Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме

Галина Аркадьевна Семакина

Программа для коррекции плоскостопия в рамках кружка "Топтыжкины ножки".  Данная программа состоит из двух блоков, расчитана на 1 год. Программа реализуется в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhoksemakina_galina_arkadevna.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности»

        (1)Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья у детей. (2)Это обусловлено многими фактами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и  «метало - звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка, а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения).

        Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющий потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а так же одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии детей.

        Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу.(3) По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований, абсолютно здоровых детей в детском саду почти нет. Так, если среди поступающих детей в детский сад, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12 %, то к выпускной группе их численность сокращается на половину, до 6 %. Возрастает значение практической и коррекционной работы в условиях детского сада. В последние годы в реестре заболеваний детей на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата,  к числу которых относится и плоскостопие.

    Распространение плоскостопия у детей диагностируется так часто, что  проблема его профилактики и коррекции становится  одной из актуальных в системе охраны здоровья детей.

(4)Плоскостопие – одно из тяжелых ортопедических заболеваний. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники  и инструктора  по физическому воспитанию ДОУ выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением развития опорно-двигательного аппарата.  Предупреждение развития плоскостопия должно находиться в центре внимания родителей, педагогов и специалистов  ДОУ.  По результатам плантографии (отпечатков стоп), у 4,4% детей детского сада «Крепыш» выявлено плоскостопие. Поэтому возникла необходимость в организации специальных занятий по его коррекции.(5) В нашем детском саду существует следующая система  физкультурно-оздоровительной работы (слайд) В неё  входит: утренняя гигиеническая гимнастика, корригирующая гимнастика после сна, самостоятельные занятия (под контролем воспитателей), прогулки, оздоровительный бег, игровые занятия, занятия в кружке «Топтыжкины ножки» и т.д. (6)Для полноценного физического развития детей имеется физкультурный зал, оснащённый различным оборудованием и инвентарём, изготовлено нестандартное оборудование. В летнее время дети занимаются на «Тропе здоровья». Занятия с детьми организованы как индивидуальные, так и подгрупповые. В каждой группе детского сада оборудована физкультурно – оздоровительная зона, оснащённая необходимым инвентарём для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

Эффективным средством оздоровительной работы с детьми страдающими  плоскостопием является реализация  программы кружка  «Топтыжкины ножки».  Данная программа уже была апробирована мной  в 2010-2011 у.г. , и доказала свою эффективность. Курс рассчитан на 36 занятий с детьми от 6 до 7 лет.

(7)ЦЕЛЬ: формировать и укреплять своды стоп путем комплексного использования разных средств физического воспитания: корригирующей гимнастики, самомассажа, закаливания.

ЗАДАЧИ:

Создать условия способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

Развивать основные функции стопы; обучать правильной постановке стоп при ходьбе;

Формировать у детей стремление к укреплению своего здоровья;

Объединить усилия педагогов и родителей в вопросах профилактики и коррекции плоскостопия у детей.

    В основу планирования положены методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры, воспитателей детских дошкольных учреждений, преподавателей физического воспитания Н.Г. Коновалова, Н.В. Коваленко (Кафедра валеологии и физиологии Новокузнецкого института повышения квалификации учителей, Кафедра лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого ГИДУВа).

(8)Особенность данной программы в том, что используется комплексное воздействие средств физического воспитания   корригирующей гимнастики, самомассажа и закаливания (босохождение по влажной дорожке, гальке, хвойным иглам, песку и др.), что повышает её эффективность.

(9)Программа предусматривает работу с семьёй. Она содержит теоретические и практические занятия, направленные на формирование у детей стремления к укреплению своего здоровья и развитию физических возможностей. Содержание занятий позволяет детям лучше осознать понятие «здоровье» и влияние образа жизни на его состояние, овладеть навыками самооздоровления. Темы организации обучения разнообразны. (10)Занятия проходят в условиях спортивного зала, специальные упражнения сочетаются с общеукрепляющими в соотношении 3:1, 4:1. В начале курса упражнения выполняются из исходного положения  с разгрузкой стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения  стоя и  в ходьбе. Гимнастика сочетается с ручным или аппаратным самомассажем. Используются  разнообразные  предметы и оборудование, занятия проводятся  в форме игры.

Методика проведения занятий предусматривает сочетание и вариативное применение физических упражнений, самомассажа и закаливания. Комплексы упражнений выполняются в подготовительной и основной частях занятия. С целью создания положительного эмоционального фона, упражнения выполняются под музыку. Комплекс упражнений по коррекции идёт в определённой последовательности:

- упражнения без предметов,(11)

- упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов), (12,13,14)

- упражнения на приспособлениях универсального типа.(15)

        (16)Самомассаж и аппаратный массаж проводятся отдельной процедурой, или включаются в занятие в качестве вводной или заключительной части. Сила, с которой стопы давят на массажный коврик (ролик), определяется чувствительностью ребёнка. В процессе проведения самомассажа главное, чтобы дети не испытывали болевых ощущений. Первые процедуры проводим сидя.(17) В последующем, вводная и основная части проводятся сидя, заключительная – стоя. После массажа полезно прилечь на несколько минут с приподнятыми над горизонтальной поверхностью ногами.

        Эффективность профилактических процедур возрастает за счет включения закаливания.(18) Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Для закаливания стоп используем босохождение по влажной дорожке, гальке, мешочкам с различными крупами внутри, роликовой дорожке и др. Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания. Летом, ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве – успокаивает.

   (19)Уже сейчас, спустя  20 занятий,  заметна положительная динамика в коррекции плоскостопия у детей. Диагностика промежуточных результатов показала сужение узкой части стопы на 2-3 мм. Медсестра  детского сада отмечает, что у детей окреп мышечно-связочный аппарат, заметно увеличилась подвижность суставов, рефлексы мышц стали более ощутимыми.   Походка стала  уверенной, координация движений лучше.  У детей,  занимающихся в кружке «Топтыжкины ножки», произошло резкое снижение заболеваемости, в сравнении с этим же периодом прошлого года. Родители и педагоги группы заметили, что у детей снизилась усталость и болезненность при ходьбе и длительных физических нагрузках. Родители активно помогают в изготовлении новых пособий и инвентаря  для занятий. У детей после занятия всегда радостное настроение, они делятся полученным знаниями со сверстниками, родителями, обучают младших братьев и сестёр различным  упражнениям для стоп.

 (20)  Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – задача каждой семьи.

  Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей  детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррегирования большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать  физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушения осанки и плоскостопия. Профилактике плоскостопия нужно уделять отдельное внимание, т.к. стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.  Очень важен положительный  эмоциональный настрой  в семье. Нужно воспитывать у родителей ответственность за своих детей и продолжать работу с родителями по соблюдению ортопедического режима в домашних условиях.

Рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, движения, физкультура, спорт – залог здоровья наших детей.

Список литературы:

Борисова Е.Н., Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2009

Глушкова Г. , Здоровье и физическая культура ,журнал  Ребёнок в ДОУ , №2, 2003

Прокофьева М., Трихункова В., Познай себя, журнал  Ребёнок в ДОУ , №2, 2005

Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2010

Утробина К.К., Занимательная физкультура в детском саду, М.: Гном, 2006

Уманская А.А., Точечный массаж, М.: 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

Статья  «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»...

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности» 08.12.2015

Консультация для родителей "Воспитание ребенка посредством театральной деятельнсти"...

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

Консультация отражает особенности воспитания посредством театральной деятельности...

"Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности"

В данной статье представлен материал для педагогов из опыта работы по театрализованной деятельности. Представлены формы работы и способы реализации для развития речевых и коммуникативных навыков детей...

Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности.

laquo;Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».       ...

Духовно – нравственное воспитание современного ребёнка посредством театрализованной деятельности с учётом ФГОС

Много можно говорить о духовно - нравственном воспитании  детей, в нашем современном мире, мире инновационных технологий  дети стали меньше общаться между собой.  Наши дети сейчас знают...

Воспитание здорового ребёнка посредством кружковой деятельности «Школа мяча»

Цель кружковой деятельности: обучение детей спортивным играм (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол) для совершенствования деятельности основных физиологических систем организма и улучшения физическо...