РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
статья по физкультуре по теме

Волкова Наталья Владимировна
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, все новое это хорошо забытое старое. Структура физкультурного занятия также остается традиционной, так как исходит из естествой необходимости подготовить организм к предстоящей нагрузке (вводная часть), совершенствовать основные движения (основная часть), и восстановить работу внутренних органов и систем (заключительная часть). Именно физкультурные занятия позволяют осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание в процессе выполнения физических упражнений в непринужденной обстановке и увлекательной форме. Детям дошкольного возраста важно знакомиться с обычаями и традициями своего народа. У алтайцев накоплен огромный опыт воспитания сильного и здорового подрастающего поколения через подвижные игры, сказки, былины и другой фольклорный материа. Статья может быть интересна педагогам ДОУ, интересующихся вопросами этнопедагогики и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_ffz.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

БОУ СПО РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Н.В.Волкова

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.

Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания,  охраны и укрепления здоровья детей.

 Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от организации физкультурного занятия. В результате многочисленных научных исследований (Е.Г.Леви-Гориневская, А.И.Быкова, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.И.Осокина, Е.И.Тимофеева, Ю.Ю.Рауцкис, Л.В.Карманова) и анализа опыта современных практических работников (Н.Н.Кильпио, Н.Г.Кожевникова, М.А.Рунова, Э.Я.Степаненкова, Ю.Ф.Змановский и др.) разработаны теоретические обоснования и методика разных типов и форм проведения физкультурных занятий. Основная идея современных научно-методических представлений о занятиях по физической культуре заключается во взаимосвязи и взаимозависимости выдвигаемых задач и конечного результата, обеспечиваемого специальными, наиболее эффективными приемами ведения. Рассматривая особенности организованной образовательной деятельности в форме физкультурных занятий, мы выявили, что в практике работы современного ДОУ принята 3-х частная структура. Основным принципом расположения физических упражнений является учет работоспособности человеческого организма и предупреждение травматизма.

  1. Вводная часть должна обеспечить организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений. Для нее подбираются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега.

  2. В основной части реализуются главные образовательные задачи. Она состоит из общеразвивающих упражнений, основных видов движений (метание, лазание, прыжки) и подвижной игры.

  3. В заключительной части следует обеспечить переход от интенсивных движений к спокойным, что приводит работу органов и систем в первоначальное состояние.

Данная структура оказывает тренирующее влияние на организм. Мы считаем, что ее необходимо придерживаться при подготовке физкультурных занятий любых форм (сюжетных, комплексных, игровых, тематических).

По мнению современных ученых, физкультурные занятия должны отвечать общепедагогическим принципам, реализующим единство обучения, воспитания и развития в процессе выполнения физических упражнений. Что соответствует заложенной в них изначально главной идеи – разностороннего развития детей средствами движений.

Объединению на занятии мыслительной, эмоциональной и двигательной сфер личности обучаемых способствует интегрированный подход.  По нашему мнению, это один из путей совершенствования физической культуры в детском саду.

Министерством образования и науки РФ был принят приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющим собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Интеграция образовательных областей позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Интегрированные физкультурные занятия позволяют осуществить более качественное и прочное освоение движений, а так же решать задачи разностороннего развития. Так связь с образовательной областью «Коммуникация» способствует развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками, умению подчиняться правилам. Элементы художественного творчества развивают мелкую моторику. Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Познание» помогает решать задачи сенсорного развития, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор. Формированию гендерной,  семейной принадлежности способствует интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Социализация». У дошкольников  совершенствуются движения, повышаются знания о культуре своего народа, обогащается словарный запас, что представляет особый интерес.

У алтайского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание алтайцев, как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Алтайцы вкладывали в свои традиционные игры и состязания, фольклорные произведения и эпос сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Мифы, устное народное творчество алтайцев, народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.

Физкультурное занятие может базироваться только на фольклоре алтайского народа, а может включать фольклор и алтайского, и русского народов или народов, проживающих на территории Республики Алтай.

              Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:

- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;

- моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.

            Фольклорным физкультурным занятиям предшествует подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.

               Рассмотрим некоторые виды фольклорных физкультурных занятий.

         Двигательно-творческие занятия, основанные на сказках и легендах. Цель занятий – развитие  у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Они могут строиться на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах о богатырях. Например, по сюжету народных сказок «Теертпек» (для младших детей) или «Ячменное зерно» (для старших дошкольников), по легенде «О богатырях реки Катуни». Организуется встреча с героями разных сказок или состязание-столкновение богатырей Абагана с Бабырганом. На протяжении занятия может присутствовать один сказочный герой, скажем, мальчик Ырысту, от лица которого осуществляется двигательная деятельность. Он приходит с дудочкой, радует детей, предлагает различные задания.

    Сюжетные физкультурные занятия с элементами фольклора алтайского народа, проводимые в форме «двигательного» рассказа. Они строятся по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья) направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения. Педагог может взять такой сюжет, как приезд веселого народного шута Тастаракая на поросенке и заваливающего детей шутками. «Путешествие к озеру Алтын-Кёль» познакомит с красотой горы Алтын-Туу и поможет педагогу давать самые разнообразные задания и развивать творческую передачу движений.

      Театрализованные физкультурные занятия. Они включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как цапля. C помощью пантомимики дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние. Например, инсценируя сказку про богатыря Сартакпая, дети показывают, как он прокладывает дорогу алтайским рекам к Ледовитому океану, стараясь изобразить заботу, гнев, гордость или счастье богатыря и его сына Адучи-Мергена.

   Игровые физкультурные занятия строятся на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать. Именно народные игры алтайцев выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в программу по физическому воспитанию для ДОУ. Традиционные подвижные игры, состязания, самобытные физические упражнения, способы закаливания – все это элементы народной педагогики алтайцев в которой отражена забота родителей о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения.

В практике работы ДОУ по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры, как «Охотник и маралы», «Красная ложка», «Кажык», «Хромой журавль». Использование самобытных физических упражнений и народных игр алтайцев с дошкольниками позволит значительно улучшить показатели физического и функционального развития.

          Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в ДОУ. Мы пришли к выводу, что одним из инструментов  создания таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Библиографический список:

        1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.  

        2.   Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 256с.  

        3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 368с.

       4. Огнева Г.Н. Детям о культуре искусстве алтайского народа.(Пособие для воспитателей детских садов). – Горно-Алтайск, 1972. – 50с.

  1. Тобоева Е.Н. «Росточек» программа развития и воспитания детей дошкольного возраста. – Горно-Алтайск, 2007. – 107с.
  2. Алтайские сказки.  – Горно-Алтайск, 1996. – 208с.
  3. Легенды и мифы седого Алтая. Сборник. / В.Ф.Хохолков. – Горно-Алтайск, 2006. – 80с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация этнокультурного компонента

Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....

Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка

В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....

Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента

Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО...