«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».
статья (подготовительная группа) на тему

Рассадина Элина Викторовна

«Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совместной деятельности».

              МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети  с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Для более продуктивной работы воспитателем Рассадиной Э.В. был собран и апробирован опыт работы по организации творческой мастерской. Работа мастерской направлена  на то, чтобы научить разные группы детей правильно воспринимать друг друга и чувствовать себя равными в обществе.
               Дальнейшее развитие  системы специального образования обуславливает необходимостью  в разработке новых форм и методов взаимодействия детей с различным уровнем развития.  Для этого и была начата работа по обобщению опыта работы, направленной на разработку эффективных форм взаимодействия детей с различным уровнем развития в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения. Что бы разработанная  в ее рамках модель работы творческой мастерской для преодоления  трудностей в общении и  поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья  была  обоснованной, и имела  широкое распространение  в системе специального образования.  В практике работы дошкольных учреждений  данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon INFORMACIONNAYa_KARTA_sdacha.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Ф.И.О. автора: Рассадина Элина Викторовна         
  2. Город: Краснодар
  3. Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24» города Краснодара
  4. Занимаемая должность: воспитатель
  5. Педагогический стаж и квалификационная категория:  8 лет, высшая квалификационная категория 
  6. Тема педагогического опыта: «Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совместной деятельности».
  7. Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в реализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения; постановка и решение новых педагогических задач. 

Контингент воспитанников  дошкольного учреждения  составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети  с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Для более продуктивной работы был собран и апробирован опыт работы по организации творческой мастерской. Работа мастерской направлена  на то, чтобы научить разные группы детей правильно воспринимать друг друга и чувствовать себя равными в обществе.

Актуальность проблемы связана с положением детей с ограниченными возможностями здоровья, где нормой их жизни  является изоляция от сверстников, ограничение в общении и в информации, и как следствие - неуверенность в себе, страх перед миром здоровых детей и взрослых.  Проблема состоит в том, что  на сегодняшний день отсутствует система взаимодействия между детьми, имеющими различный уровень развития, а разработка программ по эффективному сотрудничеству  находится в стадии разработки и требует привлечения новых исследовательских ресурсов.  В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

В этих условиях дальнейшее развитие  системы специального образования обуславливает необходимостью  в разработке новых форм и методов взаимодействия детей с различным уровнем развития.  Для этого и была начата работа по обобщению опыта работы, направленной на разработку эффективных форм взаимодействия детей с различным уровнем развития в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения. Что бы разработанная  в ее рамках модель работы творческой мастерской для преодоления  трудностей в общении и  поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья  была  обоснованной, и имела  широкое распространение  в системе специального образования.  Чтобы весь процесс воспитания и обучения  был направлен на максимальное облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития. В практике работы дошкольных учреждений  данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.

Задачи  программы:

  1. Создание совместных групп детей с разным уровнем физического развития. Помочь приобрести  детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
  2. Разработка альтернативного плана работы творческих мастерских,  включая план работы консультационного пункта. Внедрение этих разработок в план работы детского сада.
  3. Создание совместно с психологом практического курса занятий для детей.  Помочь приобрести  детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
  4. Подготовить в соответствии с планом работы театральной студии мини-спектакли для родителей, что поможет  детям ощутить удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
  5. Создание мобильной группы из специалистов для проведения обучающих практикумов и занятий с детьми – организация учебного курса практических занятий в творческой мастерской; отработать различные модели занятий в творческой мастерской для детей, имеющих различную степень заболевания.  
  6. Работа с родителями по обучению их адекватным и эффективным формам поведения в рамках работы «Родительского университета».
  7. Выпуск  печатных пособий, буклетов для родителей и педагогов.
  1. Цель педагогического опыта:  Научить разные группы детей общаться, ощутить свою полноценность и значимость через создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совместной деятельности.
  2. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов):

Работа творческой мастерской включает в себя  три направления:

  1. Первое направление  – психологическое. Совместно с педагогом-психологом  проводятся  совместные тренинги и игры для детей, с помощью которых дети  смогут преодолеть свои страхи. Основное внимание уделяется интеграции детей в общество. Формируется общественное мнение к людям с ограниченными возможностями через различные формы общения.
  2. Второе направление  – развивающие. Совместно с педагогом по дополнительному образованию  научить детей мастерить кукол, рисовать и придумывать декорации для спектаклей. Основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями  узкими специалистами. Работа  направлена на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством.
  3. Третье направление - терапевтическое. Включает в себя работу с родителями и педагогами в рамках «Родительского университета». Разработка интегрированных занятий. Проводится работа  с родителями как здоровых, так и особых детей. На взаимодействие нормально – развивающихся и особых детей, несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в жизнь  поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.

Вся работа осуществляется  в три этапа:

  • Подготовительный этап  был   направлен на сбор информации, освещение деятельности в СМИ, работа с  родителями и  заинтересованным  учреждениям;
  • Основной этап включает работу по направлениям:

Первое направление  – психологическое.  Цель мероприятия, проводимых в рамках данного направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа ребенка.

Второе направление  – развивающие.  Цель мероприятий свободное общение детей с различным уровнем физического развития в процессе совместной деятельности, театральных постановок.  

Третье направление - терапевтическое. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

  • Заключительный этап - освещение деятельности творческой мастерской в СМИ, подведение итогов работы и разработка дальнейшей работы студии, отчеты специалистов.
  1. Эффективность опыта:
  • Качество разработанного альтернативного плана работы творческой мастерской можно будет контролировать путем  опроса  педагогов, а так же выборочной проверки того, как изменился психологический климат в группе детей с различным уровнем развития после организации совместных занятий.
  • Эффективность разработанной технологии совместных занятий детей, имеющих различный уровень физического развития, в отличие от традиционных занятий, может быть измерена путем сравнения по типовой методике психологического тестирования традиционными методами.
  • Качество разрабатываемых обучающих комплексов используемых в работе творческой  мастерской будет контролироваться независимыми экспертами.
  • Количество  детей и их семей, получивших помощь родительского университета на постоянной длительной основе;
  • Качественные изменения взаимоотношений  “ребенок-ребенок”;
  • Создание практических пособий, рассказывающих об опыте реализации программы;
  • Наличие программных мероприятий, ориентированных на удовлетворение интересов и потребностей всех участников проекта;
  • Способность к тиражированию программы;
  • Обогащение  методической базы программы новыми формами работы с детьми-инвалидами.
  1. Экспертное заключение: Солопанова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант факультета «Управление и социальной работы»  Кубанского государственного университета.
  2. Кто и когда изучал: Данная работа легла в основу проекта «Исцелись в общении»,  организованный в рамках Федерального конкурса социальных проектов «Социальный форум», проводимого фондом поддержки партии «Единая Россия». Информация о проекте распространялась среди образовательных учреждений Российской Федерации.

Опыт неоднократно представлялся на  семинарах и конференциях.  В рамках августовской конференции педагогических работников по итогам 2008-2009 учебного года Рассадина Э.В.  приняла участие в  конференции «Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа: пути ее реализации в системе образования города Краснодара» в секции «Дошкольное образование: традиции и современность», где  представила презентацию своего опыта работы.

Данный опыт работы принял участие во XIII Всероссийском  конкурсе  методических разработок «Сто друзей», проводимый  редакцией   «Учительской газеты».

Рассадина Э.В.  принимала участие в круглом столе «Маленьким детям – большие права» проводимого в рамках международного движения «Города, доброжелательные к детям», где представляла результаты своей работы.

  1. Выводы, рекомендации: Уникальная возможность использовать совместные творческие занятия  в  обучающих целях позволит по-иному взглянуть  на решение  проблем  взаимодействия детей из различных групп. Работа творческой мастерской позволила родителям, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получить возможность войти в новое социальное окружение, приобрести опыт взаимодействия с другими  родителями, повысить свою компетентность в области обучения и воспитания своего ребенка, а  детям расширить круг общения со сверстниками - как здоровыми, так и имеющими инвалидность.  Учитывая то, что программа творческих мастерских  легко тиражируется,  то, можно предположить, что многие государственные  организации города смогут воспользоваться наработанным материалом и открыть подобные мастерские  на базе своих учреждений. Мы уверены, что реализация данного проекта, позволила не только оказать практическую помощь педагогам, родителям, детям, но, и способствовала развитию всестороннего сотрудничества, общему поиску решений взаимодействия различных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"

Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...

КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕОЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Цель данной игры является Создания позитивного психологического климата в старшой дошкольной  группе...

Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»

Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...

Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...


 

Комментарии

Рассадина Элина Викторовна

Данный материал будет полезен в организации творческой мастерской в Ваших дошкольных учреждениях.