Главные вкладки

    Интеграция умственной и физической нагрузки в ходе совместной деятельности
    методическая разработка по физкультуре по теме

    Интеграция процессов  формирования математических представлений и  физического воспитания  для увеличения двигательноцй акттивности дошкольников,  повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интеграция умственной и физической нагрузки в ходе совместной  деятельности

              В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм работы с дошкольниками. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.

              В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. А ведь доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы и их свойства. Поэтому так важна интеграция  умственной и физической нагрузки.

    1. Наполнение математическим содержанием занятий по физкультуре.

          На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.

          Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:

    1. Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество  раз,
    2. Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
    3. Посчитать количество прыжков до кубика;
    4. Прыгать по 5 раз на правой  и левой  ноге;
    5. Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.

    2. Увеличение двигательной активности в совместной деятельности по математике.

     Повысить двигательную активность в совместной деятельности, по математике можно используя такие игры и упражнения, которые предполагают решение в подвижной форме.

    2.1. Физкультминутки, упражнения на счет движений. 

    Предложить детям выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук и ног) определенное количество раз.

    Сколько ёлочек зеленых,

     Столько выполним наклонов.

     Мы подпрыгнем столько раз,

     Сколько бабочек у нас.         

    Сколько точек будет в круге,

     Столько раз поднимем руки.

     Сколько шариков у нас,

     Столько и подпрыгнем раз.

          2.2. Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

    «Покачаем головой – неприятности долой» - расправить плечи, закрыть глаза, дышать глубоко и медленно качать головой из стороны в сторону.

     «С силой на ладошку давим, сильной стать её заставим» - пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться и наоборот.

    2.3. Упражнения для глаз для активизации мышц глаз и закрепление сенсорных эталонов. 

     «Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала»

    «Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг»

    2.4. Упражнения на познание величины предмета  и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор. 

    Например, понятие «ширина» более естественно  познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка»  в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

          2.5. Упражнения на ориентировку в пространстве.

    Упражнения для рук, ног, плечевого пояса; бросание мяча в указанном направлении; движение в заданном направлении, ориентировка по схеме, развитие глазомера. Например, сбить вторую кеглю справа.

          2.6. Задания-эстафеты, в ходе которых детям предлагается как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.

          2.7. Дидактические игры по формированию математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме. Например, «Найди пару» (день недели – число, месяц – число)

    3. Физкультурно-математические развлечения и игры-путешествия.                                                          

          Стимулировать двигательную активность детей можно на занятиях-путешествиях, в ходе физкультурно-математических досугов и конкурсов, которые проводятся в подвижной форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном зале, на участке во время прогулки.

          Игры-путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагается в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполнять задания математического содержания, упражняясь в быстроте, ловкости, меткости и т.д. «Путешествовать» можно по сказкам или по заданной теме. Например, требуется помочь героям что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь. Для этого детям предлагается сосчитать что-либо, решить пример, сравнить по величине или определить форму, рассказать, где что находится в пространстве.

          Физкультурно-математические досуги могут быть сюжетными или бессюжетными. Для бессюжетных мероприятий каждой команде  предлагаются комплексы эстафет, конкурсов, в ходе которых закрепляются знания детей по математике и двигательные умения.

          В процессе развлечений, игр-путешествий дети не устают, так как меняют виды, темп, амплитуду движений, место их выполнения. Двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.

    Интеграция процессов формирования математических представлений и физического воспитания детей необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения интенсивности их интеллектуального развития, активизации процесса познания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».

    «Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совм...

    Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

    Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

    Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Конспект общения в ходе совместной деятельности «Зайка в гости к нам пришел»

    Приобщение к элементарным общепринятым  правилам взаимоотношений со сверстниками.Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, поощрять проявление заботы о тов...

    Познавательное развитие старших дошкольников в ходе совместной деятельности педагога с детьми на экологической прогулке.

    Познавательное развитие дошкольников осуществляется не только в ходе непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе совместной деятельности педагогов с детьми на экологической прогулке....