Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».
консультация

Администрация г. Климовск

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

 по теме:

«Создание условий для позитивных,

доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

 Воспитатель гр.№ 3

Гурина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

2015 года

 

Проблема развития доброжелательных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов.

Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivnye_otnosheniya_metodom_skazkoterapii.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Климовск

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»

Круглый стол

 по теме:

«Создание условий для позитивных,

доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».

Подготовила и провела:

 Воспитатель гр.№ 3

Гурина Е.В.

Март

2015 года

Проблема развития доброжелательных отношений у детей является одной из актуальных в дошкольном образовании и является объектом научных исследований многих педагогов и психологов.

Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой и др.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

 Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста является сказкотерапия.

Жанр сказки позволяет детям ориентироваться на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Благодаря этому ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем.

Использование сказки в психотерапевтических целях изучалось зарубежными и российскими учеными (Д.Бретт, И.В.Добряков, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Д.Короткова, И.М.Никольская и др.). Сказка позволяет смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять и освоить способы доброжелательного отношения к окружающим. Проблема развития доброжелательных отношений у дошкольников нашла свое отражение и в научных исследованиях ряда диссертационных работ. Так, например, И.А. Кумова исследовала условия воспитания основ коммуникативной культуры детей шестого года жизни (2004 г.). В исследованиях Н.В.Ивановой раскрыты вопросы теории и практики построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении (2004 г.). О.Б.Буракова изучала педагогические условия подготовки студентов педагогического колледжа к воспитанию у дошкольников гуманных чувств и отношений (2005 г.). Изучению особенностей развития индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в коллективных взаимоотношениях посвящено исследование Е.А.Кудрявцевой (2005 г.). В научном исследовании, проведенном Н.А.Лялиной рассматриваются факторы и педагогические условия воспитания культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками (2007 г.).

В существующих исследованиях межличностные отношения понимаются по-разному:

-как избирательные предпочтения; как познание и восприятие другого;

-как результат общения и совместной деятельности.

В практикуме по сказкотерапии Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой выделены общие принципы работы со сказками:

-осознанность,

-множественность и

-связь с реальностью.

Автор раскрывает приемы использования сказок в психологической , педагогической и воспитательной работе .

Особый интерес вызывают рекомендации А.Ю.Капской и Т.Д.Мирончик по использованию сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Авторы выделяют три взаимосвязанные стороны нравственного развития ребенка:

-становление нравственного сознания,

-развитие нравственных переживаний и чувств ;

- формирование нравственного поведения.

Первоначально дошкольники усваивают моральные представления («что такое хорошо» и «что такое плохо»). На основе литературных произведений, примеров из жизни у детей формируются нравственные суждения и оценки. Дети дошкольного возраста способны проявить симпатию (антипатию), сочувствие и переживание другому человеку. А сказки, в свою очередь,  несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это отображено в образах сказки. Будьте внимательны  к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть - надо только его поискать.

Таким образом, метод сказкотерапии является эффективным средством формирования гуманных чувств и отношений у воспитанников ДОУ.

Данная программа становится успешной, если в её содержание будет входить:

-для отработки когнитивной составляющей гуманных чувств и отношений:

а)информация о гуманности личности и группы;

б)роли гуманного общества в развитии конкретной личности;

в) особенностях проявлений гуманности;

-для отработки эмоциональной составляющей:

а)игры, задания на проигрывание различных сказочных сюжетах с проявлением гуманных чувств и отношений к другому;

б)сочинение сказок и рассказов;

в)переживание и сопереживание герою сказки;

-для проработки поведенческой стороны гуманных отношений:

а)задание на оказание помощи другому;

б) совместная деятельность;

в)выполнение заданий и поручений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».

«Создание творческой мастерской для  преодоления трудностей, возникающих  в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень  физического развития  в процессе совм...

Публикация из опыта работы "Будем добрыми…О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ".

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети - какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск. ...

КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕОЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

Цель данной игры является Создания позитивного психологического климата в старшой дошкольной  группе...

Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом....

Презентация «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в условиях группы кратковременного пребывания»

Представление педагогического опыта на районном семинаре - практикуме для педагогов ДОО Мамонтовского района по теме «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в у...