РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
статья

Ляличкина Людмила Николаевна

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokultura.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н.Ляличкина

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО

На современном этапе в области дошкольного образования огромное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО во многом зависит от того как построена организация физкультурного занятия. В настоящее время имеются многочисленные научные исследования П.Ф. Лесгафта, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Л.П. Матвеева и др., посвященные различным сторонам совершенствования физического развития дошкольников. Одним из путей совершенствования двигательной деятельности детей является интенсификация содержания физического воспитания средствами этнокультурного образования.

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Этнокультурный подход в образовании — это средство пробуждения познавательной активности ребенка, приобщение его к красоте и самобытности своего народа. Этнокультурное образование — путь освоения народных традиций, обычаев, ценностей. Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением ребенка в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах используется те или иные элементы народной педагогики, фольклора.

Используя фольклорный материал на физкультурном занятие должны быть, соблюдены определенные условия:

  • ребёнку должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (общеразвивающие, строевые, музыкальные и танцевальные движения, народные и подвижные игры)
  • фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей
  • необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения для рациональной организации двигательной активности детей
  • большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений
  • педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор
  • моторная плотность физкультурных занятий с использованием этнокультурного компонента должна достигать 80%.

Перед тем, как осуществлять двигательную деятельность посредством этнокультурного компонента, необходимо провести подготовительную работу. Она включает в себя совместную двигательную деятельность педагога и дошкольников на прогулке, знакомство с поговорками и пословицами, загадками и потешками, сказками и песнями, с детьми разучивают считалки, игровые речитативы, игры и забавы. Основа занятий должна включать в себя традиционную народную символику, разнообразные атрибуты в виде народного инвентаря для игр и состязаний, элементов национальной одежды, а также современные гимнастические снаряды, мячи и другое. Активную деятельность, которая сочетается с этнокультурным компонентом, необходимо проводить с младшими дошкольниками, при этом начинать нужно с родного народного фольклора для ребенка.

Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в ДОО.

Один из инструментов создания данных моделей — интеграция использования регионального компонента, который ведет к познанию, созиданию и творчеству, способствует сформированию представлений о ценности здоровья, формированию предпосылок здорового образа жизни и в потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей. Развивая потребность в двигательной активности дошкольников с помощью включения этнокультурного компонента в виде подвижных, народных, спортивных игр и физических упражнений, у детей происходит формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...

Реализация этнокультурного компонента

Материалы из опыта работы детского сада по реализации этнокультурного компонента....

Консультация для педагогов "Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и ...

Методическое пособие по реализации этнокультурного компонента через создание центра коми-уголка

В данной работе представлен опыт работы, отражающий один из главных компонентов реализации ФГОС ДО по созданию условий для реализации ООП....

Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента

Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...