РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
статья
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Н.Ляличкина
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
На современном этапе в области дошкольного образования огромное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО во многом зависит от того как построена организация физкультурного занятия. В настоящее время имеются многочисленные научные исследования П.Ф. Лесгафта, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Л.П. Матвеева и др., посвященные различным сторонам совершенствования физического развития дошкольников. Одним из путей совершенствования двигательной деятельности детей является интенсификация содержания физического воспитания средствами этнокультурного образования.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Этнокультурный подход в образовании — это средство пробуждения познавательной активности ребенка, приобщение его к красоте и самобытности своего народа. Этнокультурное образование — путь освоения народных традиций, обычаев, ценностей. Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением ребенка в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах используется те или иные элементы народной педагогики, фольклора.
Используя фольклорный материал на физкультурном занятие должны быть, соблюдены определенные условия:
- ребёнку должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (общеразвивающие, строевые, музыкальные и танцевальные движения, народные и подвижные игры)
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей
- необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения для рациональной организации двигательной активности детей
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор
- моторная плотность физкультурных занятий с использованием этнокультурного компонента должна достигать 80%.
Перед тем, как осуществлять двигательную деятельность посредством этнокультурного компонента, необходимо провести подготовительную работу. Она включает в себя совместную двигательную деятельность педагога и дошкольников на прогулке, знакомство с поговорками и пословицами, загадками и потешками, сказками и песнями, с детьми разучивают считалки, игровые речитативы, игры и забавы. Основа занятий должна включать в себя традиционную народную символику, разнообразные атрибуты в виде народного инвентаря для игр и состязаний, элементов национальной одежды, а также современные гимнастические снаряды, мячи и другое. Активную деятельность, которая сочетается с этнокультурным компонентом, необходимо проводить с младшими дошкольниками, при этом начинать нужно с родного народного фольклора для ребенка.
Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в ДОО.
Один из инструментов создания данных моделей — интеграция использования регионального компонента, который ведет к познанию, созиданию и творчеству, способствует сформированию представлений о ценности здоровья, формированию предпосылок здорового образа жизни и в потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей. Развивая потребность в двигательной активности дошкольников с помощью включения этнокультурного компонента в виде подвижных, народных, спортивных игр и физических упражнений, у детей происходит формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-179724-1358348609.jpg)
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ
Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-710879-1447761564.jpg)
Реализация этнокультурного компонента
Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-771261-1458586476.jpg)
Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-999864-1671972927.jpg)
Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка
В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1051541-1535349812.jpg)
Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента
Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099362-1546980501.jpg)
Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099362-1546980501.jpg)
Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками
Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...