Оздоровление детей в группе раннего возраста
материал по физкультуре по теме

Кирьянова Татьяна Васильевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

из опыта работы

Тема: Оздоровление детей в группе раннего возраста

МАДОУ ЦРР - детский сад №13

«СОЛНЫШКО»

г. Зарайск Московской области

воспитатель

Кирьянова  Татьяна Васильевна

2008-2012 год

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления

Этому искусству уделяю как можно больше внимания в своей группе.

Оздоровление детей – целенаправленная, систематически спланированная работа в группе.

В МДОУРР Детский Сад № 13 «Солнышко» разработана программа «Здоровье» поликлиникой, гимназией № 2,  Ц.Д.Т. Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 направления: охрана и укрепления здоровья детей; обеспечение психологического благополучия; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.

В своей работе с детьми пользуюсь этой программой. На протяжении 2003 – 2008 годов мною был сделан анализ по теме «Оздоровление детей в организованной деятельности:  зарядка, занятия, прогулка, игра». Основной пик, заболеваемости детей в группе,  приходится на осенне – зимний и весенний  периоды. Часто болеющие дети:  Грузнова  Аня, Акимов Коля, Соловьева Юля, Хромочкина  Алена, Иванова Настя. Чтобы дети не болели, направляю оздоровительную работу с детьми: обеспечиваю здоровый ритм жизни в группе – щадящий режим в адаптационный период, выполнение ук.режима дня, организую положительный микроклимат.

Ежедневно провожу утреннюю гимнастику. Чтобы дети не болели, в нее включаю разные виды ходьбы, бега, прыжки, подскоки на месте с продвижением; общеразвивающие упражнения, танцевальные движения, упражнения на внимание, коррекции слуха, зрения, а также упражнения способствующие формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Вначале провожу упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, кистей рук, затем для гипкости  позвоночника.  (туловища) брюшного пресса, ног.

Включаю в утреннюю гимнастику уже разученные упражнения, позволяющие создать у детей бодрое, настроение, не переутомляя и неперевозбуждая их. Для выразительности, грациозности зарядки применяю магнитофон, бубен, провожу зарядку в игровой форме с ленточками, флажками, султанчиками, кеглями, платочками; применяю художественное слово. Разработала «на год» цикл комплексов утренней гимнастики, соответствующих данному сезону, в стихотворной форме. Дети к концу года четко выполняют все упражнения утренней гимнастики, веселы, энергичны, бодры.

 Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные игры, народные игры, спортивные. Соблюдение правил игры имеет большое значение. Игры провожу увлекательные, эмоциональные, насыщенные; побуждаю детей к определенным  умственным и физическим усилиям:  Учу ориентироваться в окружающей среде, преодолевать трудности, проявлять доброжелательные отношения к товарищам. Для детей разработала Цикл новых, увлекательных, подвижных игр. Они доставляют удовольствие детям, придают уверенность. В ходе игры обращаю внимание детей на выполнение правил. Слежу за взаимоотношениями детей в игре, нагрузкой, эмоциональным состоянием каждого ребенка.  Значительное внимание уделяю подвижным играм, которые позволяют поддерживать интерес к ним, развивают умственные способности детей, совершенствуют движения, повышаю психофизические качества ребенка. В игре формирую чувство товарищества, учу преодолевать трудности. Развиваю творческие способности, оказываю психокоррекционные  и психотерапевтическое воздействие. В игре дети проявляют смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество. Подвижные игры организую не только на занятиях, но и ежедневно на дневной и вечерней прогулках. Применяю  наголовники, мячи, кегли, музыкальные игрушки, магнитофон. С малоподвижными детьми занимаюсь индивидуально, игры провожу для улучшения психофизического развития.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья детей.

Три года я работаю над темой: «Оздоровление в организованной деятельности детей: зарядка, занятие, прогулка, игры.

В своей работе использую элементы программы «Развитие»  Венгера  и  «Детство».

Цель моей работы с детьми – это обеспечение здорового образа жизни ребенка; индивидуальный подход к каждому ребенку, тесный контакт с родителями и лечащим врачом, выявление хронических заболеваний.

Учу детей двигаться, ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Учу ползать, лазать, действовать с мячом, выполнять упражнения в равновесии, строевые упражнения ( в круг, парами, в колонну, по одному) – выполнять основные движения.

Начиная с 1993 года  на  детский сад работает в направлении оздоровления детей – разработана программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: охрана и укрепления здоровья детей; обеспечение психологического благополучия; духовное здоровье; нравственное здоровье, при общении ребенка к общечеловеческим ценностям.

В работе с детьми младшего возраста моей задачей является воспитание полноценного физически развитого ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, совершенствование зрительного, слухового, осязательного  восприятия. В детском саду созданы необходимые условия для решения задач физического воспитания.

В группе подобрана мебель по возрасту детей. Физкультурное оборудование и инвентарь соответствуют педагогическим, гигиеническим и  эстетическим требованиям. Физкультурный уголок соответствует возрасту детей.

Одним условием воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня. Все режимные процессы: умывание, прием пищи, подготовка ко сну, сборы на прогулку провожу подгруппами. Это позволяет мне работать с каждым ребенком индивидуально и готовить каждого малыша к самостоятельности. Важное значение в обеспечении полноценного развития ребенка имеет чередование умственной и физической разгрузки. Данные условия учитываю при планировании воспитательно–образовательной работы  с детьми.

В воспитании здорового ребенка играет правильная организация питания. В группе создана благоприятная обстановка (правильная и красивая сервировка столов, спокойное отношение между взрослыми и детьми). В группе есть дети с плохим аппетитом: Вика, Алена, Света. Приучаю их к новым блюдам постепенно. Во время еды использую положительный пример сверстников, поощрение. Для успешного формирования у детей культурно – гигиенических навыков использую показ и объяснение.  Показываю, как мыть руки, пользоваться полотенцем, причесываться …..

Показ сопровождаю объяснением, помогаю ребенку осознать свои требования. Применяю также игровые приемы, чтение художественных произведений, пример взрослых и сверственников.

Одним из основных условий успешного решения задач физического воспитания является  активная,  двигательная активность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:  физзанятий, утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных и спортивных игр, прогулок, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурных праздников.

Физкультурные занятия провожу постоянно после сна с детьми в носочках и маечках. Перед занятием в группе проводится влажная уборка и хорошо проветривается помещение. В группе поддерживаю температуру воздуха в пределах +19,  + 20 .

Летом в хорошую погоду занятие провожу на площадке, по подгруппам, в игровой форме. К занятиям готовлюсь заранее, подбираю необходимый инвентарь. В Вводной части занятия у детей повышаю эмоциональное состояние, к предстоящей физической нагрузке.

В работе с детьми физкультуре использую  подвижные, спортивные, народные игры. Игры провожу на дневной, и вечерней прогулках. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с малышами и организации самостоятельной двигательной активности.  Активизирую малоподвижных детей, улучшаю физическое развитие ослабленных детей: Вика, Алеша, Даниил, Света, Никита. В самостоятельной двигательной деятельности дети имеют возможность заниматься любимым видами упражнений  как индивидуально, так и объединяясь в небольшие подгруппы. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. В игре « Едем на машине» с помощью длинного шнура сделала « машину», воспитатель «шофер», у меня в руках «руль», ходили и бегали в ней друг за другом под текст:

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Нам ворота открывай,

Едет  с поля урожай.

Слежу постоянно за дозировкой, забочусь о смене видов деятельности.

Один раз в квартал провожу физкультурные досуги: включаю спортивные, подвижные, игры – забавы, аттракционы, игры с пением, хороводы. Специальные занятия по закаливанию провожу под руководством медсестры, учитывая условия и состояние здоровья детей. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» предусматривает охрану жизни и здоровья детей: использую в своей работе элементы программы «Развитие» Венгера и «Детство» . Моей целью является здоровый образ жизни ребенка. Для выполнения этой задачи я выполняю все направления программы «Здоровье».  

Создан физиомассажный кабинет, где с ослабленными детьми специалисты проводят ингаляцию, массаж. В межсезонье дети получают витамины, витаминный чай с элеутерококком, настоянный на травах. Для поднятия иммунитета, с трех лет, пьем коктейль.

 В группе есть уголок по развитию движений. В нем есть все необходимые для физического развития ребенка, формирования осанки, плоскостопия, предметы гимнастики для глаз. Мебель соответствует росту детей. Во время занятий, игр слежу за осанкой детей, чтоб не было сколиоза. Созданы все условия для охраны и укрепления здоровья и жизни детей: зарядка – при ее выполнении организм ребенка получает необходимую нагрузку, гимнастика подготавливает детей к предстоящим видам деятельности, дает положительный настрой детей на целый день:

«Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать

Руки поднимать

Приседать и вставать

Прыгать и скакать»

Прогулки, физкультурные занятия, - имеют большое значение для нормального развития всех органов и систем организма, для укрепления здоровья ребенка, закаливания его организма. Для формирования моторики.

«По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали

Дальше пошли».

«Дни здоровья», подвижные игры – развиваю кругозор детей, речь, мышление, совершенствую движения. Развиваю координацию движений.

«По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке».

После сна провожу закаливающие процедуры:

Хождение по ребристой доске, массажным коврикам, следочкам, подушечкам – для  координации движений.

Точечный массаж, используем в меню чеснок, лук, провожу чесночную ингаляцию. В детском саду ежемесячно проводится «День здоровья», в группе создана «Школа здоровья».  Для детей – игровые приемы  по ознакомлению своего тела, летом дети ходят босиком по траве, песку; сон без маечек, обширное умывание, обливание ног, с  1998 года провожу каникулы.

Заболеваемость в группе снизилась от 3-4 случаев до одного за квартал. К концу года дети становятся крепкими, здоровыми, подвижными и ловкими. Девиз группы: «Познай свое тело, чтобы быть здоровым!» Во время зарядки и на занятиях по физкультуре применяю пособия:  погремушки, флажки, султанчики,  мячи, палки, шнуры, кубики, ленточки,  косички,  которые повышают интерес;  улучшают качество движений. Все мелкие пособия подлежат гигиенической обработке. Всю работу по физвоспитанию веду совместно с родителями: помогают обновлять физуголок – сшили мешочки, обновили флажки, султанчики, гимнастические палки;  закупили в этом году красивые мячи, ленточки; подарили велосипеды; принимают участие в ремонте спортивного инвентаря, игрушек, принимают участие в спортивных конкурсах детского сада.  

Провожу родительское собрания по физвоспитанию, изготавливаю папки – передвижки, книжки – раскладушки красочные, эстетически оформленные: « Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшей группы».

«массаж с детьми раннего возраста», «Оздоровление в организованное деятельности детей», «Адаптация детей раннего возраста», «Нравственное воспитание детей в раннем возрасте». В помощь родителям по физвоспитанию детей оформила альбом с фотографиями: «Развивайте у детей ловкость, силу и выносливость», «Воспитаем детей здоровыми» ; Двигательная активность детей: » с утра   до вечера.  Провожу консультации для родителей: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное и физическое развитие ребенка»,

«Долой болезни», альбом: «Воспитаем детей здоровыми» «Закаливающие процедуры детей». Предлагаю советы родителям по оздоровлению и физическому воспитанию детей. «Скок – поскок». Прогулка, как закаливающее мероприятие», «Как воспитывать ребенка без физического наказания», «Адаптация детей раннего возраста», «Значение режима в укреплении здоровья детей», памятки для родителей:  «Укрепление физического здоровья семьи и детей». Провела «Школу для родителей»  по темам: «Здоровый ребенок», «Показатели развития детей с 1-3 лет», «Укрепление физического здоровья семьи и детей». Оформила альбомы с фотографиями о жизни детей в детском саду. В вечернее время рассказываю родителям о достижениях детей по физвоспитанию, даю различные советы по оздоровлению, питанию, всестороннему развитию ребенка. Эта работа с родителями будет проводиться и дальше.

Для студентов  педучилища проводила открытые занятия по физкультуре, для молодых специалистов нашего детского сада даю советы по физическому воспитанию детей.

Большое внимание я уделяю в своей работе с детьми физкультурно-оздоровительной работе. Провожу под руководством медсестры комплекс закаливающих процедур, используя солнце, воздух и воду с учетом здоровья детей. Воспитываю культурно-гигиенические навыки детей, навыки культуры поведения; воспитываю гуманные и положительные взаимоотношения. Учу бегать, прыгать, лазать, перелезать, подлезать, спокойно играть, развиваю речевое общение детей.

Для всей этой работы в группе имеется богатый спортивный,  дидактический материал, сюжетные картинки, фотографии, наголовники машин. Физические упражнения, прежде всего движения, в моей группе, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма:  нервной,  сердечно - сосудистой, дыхательной, скелетно мышечной. В движениях дети познают жизнь, окружающий мир,  поэтому движении в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность поощряю и регулирую, создаю особый двигательный режим. Дети в группе  растут  здоровыми,  жизнерадостными. Создан нормальный физкультурно – оздоровительный климат.

Литература

1.        «Энциклопедия обучения и развития дошкольника» «Издательский Дом «НЕВА» Москва 2003 г.

2.  «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста» Э. Г. Пилюгина.

3. «Игры, которые лечат» А.С. Галанов

      «Дневник развития ребенка 1-2 лет» А.С. Галанов.

4. «Правильно ли воспитываем малыша» Л. Ф. Островский

5. «Занятия с малышами в детском саду» Л. Григорьева

6. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К. Л. Печора, Л. Г. Голубева

7. «Развитие у дошкольников ловкость, силу, выносливость» Е. Н. Вавилова

8. «Воспитание детей раннего возраста» В. Г. Фролов

9. «Закаливание детей» В. П. Спирина

10. «Методические рекомендации» к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Л. В. Русскова

11. «Пусть ребенок растет здоровым»  Л. Ф. Островская

12. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В. Белкина

13. «Забавы для малышей» М. Ю. Картушина

14. «Оздоровительная работа в ДОУ» Е. Ю. Александрова

15. «Малыши, физкульт – привет!»

16. «Играем с малышами» Г. Г. Григорьева,    Н. П. Кочетова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развлечение для детей второй группы раннего возраста «Бабушка-Забавушка в гостях у детей»

Музыкальное развлечение с помощью пения, игровых действий, танцевальных движений, общения со взрослым персонажем - Бабушкой-Забавушкой создаёт у детей радостное настроение....

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....