  является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходунки, следят за положением туловища. Ребенок не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста"...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми с диагнозом ДЦП.

В своей работе я раскрыла : особенности  физического развития детей с ДЦП; возмозности коррекции двигательных нарушений ; коррекционная работа проводимая в группе по развитию общей моторики с дет...

«Особенности организации коррекционной работы на занятиях по звукопроизношению с детьми, имеющими диагноз «Дизартрия».

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван...

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...