ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.
методическая разработка (физкультура, младшая группа) на тему

Данная статья - это рекомендации по организации двигательной деятельности  для воспитателей, работающих с вновь поступившими детьми в возрасте 2-3 лет в период их адаптации в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

        Дети – это радость. Детский смех – это счастье. Детство – самая счастливая пора. Детские воспоминания всегда самые яркие и незабываемые. Будучи уже взрослыми состоявшимися людьми, мы всегда с теплотой и нежностью вспоминаем свои детские годы: первые успехи и неудачи, семейные праздники и традиции, первые «открытия» удивительного и прекрасного мира.

Родившись, ребенок получает первые представления о мире через общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Первые 2 – 3 года своей жизни он живет в микроклимате своей семьи, близких ему людей. Но вот приходит время идти в детский сад. Наступает новый этап в развитии и становлении личности ребенка. Малыш начинает познавать мир через общение с новыми и незнакомыми ему людьми. Сложный и очень ответственный момент в жизни ребенка.

Адаптация в детском саду у каждого ребенка проходит по разному: кто-то быстро и легко привыкает к новым условиям и незнакомым людям, а кто-то со слезами на глазах в течение длительного времени посещает детский сад.

Неоценимую роль в этот период оказывают доброе  отношение воспитателей, их нежные и ласковые слова, улыбка и понимание. Воспитатели – это «вторые мамы» для детей такого возраста. Нельзя не отметить и роль музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, которые также помогают деткам трех лет пройти период адаптации.

 В этом возрасте у детей ярко проявляется потребность в движениях, от степени удовлетворенности которой зависит здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, работоспособность. Двигательная активность в этом возрасте связана с чувством удовольствия. Я, как инструктор по физической культуре, считаю, что одним из эффективных средств физического воспитания детей этого возраста является проведение физических упражнений в игровой форме. Ведь именно играя, дети незаметно для себя, без принуждения выполняют все необходимые требования и совершенствуются в двигательном развитии. Вначале учебного года игры носят тематический характер. Они очень просты, их содержание, понятия и определения взяты из детского мира: дети, зверушки, простые предметы и действия с ними. Например:

«Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат, которые идут друг за другом». (Для отработки правильной ходьбы в колонне).

Или:

«Сегодня мы с вами будем бегать как зайчата. Зайчики очень быстро бегают. Каждому зайчику нужно добежать до своей морковки. (Для отработки умения быстро бегать).

Или:

« Сегодня мы с вами будем запускать бумажных самолетиков. Постарайтесь, чтобы ваши самолетики летели высоко и далеко». ( Для отработки броска вперед – вверх).  

С первых же занятий необходимо также помнить и о дыхательной гимнастике. Известно, что от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. В этом возрасте часто дети не умеют правильно дышать, т.е. воздух у них нередко идет через рот, а не через нос, дыхание неглубокое, иногда неритмичное. При обучении ребенка правильному дыханию нужно следить, чтобы ничто (особенно со стороны носа) этому не мешало. Комплексы дыхательной гимнастики нужно также начинать с упрощенной формы выполнения. Каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения. На начальном этапе необходимо познакомить детей со своим дыханием, научить прислушиваться к своему дыханию, регулировать его. Обучение правильному дыханию требует терпения, спокойствия и выдержки, так как правильные навыки могут установиться не сразу. В этом также помогут моменты обыгрывания различных дыхательных упражнений. Например: «Ежик», «Гуси», «Часики» и др.

Дыхательные упражнения – это прекрасная профилактика простудных и других заболеваний, повышение жизненного тонуса у детей, что также очень важно в период адаптации детей к детскому саду.  Известно, что в этот период у детей наиболее часто возникают простудные и другие инфекционные заболевания, что объясняется повышением возможности заражения в связи с расширением общения и ослабления врожденного иммунитета.

Что касается игр, то в первое время желательно использовать игры – забавы с целью развлечь детей, переключить их внимание на активную двигательную деятельность. Это народные игры с текстом и припеванием.  Например: «Топ - топ, хлоп - хлоп», «Встань малыш», «Большие ноги – маленькие ножки», «По дороге едут машины». Что касается подвижных игр, то с детьми можно поиграть в такие подвижные игры как: « Великаны и карлики», «Раз, два, три – лови!», «Салки со змеей», «Мыши водят хоровод», «Самолеты», «Пузырь», «Птички в гнездышках», «Комарики и лягушка», «Воробушки и автомобили», «Зайчики и домики», «Мой весёлый звонкий мяч», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Лови, бросай, упасть не давай».

Главное в упражнениях игрового характера – это вызвать у детей желание двигаться активно и с удовольствием.

По мере привыкания детей к детскому саду, освоения новых видов повседневной активности необходимо будет использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

Чем разнообразнее и интереснее проходит образовательный процесс, тем легче и быстрее завершается сложный период адаптации малышей. Пусть каждый новый день в детском саду приносит радость и положительные эмоции. Счастливы дети –  счастливы и мы!

Список использованной литературы:

  1. Васильева В.Е., Каптелин А.Ф. О физическом развитии детей и подростков/ В.Е. Васильева, А.Ф. Каптелин. – М.: «Знание», 1969. – 80 с.
  2. Никонорова В.Т., Волкова Д.В. Настольная книга для родителей по физическому воспитанию детей от рождения  до 7 лет: учебное пособие / под общей ред. Никонорова В.Т., Волкова Д.В. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008 – 434 с.
  3. Полтавцева Н.В. .Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 2 – 3 лет/ Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2008. – 142 с.
  4. Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2 – 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Г.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для малышей в период адаптации к детскому саду

Игры разработаны на основе материалов из книг  З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой.  Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...

Как помочь своему малышу в период адаптации к детскому саду.

Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. Что происходит с малышом в этот период, и как можно помочь ему -  информация для МАМ....

Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...

Консультация "Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада"

Всем известно, что современное образование претерпевает очень большие изменения за счет изменения всех сфер нашей жизни. Задачи современного дошкольного образования заключаются в:обеспечении индивидуа...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В этом материале Вы можете найти для своей работе конструктивные идеи для успешной работы с самыми маленькими воспитанниками....

Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям ДООАдаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителе...