Использование оздоровительно - профилактической технологии в ДОУ
материал (младшая группа) по теме

Малинина Альбина Александровна

Возраст 2 - 3 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. В своей работе использую оздоровительно – профилактическую технологию для укрепления иммунитета воспитанников.

Оздоровительно - профилактическая технология для укрепления иммунитета воспитанников и снижения заболеваемости на осенний,  зимний, весенний период.

Месяц

Содержание оздоровления

Сентябрь

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Экстракт элеутерококка (количество капель соответствует возрасту ребенка) в третье блюдо на обед в течение месяца

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Пить прохладную воду после гимнастики
  3. Аурикулярный массаж (см. приложение № 2)        
  4. Сон без маек
  5. Хождение по полу в  носочках

Октябрь

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Ароматерапия эфирными маслами два раза в неделю в течение двух недель
  4. Оксолиновая мазь в течение двух недель (закладывать в нос)
  5. 1/5 таб. Дибазол + 1 драже аскорбиновой кислоты в течение двух недель
  6. Чесночно-луковая ароматерапия в группе

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Гимнастика в кровати после дневного сна  (см. приложение № 3)
  3. Сон без маек
  4. Хождение по коврику с шипами

Ноябрь

  1. Сквозное проветривание в отсутствие детей
  2. Прогулка
  3. Общеукрепляющий напиток из шиповника
  4. «Чесночные киндеры»
  5. Полоскание горла настоем травы ромашки в течение двух недель (см. приложение № 11)

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Массаж «Неболейка» (см. приложение №4)
  3. Сон без маек
  4. Хождение по ребристой доске

Декабрь

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Чесночно-луковая ароматерапия в группе
  4. 1/5 таб. Дибазол+ 1 драже аскорбиновой кислоты в течение двух недель
  5. Закаливание
  6. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  7. Влажное обтирание (см. приложение № 5)
  8. Сон без маек
  9. Хождение по пуговичному коврику

Январь

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Оксолиновая мазь в течение двух недель (закладывать в нос)
  4. Чесночно-луковая ароматерапия в группе

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение №1)
  2. Массаж «Солнышко» (см. приложение №6)
  3. Сон без маек
  4. Хождение по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

Февраль

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Чесночно-луковая ароматерапия в группе
  4. Полоскание горла настоем  травы ромашки в течение двух недель (см. приложение № 11)

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Закаливание снегом кистей рук (см. приложение № 7)
  3. Сон без маек
  4. Хождение по пуговичному коврику

Март

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Экстракт элеутерококка (количество капель соответствует возрасту ребенка) в третье блюдо в обед в течение месяца
  4. 1/5 таб. Дибазол+ 1 драже аскорбиновой кислоты в течение двух недель

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Сон без маек
  3. Эскимосский массаж (см. приложение № 8)
  4. Хождение по пуговичному коврику

Апрель

  1. Сквозное проветривание в отсутствии детей
  2. Прогулка
  3. Ароматерапия эфирными маслами два раза в неделю в течение двух недель
  4. Чесночно-луковая ароматерапия в группе

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Сон без маек
  3. Точечный массаж по методу А.А. Уманской (см. приложение №9)
  4. Хождение по полу босиком

Май

  1. Сквозное проветривание в отсутствие детей
  2. Прогулка
  3. Полоскание горла настоем травы ромашки в течение двух недель (см. приложение № 11)

Закаливание

  1. Воздушные ванны: утренняя гимнастика в группе (см. приложение № 1)
  2. Сон без маек
  3. Хождение по пуговичному коврику, солевой дорожке (см. приложение № 8)

Приложение № 1

Закаливание воздухом

Цель: тренировать защитные силы организма, повышать его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды

Воздушные ванны начинают при температуре воздуха 220С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18°С и увеличением продолжительности до 10-15 минут. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки - заменяют рубашку с рукавами манкой, затем снимают чулки, майку, оставляя малыша в одних трусиках.

Приложение №2

Аурикулярный массаж

Один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Рекомендации:

- Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

-Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.

-Дыхание при самомассаже должно быть ровным, спокойным.

Ход:

Взяли ушки на макушки,

Большой палец находится сзади

Потянули…

Не сильно потянуть вверх

Пощипали…

Вниз до мочек добежали,

Не сильные нажимы пальцами с постепенным продвижением вниз

Мочки надо пощипать,

Пощипывание в такт речи

Пальцами скорей размять,

Приятным движением разминаем между пальцами

Вверх по ушкам проведем,

И к макушкам вновь придем,

Провести по краю уха слегка сжимая большим и указательным пальцами

Пощипали…

Не сильные нажимы пальцами

Вниз до мочек добежали,

Мочки надо пощипать,

С постепенным продвижением вниз

Пощипывание в такт речи

Пальцами скорей размять,

Приятным движением разминаем между пальцами

Вверх по ушкам проведем,

И к макушкам вновь придем.

Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами

Приложение № 3

Гимнастика в кровати после дневного сна

Комплекс гимнастики после сна для «ленивых».

Программное содержание: формировать правильную осанку, укреплять мышцы ступни.

Ход: самомассаж «Петушок»

Раз и два! Раз и два! Начинается игра!

Потереть  ладошки друг о друга

Красим крылья и живот,

Красим грудочку и хвост,

Красим спину, красим ноги,

Красим гребешок немножко.

Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, голову

Вот какой стал петушок,

Ярко- красный гребешок.

Поставить руки на пояс и делать полуобороты вправо, влево

Петух крыльями взмахнул,

Всех нас разбудил он вдруг!

Дыхательное упражнение: 5-6 раз

И.п. сидя 1-взмахнуть руками

2-хлопнуть по бедрам и прокричать: «Кукареку!»

Приложение № 4

Массаж «Неболейка»

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

Цель: воздействовать на биологически активную зону организма, с целью выделения интерферона, защитного белка.

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело,

Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать,

Указательными пальцами растирать крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,

Ладошку держим козырьком,

Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны

Вилку пальчиками сделай,

Разжать указательные и средние пальцы

Массируй ушки ты умело,

Растирать пальцами точки за и перед ушами

Знаем, знаем – да, да,  да!

Нам простуда не страшна!

Потирать ладони друг о друга

Приложение № 5

Влажное обтирание

Смоченным концом полотенца обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.

Приложение № 6

Массаж биологически активных точек «Солнышко»

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ- это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечные слои (биологически активные зоны) в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов.

Солнце утром рано встало,

Поднимают руки вверх, тянутся.

Всех ребяток приласкало,

Гладят себя по голове.

Греет грудку,

Массируют «дорожку» па груди снизу-вверх

Греет шейку,

Поглаживание шеи большими пальцами сверху вниз

Греет носик,

Пальцами растирают крылья носа.

Греет лоб,

Проводят пальцами от середины к висками

Греет ушки,

Растирают ладонями уши

Греет ручки,

Растирают ладони

Загорают дети - вот!

Поднимают руки вверх.

Приложение № 7

Закаливание снегом кистей рук

Зимой в небольшое ведерко собирают снег. Дети снегом растирают руки до тех нор, пока они не нагреются. После чего руки споласкивают и протирают сухим полотенцем.

Приложение № 8

Эскимосский массаж

Одна из важных рефлексогенных зон лица - нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой.

Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин.

Приложение № 9

Точечный массаж (по А. Л. Уманской)

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами  жизнедеятельности организма.

Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.  Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.

1-я зона расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких.

2-я зона связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям.

3-я зона - место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надежным контролером химического состава крови.

4-я зона - район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатичный узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы.

5-я зона - 7-й шейный позвонок и первый грудной позвонок. Если наклонить вперед голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать  седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды.

6-я зона - область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчить носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровоснабжения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами.

7-я зона  - надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах.

8-я зона - у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят.

9-я зона - место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка.

При систематическом применении точечного массажа не только повышается степень закаленности, но даже если ребенок заболеет, заболевание пройдет в более легкой форме.

Приложение  № 10

Хождение по солевым дорожкам

Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает богатую нервными окончаниями стопу ребенка

Процедура состоит в следующем:

Берутся три полотенца.

Первое опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и  затем  расстилается на полу или полиэтиленовой пленке.

Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым.

Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т.д. в течение 4-5 минут. Затем переходит на второе полотенце. Стирает соль со стоп ног, как будто пришел с улицы и вытирает ноги о половик, а затем переходи на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.

Важным моментом в проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп,  пуговичные и палочные дорожки, упражнения для стопы. Покачивание вперед-назад на стопах. Ходьба на носках, прыжки и т.д.

Приложение № 11

Полоскание горла настоем травы ромашки

Залить стаканом кипятка 1 чайную ложку цветков ромашки. После часа настаивания можно использовать настой для полоскания горла по 50 мл.

Перечень противопоказаний,

для проведения закаливающих процедур

•        Негативное отношение и страх ребенка.

•        Срок менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки.

•        Срок менее двух недель после обострения хронического заболевания.

•        Карантин в детском саду или в семье.

•        Высокая температура в вечерние часы.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали результат, нужно соблюдать определенные правила закаливания:

 •        Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно.

•        Постепенно переходить от слабых раздражителей  к более сильным раздражителям.

•        Учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.

•        Обязателен положительный настрой малыша к закаливающим процедурам.

Литература:

  1. Б.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов «Оздоровительная тренировка по системе ИЗОТОН», Спорт Академ Пресс, 2001 год
  2. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
  3. Сборник статей "Физическое воспитание детей", сост. Л.В.Русскова, Л.И.Баканенкова, М., 1982.
  4. http://www.bmsi.ru
  5. http://www.detskiysad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)

Особенностью данного  курса является применение оздоровительных фитнес технологий.   Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...

«Использование оздоровительно-игровой технологии «БОС» в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В материале предлагается опыт  использования в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи игровой оздоровительной технологии "БОС-здоровье", последовательность использования данной технологии....

Методическая разработка "Использование информационно - коммуникационных технологий для социального проектирования ДОУ по профилактической работе интернет зависимости детей с ТНР"

Использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ дает возможность доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленным на получе...

Оздоровительно - профилактическое занятие «Использование нетрадиционных средств оздоровления» в подготовительной группе.

Оздоровительно - профилактическое занятие «Использование нетрадиционных средств оздоровления» в  подготовительной группе....