Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит кругозор ребенка, но и позволит ему в дальнейшем применять средства физического воспитания в самостоятельной деятельности для оптимизации двигательной активности, повышения умственной работоспособности и укрепления здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | |
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Лубягина Татьяна Анатольевна. |
Должность | Инструктор по физической культуре. |
Образовательное учреждение | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский» |
Республика/край | ХМАО-Югра, Тюменская область |
Город/поселение | Белоярский |
Предмет | Физкультура и здоровьесбережение |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | Дошкольники подготовительной к школе группы,12 человек |
Продолжительность урока/мероприятия | 90 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия | Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | нет |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», «Окружающий мир». Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит кругозор ребенка, но и позволит ему в дальнейшем применять средства физического воспитания в самостоятельной деятельности для оптимизации двигательной активности, повышения умственной работоспособности и укрепления здоровья. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В данной группе находятся дошкольники подготовительной к школе группы, в возрасте 6-7 лет. Все дети, находящиеся в детском коллективе праворукие, следовательно - левополушарные. Так как это дошкольники, то это визуалы. Практически у всех детей высокий уровень развития наглядно – образного мышления. Дети активны, целеустремленны и наблюдательны. Данное мероприятие способствует умению ориентироваться на местности, развитию способностей к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Понимать и толковать ситуации со скрытым смыслом, адекватно использовать помощь, появлению стойкого интереса к занятиям физкультурой, к своим достижениям в спорте и формированию мотивации здорового образа жизни. |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Совершенствование двигательных навыков, формирование основ здорового образа жизни, направленного на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством элементарного туризма. |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оздоровительные:
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Ожидаемый результат:
После проведения мероприятия ожидается появление у детей стойкого интереса к занятиям физкультурой, формирование мотивации здорового образа жизни. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Выполнение физических упражнений как одно из средств развития физических качеств. Использование подвижных игр будет способствовать совершенствованию двигательных умений и навыков. Развитие психических процессов (мышление) через решение проблемных ситуаций. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | санки – салазки (2 штуки), ориентиры (2 штуки), обручи (4 штуки), карта России, рюкзаки с провиантом, компас. |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5) | ||||||||
Этап урока /занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме[1]: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | 5 минуты | Приветствие солнцу | Заимствованный, адаптированный | Цель: формирование положительного эмоционального настроя. Необходимые материалы: картинка мышонка Мауфициуса. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: дети выполняют упражнение из комплекса упражнений гимнастики «Хатха-йога» «Приветствие Солнцу» и желают друг другу счастья и здоровья. | Ведущий: Ребята, вы узнаете, кто изображен на картинке. Правильно – мышонок Мауфициус. Сегодня мышонок рассказал мне о том, что без солнца не было бы жизни на Земле. Солнце – это источник крепкого здоровья. Выполняя упражнение «Приветствие солнцу» можно зарядиться солнечной энергией и подарить солнечное тепло всем окружающим. Так, давайте же, пожелаем друг другу здоровья. (дети, по показу взрослого, выполняют позу «Приветствие солнцу») | Коммуникативные - передача информации с помощью жестов, значение жестов в общении. Здоровьесберегающие – создание положительной психологической комфортности, формирование доброго отношения друг к другу. | Прежде всего, формируется здоровьесберегающая компетентность, затем, коммуникативная - умение воспринимать и понимать информацию, переданную с помощью жестов для сохранения физического и психического здоровья. |
Вхождение или погружение в тему | 5 минуты | Собери рюкзак | Заимствованный, адаптированный | Цель: выявление и уточнение знаний детей о влиянии развития физических качеств на организм человека. Необходимые материалы: нет. Предварительная подготовка: знания детей, полученные на предыдущих занятиях. Технология проведения: каждый ребенок называет одно физическое качество и мысленно кладет его в свой рюкзак. | Ведущий: Ребята, наступил долгожданный момент - мы как настоящие туристы отправляемся в поход на Белую горку. Путь наш будет не близким и нам нужно собрать рюкзаки. Положите в свой рюкзак те физические качества, которые нам понадобятся в походе. | Познавательные – умение систематизировать полученные знания. Коммуникативные – умение высказывать свои суждения, активизация словаря. Здоровьесберегающие – создание наглядной информации о влияние развития физических качеств на организм. | Учебно-познавательная – умение ориентироваться в потоке информации, отбирать информацию в соответствии с необходимыми параметрами. | |
Формирование ожиданий обучающихся | 3 минуты | Слушай сигнал! | Авторский | Цель: формирование ожидаемых результатов. Необходимые материалы: нет. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: по звуковому сигналу дети выполняют задание по словесной инструкции педагога. | Ведущий: Молодцы! Все названные физические качества вам пригодятся, чтобы преодолеть разные препятствия. После чего мы попадем в лес на Белую горку. Сейчас по звуковому сигналу, если вы готовы идти в поход, то мальчики выбирают себе в пару девочку и строятся в колонну по два, а если вы сомневаетесь, что преодолеете все трудности – присядьте. | Личностные - формирование способности, позволяющей ребенку осмыслить свои переживания, выбрать ценностные установки для своих действий. Регулятивные – умение действовать по сигналу. | Коммуникативная/социальная - отработка умения работать в команде. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | 15 - 20 минут | Дорога - не тропинка | Авторский | Цель: развитие познавательного интереса у детей. Необходимые материалы: нет. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: по этапное выполнение заданий: I этап: по сигналу, наперегонки, забежать на горку и спуск с нее. II этап: переход через проезжую часть, соблюдая правила движения. III этап: перестроение из колонны по два в колонну по одному; ходьба по узкой извилистой тропинке. IV этап: ходьба скользящим шагом: игровое упражнение «Лыжники». | I этап. Ведущий: Вот и первое препятствие. Нужно по сигналу, наперегонки, забежать по горке на смотровую площадку музея. Ребята, посмотрите, на чье жилище похоже эта площадка? Правильно – это чум: жилище народов Севера. Весь чум покрыт оленьей шкурой. Она очень теплая из нее северный народ шьет себе одежду и обувь. Более подробно о быте народов Севера вы можете познакомиться на экскурсии, когда посетите музей. Продолжаем путешествие. Теперь по сигналу, наперегонки, спускаемся с горки и находим свою пару. II этап. Ведущий: Проблемная ситуация: как нам перейти дорогу, если нет пешеходного перехода (суждения детей). Правильно! Сначала посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо. При этом взрослый поднимает красный сигнальный флажок, дает сигнал для водителей «Осторожно, дети!» III этап: Ведущий: Ребята, мы с вами оказались на окраине города, и впереди нас ждет узкая тропинка, по которой мы попадем в лес на Белую горку. Проблемная ситуация: удобно ли будет идти по узкой извилистой тропинке парами, как решить эту проблему (суждения детей). Правильно! Нужно перестроиться в колонну по одному. IV этап. Ведущий: тропинка нас завела на лыжную трассу. Давайте представим себя лыжниками, дойдем до конца трассы и сделаем привал. | Познавательные - умение актуализировать знания и собственный опыт по теме. Коммуникативные - умение внимательно слушать вопросы, а также кратко и четко давать на них ответ. | Учебно-познавательная - способность и умение самостоятельно находить решение выхода из проблемной ситуации |
Проработка содержания темы | 30 минут | Привал | Авторский | Цель: совершенствование двигательных навыков и умений, развитие познавательного интереса у детей, преодоление барьера в общении. Необходимые материалы: карта России, 4 обруча, санки, стойки с флажками, компас. Предварительная подготовка: подготовить оборудование. Технология проведения: Педагог предлагает детям поиграть в игры и преодолеть эстафеты. | Ведущий: Давайте все рюкзаки сложим в одно место, и посмотрим вокруг. Какая огромная наша страна. В какой стране мы живем? (России). Поэты, композиторы слагают стихи и песни о нашей Родине: «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек». Посмотрите на карту России – зеленым цветом закрашена та территория, где леса; синим цветом обозначают реки и моря; желтым – горы и пески. Я люблю свою страну, а еще российский народ славиться своими играми. Давайте поиграем в русские народные игры.
Ребята, обратите внимание, я на карте нашла наш Ханты – Мансийский округ и обвела его фломастером. Почему он весь почти окрашен зеленым цветом (суждения детей). Правильно! В нашем округе много лесов, который называется – тайга. По пути сюда мы с вами посетили музей народов Севера. Давайте поиграем в подвижные игры.
Молодцы, ребята! Самое время устроить пикник. Но пропали наши рюкзаки. Не беда. Поможет нам найти их и ориентироваться на местности компас. Стрелочки компаса укажут, в какую сторону идти. | Познавательные - построение логических рассуждений, актуализация имеющихся знаний детей. Коммуникативные - умение внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые объекты. Личностные - умение ориентироваться в социальных ролях и установление межличностных отношений. | Коммуникативная - способность детей к речевому общению, умению слушать, высказывать свою точку зрения. Учебно-познавательная - дети активизируют, пополняют знания о стране, родном крае, городе. | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Разминка | 15-20 минут | Пикник | Авторский | Цель: формирование положительного эмоционального настроя. Необходимые материалы: термос с чаем, печенье, вафли, клеенка для стола, одеяла для скамейки, влажные салфетки. Предварительная подготовка: подготовить рюкзак. Технология проведения: педагог предлагает детям пройти в беседку и устроить пикник-чаепитие. | Ведущий: Ура! Нашли! Давайте пить чай. Я вас приглашаю в уютную беседку. | Коммуникативные - умение внимательно слушать, высказываться. | Коммуникативная - способность детей к речевому общению |
Подведение итогов | 5-10 минут | До свидания, добрый лес | Заимствованный, адаптированный | Цель: систематизировать знания детей о пользе физических упражнений. Необходимые материалы: нет. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: педагог предлагает детям поделиться своими впечатлениями | Ведущий: Подошел к концу наш увлекательный поход. Какие чувства вы испытываете после похода? Ребята, действительно ли физические качества помогли нам преодолеть все препятствия и трудности? Если да, то давайте попрощаемся с добрым лесом. - До свидания, добрый лес! Сколько ты таишь чудес! Пора в обратный путь! | Личностные - самоопределение и самооценка. Регулятивные - умение дать оценку полученной информации: что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Информационная -умение объективно оценивать полученную информацию. | |
Домашнее задание (если имеется) |
Аналитическая информация | |
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: - интеракции участников группового процесса и их коммуникации, - визуализации хода и результатов образовательного процесса, - мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики), - мотивации всех участников образовательного процесса, - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока, - анализа и оценки деятельности обучающихся. | В водной части, используя сюрпризный момент для создания игровой мотивации, мышонок Мауфициус нацеливает детей на понимание того, как можно стать крепче, сильнее и противостоять всем препятствиям. Решение проблемных ситуаций вводной части обеспечивают активацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц. Используются строевые упражнения. В основной части, включающей игры, направленные на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр с помощью веселых соревнований-эстафет дети приходят к пониманию того, что необходимо делать для того, чтобы оставаться сильным, здоровым и не болеть. Дети самостоятельно выполняют упражнения, предложенные педагогом. Задания даются с учетом возрастных особенностей детей. После прохождения каждой эстафеты, педагог подводит итог, объясняет, какая группа мышц была задействована в движении. В заключительной части, содержащей эмоциональный настрой на релаксацию и как ожидаемый результат дети испытывают стойкий интерес к занятиям физкультурой и формирование мотивации здорового образа жизни. В ходе проведения мероприятия между участниками отслеживалось эффективное сотрудничество в групповой работе. Наглядное представление результатов своей работы и учебного материала с использованием визуальных средств подачи информации. Достижение цели свидетельствует о соответствии получаемых результатов с запланированными. График мероприятия не был нарушен. Все участники нацелены на результат. Каждый участник смог осмыслить новые знания в процессе групповой работы. Воспитанники были активны и самостоятельны, целеустремленны, высокая продуктивность в работе. |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для: а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока); b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология | АМО технология позволяет качественно провести прогулку-поход, легко заинтересовать детей, оценить результаты достижения поставленных целей. Метод состоит из трех частей вводной, основной и заключительной. Для проведения данного метода педагогу необходимо знать специфику развития физических качеств и психических процессов, а также методику проведения физкультурных занятий детей старшего дошкольного возраста. Использование активного метода «Привал», позволяет обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности дошкольников в процессе освоения учебного материала. АМО строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Ожидаемый результат:
После проведения мероприятия у детей появился стойкий интерес к занятиям физкультурой, формирование мотивации здорового образа жизни. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Прежде всего, здоровьесберегающая компетентность, затем, деятельностная, коммуникативная, информационная и социальная. Так как данное мероприятие является интегрированным, и в ходе его проведения у детей формируются все компетентности. После проведения мероприятия ожидается появление у детей стойкого интереса к занятиям физкультурой и формирование мотивации здорового образа жизни. |
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации (если апробация состоялась) (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты за счет использования технологии АМО и модерации). | Данное мероприятие, построенное на основе технологии АМО и модерации, позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, за счет использования приемов, методов и форм организации деятельности, направленных на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности дошкольников, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. |
Методическая ценность урока/занятия/мероприятия | Интеграция разных образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Окружающий мир) способствовала реализации поставленных целей, развитию у воспитанников интегративного качества овладевший необходимыми умениями и навыками. |
Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала) | Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала) |
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Спортивный инвентарь |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания. – М., 1994. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость, - М.: Просвещение, 1981. Здоровый дошкольник: Социально – оздоровительная технология 21 века/ Авт. – сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. – М., 2000. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб.,2000. Кудрявцев В.Т. ,Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно – методическое пособие. – М.: Линка – Пресс ,2000. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез ,2000. |
Примечания автора/ов | Данное мероприятие: прогулка-поход, хорошо зарекомендовало себя на практике. |
[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...
Проект по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах города для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная страна Светофория».
С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэт...
Выступление на окружной зимней методической неделе «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в зимний период» на тему «Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста».
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие по любимому городу» для детей старшего дошкольного возраста
Название: «Путешествие по любимому городу».Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет).Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель НОД:...
Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребител...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию на тему: «Путешествие в страну сказок К.И. Чуковского» для детей старшего дошкольного возраста...
Тематическое планирование по теме недели "Моя страна.Мой край. Мой город."
В данной разработке шаблон тематического планирования на неделю.с учётом коррекционной работы с детьми ОВЗ....