Грация и мужество
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Маркова Татьяна Валентиновна

Гендерный - полодифференцированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

"Природа и воспитание должны взаимодействовать в сложном процессе создания половых различий"  Д. Пери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon graciya_i_muzhestvo_v_detskom_sadu.doc434 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

В образовательном процессе гендерный подход является одной из серьезных и значимых проблем. Полоролевая дифференциация является важной частью воспитания (В.Д.Колесов, И.С.Кон, Т.П.Репина, В.А.Сухомлинский). В последнее время всё больше учёных приходят к выводу о том, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта психологический специфики пола ребёнка, без того, чтобы, начиная с дошкольного возраста, не формировались природосообразные начала мужественности и женственности. Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности. Во все времена стратегия воспитания была связана с полом ребёнка. У мальчиков стремились рано сформировать комплекс мужских характеристик – смелость, волю, силу духа, готовность защищать. У девочек – нежность, женственность, целомудрие, трудолюбие, то, что соответствовало природным задаткам. Народы ещё в древности осознали: мужское в мальчике и значительно закрепощено и само по себе не раскроется, появились испытания на преодоление страха, развитие выносливости. Так поддерживалось здоровье народа на протяжении многих лет.

Мир, в котором живёт современный ребёнок существенно изменился. «Обмен» социальными ролями между мужчинами и женщинами, «кризис» семьи, изменение образа жизни семьи – это факторы, влияющие на эмоциональное, душевное благополучие и общее здоровье ребёнка. Развивать здорового ребёнка всегда являлось основной задачей педагогики. Но в современной образовательной ситуации обострилось противоречие между этой главной ценностью и недостаточностью условий, необходимых для её реализации. В современной дошкольной педагогике теория гендерного подхода недостаточно разработана, нет определённой методики.

Актуальность темы, поиск инновационных подходов к воспитанию здорового дошкольника, как представителю определённого пола, послужило выбору основного направления в физическом развитии детей нашего ДОУ. Физическое развитие должно закладывать основы гендерного поведения, факторы социальной среды – образцы и условия полоролевого формирования личности. Основная цель – создать условия, обеспечивающие становление полоролевого поведения мальчиков и девочек. В таких условиях образование должно осуществляться с дифференциально-психофизиологических позиций, приобретать оздоровительную направленность, исходя из биологических, анатомо-физиологических, психологических различий мальчиков и девочек.

Гендерное воспитание в ДОУ должно строиться  с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей. Задачи полоролевой социализации необходимо решать в разных видах деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, на музыкальном занятии, ознакомление с окружающим и развитие речи, математике, конструировании, в экологическом и физическом воспитании.

В игровой деятельности стоят задачи по развитию коммуникативных умений, партнёрских взаимоотношений, реализации разнообразного полоролевого репертуара, формируются представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях. В театрализованной деятельности стоит задача по развитию умения моделировать мужское и женское полоролевое поведение. В изобразительной деятельности предоставляется возможность для полоролевого самовыражения. В музыкальном развитии моделируется полоролевое поведение в танцах, расширяются современные и исторические представления об этикете. При ознакомлении с окружающим и развитии речи осуществляется ознакомление детей с различными профессиями, формируется представление о предназначении мужчины и женщины в обществе, развивается умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях. При математическом развитии – осуществляется дифференцированный подход к обучению, учитывающий половую принадлежность. При конструировании развивается исследовательская и поисковая деятельность в гендерном подходе. В экологическим воспитании закладываются общие принципы зарождения новой жизни, создания всеми живыми организмами семьи, заботы о потомстве. В социально-эмоциональном развитии моделируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола, закрепляются навыки культуры общения, формируются представления о семье, о себе и своём организме. В физическом развитии создаются условия для достаточной двигательной активности детей с учётом пола.

В комплексе воспитательно-образовательной работы и оздоровительных мероприятий, осуществляемых дошкольным учреждением, физическое воспитание занимает одно из ведущих мест. Развитие ребёнка в раннем детстве происходит в основном в движениях. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными мероприятиями проявляется в их доступности, универсальности, простоте и высокой эффективности. В основе физического воспитания лежит игровая деятельность: стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, способности осознавать свои достоинства и недостатки. Эмоции успеха у дошкольника имеют огромную силу, способствуют развитию уверенности, формированию характера, личности. Физические занятия эффективны не только для физического развития, но и интеллектуального, психо-эмоционального, нравственного и социального развития. В игровой, подвижной деятельности дошкольник легко перевоплощается в определённую роль, подражает предлагаемым образцам. Наблюдая за деятельностью детей, мы пришли к выводу, что гендерный подход в образовании эффективней осуществлять в физическом воспитании.

Применение гендерного подхода при физическом образовании в условиях дошкольного учреждения позволяет на практике  учитывать полоролевые особенности детей. Цель такого подхода – всестороннее развитие ребёнка.

                                                                                 

                         Маркова Т.В.

           руководитель физического воспитания

           высшей квалификационной категории

                            ГДОУ ЦРР-д/с № 50

                                   Колпино 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс "Грация"

Если у вас возникают  неприятные ощущения при поворотах головы, боли в шейном отделе позвоночника –  этот комплекс для Вас....

Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»

«Степ – аэробика в физическом воспитании старших   дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее  развитие ребенка. О...

Конспект занятия кружка художественной гимнастики «Грация». Тема: «ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТОЧКИ».

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 1" компенсирующего вида г. Саров, Нижегородской области Конспект занятия кружка   художественной гимнасти...

Физкультурное занятие в подготовительной группе с учетом половой дифференциации «Грация и сила»

Физкультурное занятие в подготовительной к школе группе с учетом гендерного воспитания...

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Программа по обучению детей дошкольного возраста художественной гимнастике "Грация"

Предложенная программа решает обучающие, развивающие и воспитательные задачи.  Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по оздоровительно-развивающей гимнастике «Спорт и грация»

Художественно-эстетическое воспитание детей через развитие танцевальных гимнастических способностей....


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Что-то я совсем с этими дошкольниками запуталась,то НОДы,то теперь вот это, тоже не знаю, как перевести на простой русский.Да еще педагог с высшей квалификационной категорией работу представляет.Чувствую себя не просто старой- древней,вообще ничего не знаю!Татьяна Валентиновна ,растолкуйте,пожалуйста,в чем связь Вашей работы с темой конференции.Вот просто возьмите и прокомментируйте,почему Вы считаете, что работа связана с историей страны.И отдельно разъясните,при чем тут половые различия?Если честно, меня потряхивает.

Банникова Наталья Анатольевна

Как я Вас понимаю, Маргарита Сергеевна...

Гуля Наталья Владимировна

Маргарита Сергеевна, стыдно за дошкольников. Мало того, что это воспитатель с высшей категорией, так ещё и работает в ЦРР (это центр развития ребёнка). Представляю, как там такие педагоги развивают!

Банникова Наталья Анатольевна

Татьяна Валентиновна, Ваша работа не соответствует теме конференции.

Вагу Мария Викторовна

Увы, присоединяюсь к Вашим комментариям, коллеги...

Старавойтова Елена Анатольевна

А где указано, что данная работа отправлена на конференцию?

Гуля Наталья Владимировна

А как работа по Вашему появилась здесь. Сама за себя заплатила и отправилась.