Формирование моторики у детей с ДЦП.
статья по физкультуре по теме

Ирина Степановна

Раскрывается содержание и структура  формирования  моторики у детей , имеющих  заболевания ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir_motoriki_u_detej.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

              ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ   С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ       ПАРАЛИЧАМИ: ГЕНЕЗИС, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

                  Двигательные нарушения при ДЦП  выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

         Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей человека. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности.

Имеются в виду : максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д.   Необходимо отметить, что и в практике адаптивного физического воспитания, и в адаптивном спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.

На основе естественных законов развития моторики В.К. Бальсевича (1981) достаточно емко и обстоятельно разработана система научно обос нованных представлений о феномене физической активности человека, его генезисе, содержании и структуре, социально-биологических законо мерностях физической активности на различных этапах жизни.

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, то для инвалида физические упражне ния являются эффективнейшим методом одновременно физической, пси хической и социальной адаптации.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей двигательной сферы, на рушенной стойким дефектом (Э.Г. Булич, 1986). С помощью физических упражнений и специальной тренировки : исправляются дефекты речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тя желыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалид ной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в различных видах спорта.

Мышечная деятельность в процессе выполнения физических упраж нений стимулирует физические процессы, формируя новое функциональ ное состояние, характеризующееся приспособлением к дефекту, компенса цией нарушенных функций, адаптацией функций, в частности сенсорных систем и т.п.

Опираясь на концепцию единства и функции, можно с уверенностью сказать, что положительные перестройки в организме происходят и на бо лее тонких морфологических уровнях и являются отражением реакций ор ганизма в соответствующих функциям структурах, о чем свидетельствует одно из важных положений патологий: «Ни один из факторов среды не может прямо влиять на ту или иную информацию, он меняет ее только опосредованно - через воздействие на структуры, вырабатывающие эту функцию (Д.С.Саркисов, М.А.Пальцев, Н.К.Хитров, 1998).

   При анализе становления моторики человека необходимо учитывать принцип функциональности в процессе становления всех систем человека. Все функциональные системы нашего организма, независимо от уровня их организации и количе ства составляющих компонентов имеют принципиально одинаковую  функциональную архитектуру и принципы функционирования, под которыми понимают ся законы упорядочения деятельности субсистем (отдельные и зачастую самостоятельные блоки функциональной системы) с целью получения полезного результата .

Теория функциональных систем значительно раздвинул представления об условно-безусловной рефлекторной деятельности человека и изменила представления о механизме саморегуляции организма человека.

Согласно теории П.К. Анохина:   механизм саморегуляции строится по принципу рефлекторного кольца (т.е. представления о рефлекторной дуге значительно расширяются). Человек, как биосоциальное существо, обладая природным нейрофизиологическим механизмом саморегуляции и в тоже время ,являясь активной частью социума становится способен на основе поступающей к нему информации и активизации в памяти следов прежних воздействий предвосхитить результат своих будущих действий.  По мнению  суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты (субсистемы, согласно теории функциональных систем – Л.А.) не взаимодействуют, а взаимосодействуют, т.е. координируют свою активность для получения конкретного конечного результата.

Учение о функциональных системах  подчеркивает, что в организме нет по-настоящему изолирован ных систем, их можно выделить в самостоятельные только с дидактической це лью. Каждая такая система, вырванная искусственно из целого, по сути дела явля ется промежуточной между другими системами, еще более тонко организованны ми или еще более глобальными .

Согласно теории функциональных систем организм с этих позиций представляет слаженную интеграцию множества функциональных систем, одни из которых своей саморегуляторной деятельностью определяют устойчивость различных показателей внутренней среды - гомеостазис, другие - адаптацию живых организмов к среде обитания и существования. Одни функциональные системы генетически детерминированы, другие складываются в индивидуальной жизни в процессе взаимодействия организма с разнообразными факторами внутренней и внешней среды, т. на основе обучения.

Многие исследователи считают , что сенсорная депривация, обусловленная патологией зрения, слуха и мышечно-суставного чувства, существенно сказывается на восприятии в целом, снижает его качество, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

По мнению Е.М. Мастюковой при ДЦП «двигательная недостаточность препятствует не только развитию кинестетического и зрительного восприятия, но еще в большей степени мешает формированию интерсенсорных условных связей, особенно зрительно-моторных.

В то же время в работах К.А.Семеновой  показано, что при всех формах   церебрального   паралича   имеет   место   глубокая   задержка   и нарушение развития кинестетического анализатора, который остается слабым на протяжении всей жизни.

Здесь следует обратиться к работам И.М.Сеченова  который придавал большое значение мышечному чувству (кинестезиям), произвольным действиям в развитии саморегулирования движения, а также психических функций и мыслительных процессов.

К.А.Семенова связывает с нарушениями кинестезии у детей с церебральным параличом отклонения в развитии ряда гностических функций: пространственного гнозиса, праксиса и стереогноза. При ДЦП у многих детей выражен астереогноз  (невозможность или нарушение узнавания предмета на ощупь, без зрительного контроля).

Закономерно встает вопрос, какие средства и методы наиболее эффективны при коррекции моторики детей дошкольного и школьного возраста страдающих ДЦП.

Физические упражнения для инвалида можно рассматривать как стимулятор ответных реакций организма. Естественно, у разных людей ве личина этих реакций чрезвычайно многообразна и имеет бесчисленное ко личество вариаций (Евсеев С.П., Шапкова Л.В., 1998). Это обусловлено целым рядом причин и закономерностей:

1. Специфичностью нозологических форм патологии, состоянием ос таточного здоровья и сохранных функций организма инвалида.

2.  Сложностью его взаимоотношений с природной средой, при этом среда сама может стать источником многих патогенных воздействий.

3.  Особенностями социальной жизни, состоянием психики и лично стных качеств, нарушенных болезнью. Все эти причины носят объектив ный характер и отражают особенности индивидуальной реактивности .

У больных ДЦП имеют место разнообразные расстройства мотори ки, речевые расстройства, а также нарушения функций анализаторов зрительного и слухового. Кинестетические ощущения у большинства больных оказываются недостаточно четкими и точными. Психические изменения, присущие данному контингенту связаны с нарушением социально-психологической адаптации. Возникающие изменения затрагивают самые различные уровни психики больного, начиная от познавательных процес сов и заканчивая мотивационными изменениями, особенно это проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

В связи с этим значение физической рекреации как необходимого компонен та жизни и деятельности детей с нарушениями двигательной деятель ности вследствие ДЦП позволяет удовлетворять их естественные биологи ческие потребности в движении .

Необходимо в складывающихся условиях жизни активизацию на этой основе физического состояния и развития организма. Все виды и формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное время, бороться с негативными явлениями в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возмож ности организма и содействуют социальной адаптации инвалидов с по следствиями ДЦП.

В настоящее время проблема жизнедеятельности больных с ДЦП со стоит из взаимодействия различных систем воздействия: реабилитационного, рекреационного, физического и психологического, социального, эмоционального и образовательного. Доказано , что средства и методы реабилитаци онного воздействия в отношении инвалидов с последствиями ДЦП в поздней резидуальной стадии сводятся к применению медикаментозной терапии и массажа в сочетании с лечебной физкультурной или ортопедохирургическим лечением и часто не решают полностью задач по восстановлению и коррек цию двигательных нарушений.

Существуют различные точки зрения на корреляцию между двигательными и психическими нарушениями. К.А.Семенова и E.Denhoff  отмечают, что чем тяжелее двигательный дефект, тем более выражены психические нарушения.

Проявления психического нарушения, характерны почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее , важное значение в формировании своеобразных интеллектуальных нарушений приобретают неблагоприятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения со здоровыми сверстниками, недостаточность игровой деятельности и подвижности, зависимость от взрослых).

К тяжелым нарушениям функций опорно-двигательного аппарата ребенка приводят поражения двигательных систем головного мозга, возникающие в большинстве случаев в результате детского церебрального паралича. Это заболевание является следствием инфекций, интоксикаций, травматических повреждений. Если они имели место до рождения ребенка, то речь идет о внутриутробном, врожденном параличе. При  родовой и послеродовой параличи обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...