Оздоровительные игры
статья по физкультуре по теме

Тагеева Татьяна Альбертовна

 

Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устрое­на так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражне­ния. Ребенку должно быть интересно; он делает что-то не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится. Мы представляем  игры и упражнения, нацеленные на оздоровление ребенка и про­филактику у него заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon оздоровительные игры83.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Оздоровительные игры»

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда ребенок заболевает, это становится общей бедой для его
близких. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми
силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой.

Все это правильно при сложном течений заболевания. Однако  есть еще ряд моментов, которые ускользают от нашего внимания.  Так, очень важную роль играют психофизиологические особенности детского организма. Психоэмоциональное состояние имеет большое значение в процессе выздоровления. Если у взрослых людей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, то есть заболевание является реакцией организма на наши психоэмоциональные проблемы, то у детей часто болезнь представляет собой результат восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

Другая особенность организма ребенка - постоянный рост органов. Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений (ребенок болеет или только что выздоровел, и ему нужен покой) приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физкультуре.

Многие выдающиеся люди (например В. Дикуль) смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность позволила организму справиться с недугом. Эти люди смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос.

Однако психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно; он делает что-то не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится. Именно поэтому мы представляем адаптированные, модифицированные в игры упражнения, нацеленные на оздоровление ребенка и профилактику у него заболеваний.

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем их всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры на свежем воздухе закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей, и у родителей. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и стимулирует общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Мы постарались подобрать как можно больше игр по каждому виду заболеваний. Легкие игры можно чередовать с более сложными, что позволит разнообразить занятия. Но следует учесть, что оздоровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР

Роль ведущего в группе.

Если ребенок болеет, следует выбирать для него игры, не требующие

большой психофизиологической нагрузки. Чтобы у детей не возникало желания ускорить темп игры, так как это может привести к перегрузкам, необходимо акцентировать внимание ребенка на эстетической стороне выполнения того или иного движения, точности действий и соблюдении правил игры.        

Игры, следующие друг за другом и требующие длительной сосредоточенности

или направленные на развитие только одного навыка, утомляют ребенка. Их надо комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например, игры при нарушении обмена веществ нужно чередовать    
с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно проводить игры по нескольку раз в день. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической кривой, то есть для вводной и заключительной частей игры подбираются упражнения с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной — с большей.                                                                    

При выработке умений и навыков у детей важную роль играет концентрация

внимания на занятиях. Для этого желательно, чтобы внимание ребенка не отвлекали ненужные во время игры предметы. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего - заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила, — в таком возрасте это неизбежно и нормально. Перед началом нужно в понятной форме разъяснить правила игры, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения заданий.

Перед игрой необходимо проветрить комнату. Также следует очистить ребенку нос от слизи, чтобы он мог правильно осуществлять носовое дыхание.

Если вы играете со своим ребенком вдвоем, то многие наши советы вам будут не нужны. Однако если вы играете с группой маленьких детей и многих вы не так хорошо знаете, как своих, то обратите внимание на следующие моменты — это позволит максимизировать лечебный эффект игры.

Правильная расстановка детей в игре обычно недооценивается. Однако более слабым или утомившимся детям нельзя давать активные роли;

взрослому целесообразнее использовать их в качестве своих помощников или судей. В этом случае какие-то считалки использовать не нужно: роли в игре ведущий распределяет самостоятельно.

Число детей не должно превышать 7—8 человек — иначе будет трудно уделить каждому ребенку достаточно внимания. Учитывайте объем своего внимания (обычно вы можете распределить его между 7±2 детьми).

Ели ребенок находится в состоянии возбуждения, то тон разговора с ним должен быть строгим и негромким. С робкими, тихими         детьми интонации должны быть поощрительными и мягкими.

Даже небольшие достижения таких детей в игре надо отмечать, тем самым придавая им бодрости, и уверенности в своих силах,

Если ребенок застенчив, то такого ребенка надо хвалить тихо,         при малом числе

свидетелей, чтобы он не терялся и не замыкался.

Следует давать каждому ребенку максимально проявить себя в игре, не уступая гиперактивным детям, желающим всегда быть водящими; если в группе есть гиперактивные дети, нужно строже соблюдать правила игры, чтобы не идти у них на поводу.

Обращайте внимание на внешний вид детей — нужно, чтобы        они были чистыми, опрятными. Столь же важно, чтобы они сходили перед игрой в туалет и очистили нос от слизи.

Самое главное — не упускать их внимания цель игры, то есть ее лечебный эффект.

Для этого надо учитывать следующее:

при проведении игр, направленных на улучшение функции         дыхания, обращайте

внимание на правильное положение         грудной клетки и рук — при вдохе плечи

высоко не поднимают, а лишь слегка отводит назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника;

дышать надо носом;

обращайте внимание на правильную осанку, красивое положение головы и  туловища во время ходьбы и упражнений;

следите за четкостью выполнения правил игры;

при проведении эстафет, соревнований итоги подводите не сразу. Дайте детям возможность передохнуть, так как быстрая смена темпа движений может негативно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом. Будьте оптимистичны, ласковы и спокойны при общении с детьми, внимательно следите, чтобы они не уставали.        

Некоторые игры лучше проводить командой (3-4 участника).

Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если даже вам не удается соблюдать режим занятий, то просто чаще играйте с детьми. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы!

Фактор усталости при проведении лечебных игр

        

Следует особое внимание уделить признакам усталости у детей. Если физически подготовленные дети при высокой эмоциональной насыщенности игры мобилизуют свои резервные возможности, то для еще не окрепших, больных, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания детей большая эмоциональная на грузка может оказаться чрезмерной и превысить их физические возможности.        

В случае усталости ребенка, когда игровая ситуация становится стрессовой (а правильнее было бы сказать, когда у ребенка начинается дистресс), игровую нагрузку надо уменьшить, а при некоторых обстоятельствах и совсем исключить.

Дело в том, что особенность детской психики такова, что ребенок часто полностью поглощен игрой и эмоции захватывают его         целиком.

Ребенок не умеет еще в достаточной степени управлять своими эмоциями (да и многие взрослые, кстати, тоже), и азарт игры захлестывает его настолько, что нагрузка на больной организм может превысить норму и нанести вред.

Для предотвращения таких последствий важно знать описанные ниже признаки утомления ребенка, и при их проявлении, по возможности, закончить игру или уменьшить нагрузку.

При реакции организма на дистресс выявляют два типа реакции: когда идет выработка адреналина и когда организм вырабатывает норадреналин. Мы опишем оба вида реакции в зависимости от эмоционального типа ребенка.

В первом случае ребенок перевозбуждается, он начинает прыгать, вступать в контакты с другими участниками игры, выражение лица становится напряженным. Или, наоборот, начинает отвлекаться, становится вялым. Движения ребенка становятся неуверенными и нечеткими или         же, наоборот, более отрывистыми и резкими, появляются дополнительные движения, суетливость и общая нервозность.

В гиперактивном (сверхвозбудимом) состоянии лицо ребенка         краснеет, в некоторых случаях— становится пунцовым, появляется нездоровый румянец.

При выделении норадреналина кожа бледнеет, появляется небольшая синюшность видимых слизистых оболочек. Потливость лица становится выраженной, иногда даже выступает холодный пот. Дыхание учащается (более 10—15 вдохов в минуту), начинается аритмия.

Ход игры нарушается из-за возрастающих конфликтов или из-за жалоб ребенка на усталость, боль в мышцах, сердцебиение и его нежелания продолжать игру.

Своевременная реакция взрослых позволяет правильно дозировать физическую и эмоциональную нагрузку, которую несет игра.

Мы должны помнить, что организм ребенка устроен так, что он может длительно выполнять лишь те упражнения, которые наполнены для него смыслом и эмоциями, то есть когда он воспринимает их как игру. Этим они отличаются от простых упражнений, обычно применяемых во время зарядки, которые эмоционально не значимы, неинтересны ребенку. Ребенок начинает уставать не от физической нагрузки, а от скуки и монотонности. Монотония губительна для ребенка, так как психофизиологическая нагрузка при скучных упражнениях гораздо сильнее влияет на психику ребенка, чем суммарная психофизиологическая нагрузка при упражнениях, наполненных смыслом и положительными эмоциями. Это все равно, что сравнивать ощущение от нудной работы и от хобби.

Ребенок живет эмоционально насыщенной жизнью, и его организм с радостью откликается на эмоционально значимую для него ситуацию — быстрее развивается и растет. При отсутствии положительных эмоций он становится пассивным и чахнет. Но во всем должна соблюдаться мера, чтобы молодой организм не надорвался.

Учет особенностей и свойств нервной системы ребенка

при проведении лечебных игр.

Особенности протекания заболевания и поведение ребенка в значительной мере зависят от его индивидуально-типологических особенностей, или темперамента.

Темперамент — это особенности высшей нервной деятельности индивида, выражаемые в силе и скорости протекания психических процессов и их истощаемости. Проявляется в общей активности индивида: его моторике и эмоциональности.

Всего выделяют четыре основных типа темперамента, которые наиболее четко выражены у детей младшего школьного возраста.

В этом возрасте особенности высшей нервной деятельности проявляются более ярко, так как еще не прикрыты шаблонами поведения и социальными нормами. Вот эти виды темперамента:

1. Эмоциональный, возбудимый тип холерик.

Ребенок этого типа имеет сильную подвижную неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.

У этих детей движения резкие, мимика выразительная, речь быстрая и грамотная. Эмоции ярко выраженные, сильные, эмоциональная реакция проявляется почти мгновенно. Эти дети любят подвижные игры, они не могут усидеть на месте. Любая деятельность, в которой они могут проявить себя, тут же привлекает их внимание.Вся их энергия направлена на то, чтобы изменить окружающую ситуацию для реализации своих потребностей и желаний.

В играх они всегда: стремятся быть в центре внимания, рвутся исполнять главные роли и организовывать товарищей по игре, а иногда пытаются руководить и взрослыми. Все это делается с завидной энергией и упорством.

Если какую-либо задачу надо выполнить быстро и это не займет много времени, то исполнителя лучше холерика не найти. Но если ситуация требует сдерживать проявления своих эмоций, ограничивать свои желания, выполнять задания аккуратно и четко, то тут холерика всегда ждет провал.

Дети с возбудимой нервной системой обычно с трудом засыпают, хотя спят спокойно и легко просыпаются.

Такого ребенка обычно называют «егоза» — он подвижен, деятелен, без конца что-то выдумывает и стремится проникнуть в любую щель.

В коллективе дети с холерическим темпераментом излишне подвижны, шумливы и вспыльчивы. Они с трудом подчиняются установленному порядку, конфликтуют из-за правил игры, обижаются на замечания. С таким ребенком следует говорить спокойно, тихим голосом, но требовательно и без уговоров. Нужно учесть, что во время болезни негативные черты, связанные с особенностями темперамента, усиливаются, так как у ребенка не хватает сил, чтобы осуществлять произвольный контроль своего поведения.

2. Спокойный шипсангвиник.

Ребенок этого типа имеет сильную подвижную уравновешенную нервную систему.

Эти дети активные, они часто жестикулируют. Их мимика живая,
а речь - быстрая и громкая. Однако, в отличие от холериков, их настроение обычно ровное и спокойное, без резких перепадов. Отношение к окружающему миру оптимистичное и жизнерадостное. Отличительными особенностями сангвиника являются позитивность и пластичность нервной системы, которая выражается в легкой адаптации к любым условиям. Эти дети быстро засыпают и легко просыпаются. Любая смена деятельности проходит легко и быстро — например, ребенок играл в подвижную игру, но игра закончилась, и он может спокойно сесть и начать читать интересную книгу.

Ребенок с темпераментом сангвиника любознателен, живо откликается на то, что видит и слышит. Ему все интересно, он обо всем хочет узнать, при этом он может одновременно интересоваться самыми различными вещами. Он легко вступает в контакт с другими детьми, быстро находит товарищей в любой обстановке. Сангвиники не стараются любой ценой доминировать, легко подчиняются установленным правилам и поэтому не конфликтуют.

Общительность, покладистость и жизнерадостность сангвиников располагают к себе как детей, так и взрослых.

Негативной стороной податливости и пластичности психики сангвиника является то, что такие дети быстро меняют сферу своих интересов; они начинают много дел, но не доводят их до конца. У них быстро формируются навыки и привычки, и так же быстро они разрушаются.

Сангвиникам не хватает настойчивости, первые же неудачи заставляют их отказаться от одного дела и заняться другим, не менее для них интересным .

В результате внешней устойчивости поведения, интересов и привязанностей у этих детей много знакомых, но нет ни одного близкого друга. Интересы поверхностны, не хватает настойчивости для достижения значительных успехов.

Жизнерадостность и оптимизм позволяют этим детям быстрее выздоравливать, так как игры дают пищу их неуемному любопытству, а быстро формируемые навыки помогают легко преодолеть вчерашний недуг. Занимаясь лечебными играми с сангвиником, нужно играть в        как можно большее количество разных игр, но обращать особое внимание на упражнения и давать ему значительную нагрузку. Однако учтите, что эти дети легко отвлекаются и в состоянии азарта не ощущают своих физических возможностей, поэтому могут перегрузить ослабленный организм. Ведущему нужно внимательно следить за больным ребенком, особенно после длительного заболевания.        

3. Слабый тип нервной системы — меланхолик.

Эти дети отличаются повышенной чуткостью и ранимостью. Их психика слишком сильно реагирует на слабые раздражители, в результате чего быстро наступает истощение нервной системы, процессы возбуждения и торможения слабые. Меланхолика обычно «не слышно и не видно». Он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений.

Таким детям не свойственно включаться в разговор и демонстрировать свои знания и умения. Речь ребенка тихая, нерешительная, он часто занимается своим делом в одиночестве.

Чувства глубокие и длительные, но внешне почти не выражаются.

Нервная система не выдерживает воздействия длительных раздражителей, и ребенок быстро устает от шума и новых людей. Любые замечания, резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика и вызывают усталость.

Новые навыки формируются с трудом, но все, что удается сформировать, отличается прочностью и надежностью.

Ребенок с трудом входит в коллектив, склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его быстро утомляют.

Меланхолики чуткие, отзывчивые, имеют устойчивые интересы и привязанности, однако в активных играх они пассивны, легко утомляются и медлительны.

При занятиях с меланхоликами следует запастись терпением,

нагрузки надо давать незначительные, уделяя больше внимания        не количеству упражнений, а их качеству. Эти дети очень чувствительны к своему организму, поэтому сразу прекращайте занятия,

если ребенок жалуется на усталость. Пусть занятия будут короткими, но более частыми. Занятие лучше проводить индивидуально, уделяя ребенку больше внимания и душевного тепла.

Во время игры большую пользу приносит даже не сама игра, а процесс налаживания взаимопонимания с ребенком и трепетное к нему отношение. Такое внимание придает ему сил, воодушевляет и помогает быстрее выздороветь.

4. Сильная уравновешенная, но малоподвижная нервная система флегматик.

У флегматиков реакции нечеткие: мимика слабо выраженная, почти отсутствует жестикуляция, речь неторопливая с обстоятельными паузами, как между предложениями, так и между словами.

Ребенок медленно реагирует на внешние раздражители, с трудом засыпает и с трудом просыпается. Он как бы «заморожен». Перед каждым новым видом деятельности следует период раскачки и внешнего бездействия. Однако, приступив к делу, ребенок им занимается, не уставая от однообразных, повторяющихся действий, и зачарованно наслаждается процессом выполнения задания.

Поведение флегматика отличается устойчивостью, его почти невозможно вывести из себя, навыки формируются долго и с трудом, но, раз возникнув, закрепляются надолго.

Ребенок внутренне настороженно чувствует себя в гостях, неохотно знакомится с новыми людьми. В привычной обстановке он соблюдает правила поведения, легко справляется со знакомой работой и любое дело выполняет тщательно и аккуратно.

Крики и разные замечания оказывают тормозящее влияние на ребенка, поэтому подгонять его бесполезно, это только ухудшит ситуацию.

Как и с меланхоликом, при играх с флегматиком надо запастись терпением. Этим детям можно давать игры,, которые требуют длительных усилий.

Так как навык формируется долго и с трудом, то нужно часто и по многу раз проводить игры на правильную осанку, дыхание носом и так далее. Ребенку необходимо дать несколько раз поиграть в одну и ту же игру, чтобы он смог прочувствовать ее движение, понять ее смысл. Объяснять правила следует не спеша, перечисляя и показывая по нескольку раз почти каждый пункт, если ребенок не имел опыта этой игры. Все эти трудности окупятся сторицей, когда у ребенка сформируется правильный навык, так как после этого не потребуется дальнейшего контроля.

Литература: А.С.Галанов «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников»

Изд-во: Речь, СПб, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

оздоровительные игры для детей

в этом материале собраны игры и комплексы упражнений для часто болеющих детей...

Картотека "Оздоровительные игры" А.С. Галанова

Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».В этой картотеке вы найдете игры: 1. Игры на формирование правильной осан...

Консультация «Оздоровительные игры, как средство профилактики болезней и укрепления здоровья детей »

бронхит,аденоиды.При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное ...

Оздоровительные игры для родителей "Зимой поиграем мы с тобой"

Предлагаю оздоровительные игры и массажи для родителей с детьми. данная подборка будет интересна и педагогам....

игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

оздоровительные игры для детей в возрасте  от 5 до 7 лет...