ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
методическая разработка по физкультуре по теме

ШУБИНА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Оздоровительно-профилактическая гимнастика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelno-profilakticheskaya_gimnastika.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительно - профилактическая гимнастика

Совместные обследования детей врачом-ортопедом и инструктором по физическому воспитанию показывают, что многие дети уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем (отклонения в опорно-двигательном аппарате, слабая: сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям и др.).

Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно-профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки   и   координацию   всего   опорно-двигательного   аппарата,   на  укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Итак, цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма, для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач:

  1. Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.
  2. Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.

Для решения этих задач необходимо:

-  знакомить детей со строением тела

  1. внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
  2. учить направлять мысли и чувства на процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность не только в спорте, но и в жизни;
  3. учить владеть своим телом в движении;
  4. систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно  регулировать  физическую  нагрузку,  чередуя  ее  с  расслаблением   и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).

Именно поэтому мы выделили дыхательную гимнастику и разработали несколько комплексов с методическими рекомендациями. Рекомендуемые нами упражнения можно использовать в процессе любой двигательной деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).

Постепенно в процессе работы менялись методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической гимнастики. Так, наиболее удачным временем можно считать дневное (после сна), а формой — образно-игровую.

Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения и т. д.

Все это позволяет сохранять у детей (даже у трехлетних) интерес к двигательной деятельности на протяжении 30 минут.

Оздоровительно-профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:

  1. начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания  и  расслаблением мышечного тонуса;
  2. большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
  3. учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе;
  4. предусматривать    активную    роль взрослого (инструктора или воспитателя) для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.

Всю оздоровительно-профилактическую гимнастику мы строим на следующих принципах:

  1. доступность и постепенность — от простого к сложному;
  2. повторяемость видов, их систематичность;
  3. активность взрослого и детей в двигательной деятельности.

Примерная структура оздоровительно-профилактической гимнастики

Цель и задачи

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Темп движениЙ

Музыка

ВРЕМЯ

   (В МИН)

1-я часть


Разогреть  организм, создать положительный эмоциональный

настрой на дальнейшую двигательную

деятельность


Активные движения на

индивидуальных        

массажерах   или подражательные движения

Средний,

быстрый,

средний,

Ритмичная,

веселая

2 -3

2-я часть

Укреплять способность мышц, сокращаться и растягиваться

Развивать подвижность, гибкость и эластичность позвоночника и

суставов. Развивать чувство равновесия, способность    владеть своим телом и познавать его

Упражнения на гимнастической стенке – на саморастягивание. самопрогибание,

Самовытягивание и подтягиывание

Медленный, спокойный

Медленная, спокойная

5-6

3 – я часть

Развивать творческую

двигательную

деятельность,

умение воплощаться в

игровой образ и

эмоционально

передавать  характер

часть образа через игривые движения, мимику лица и жесты

Развивать скорость

мышления,моторную память, умение сочетать темп движений с характером музыки

Подражательные движения; с ходьбой, бегом,      ползаньем и

прыжками или упражнения с ходьбой по канату, шесту, ребристой доске, мешочкам, массажерам и т. д.

Средний.

быстрый.

средний




Ритмичная, веселая

2 - 3

4 – я часть

Воздействовать на

коррекцию осанки, верхних и нижних
конечностей;
координацию опорно-двигательного аппарата

Помочь детям познавать свое тело, развивать чувство самостраховки

Комплексы общеразвивающих упражнений в чередовании с

дыхательными

упражнениями      

(В холодное время года

можно   добавлять точечный массаж по Усмановой)

Разный

Разного характера

10 - 12

5 – я часть

Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и соединять движение с

сознанием

Укреплять дыхательную мускулатуру; повышать сопротивляемость

организма к простудным  и другим

заболеваниям

Комплексы

дыхательной

гимнастики


Спокойный





Без музыки

5-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительно-профилактический комплекс "Веселые лягушата"

Оздоровительно-профилактический комплекс "Веселые лягушата" для детей дошкольного возраста (первая младшая группа). Содержит развернутый план образовательной деятельности по оздоровленнию детей в басс...

Комплекс оздоровительно –профилактических гимнастик «Мой мишка». (После сна ).

Комплекс  оздоровительно –профилактических гимнастик«Мой мишка».    (После сна )....

Оздоровительно – профилактическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.  Федеральные государственные требования к структуре основной об...