Дыхательная гимнастика, как физкультурно - оздоровительная работа в детском саду
статья (физкультура) по теме

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_zdorove_beregu.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика - как физкультурно - оздоровительная работа в  детском саду.

(Консультация для воспитателей)

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются новые оздоровительные методики.

    Система физкультурно – оздоровительной работы в детском саду включает лечебно – профилактические и физкультурно -оздоровительные мероприятия. Одна из них – это дыхательная гимнастика. Она очень важна для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Удивительно, но факт, что большинство заболеваний, сопровождающих ребенка до основного момента взросления, происходят вследствие неправильного дыхания.

 Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому педагоги склонны ограничиться выполнением одного – двух дыхательных упражнений в течении нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5 до 1 минут и до 5-7 минут. В противном случае у детей может появляться головокружение и тошнота.

   Основные правила дыхательной гимнастики:

  1. Дышать с удовольствием – ведь положительные эмоции сами по себе могут оказать значительное оздоровительное действие.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительный эффект.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.
  5. При выдохе полностью очистить легкие, чтоб там не оставался испорченный воздух, который препятствует поступлению кислорода в кровь.

Знание основных принципов дыхательной гимнастики позволят эффективно противостоять простудным или вирусным заболеваниям. Досконально изучив специальные дыхательные приемы, научив маленький организм довольно простым дыхательным упражнениям, можно внести неоценимый вклад в здоровье ребенка.

Вот несколько упражнений для дыхательной гимнастики:

  1. Погладить крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов, сначала через правую ноздрю, затем через левую.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. «Ветер». Сделать полный выдох носом втягивая живот в себя. 1 - полный вдох выпячивая живот; 2 – задержка дыхания; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
  5. Стоя, туловище выпрямлено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох. Как только вдох окончен, левую ноздрю закрыть, а правую открыть.

Сюжетная дыхательно – звуковая гимнастика.

  1. Мы пошли в лес гулять. Заблудились. Пришли на полянку, зовем друзей.  Стоя 1 – вдох, 2 – выдох, на выдохе кричим «А –у-у!».
  2. «Веселая пчелка». На выдохе произнести «З-з-з». Представьте, что пчелка села на правое плечо, затем на левое. А вы следите за ней взглядом.
  3. «Гуси». И. п. – стоя на коленях. 1 – вдох, поднять руки в стороны; 2 – выдох, на выдохе произносим «Га-га-га!», медленно опустить руки.
  4. А вот «Сердитый ежик». И. п. – сидя ноги вытянуты. 1 – вдох, 2 – выдох, ноги сомкнуты в коленях, прижать к груди и обхватить руками, произнести прерывисто «Ф-ф-ф».
  5. Смотрите, в лес пришел «Дровосек». И. п. – основная стойка – вдох, руки над головой в замочке, выдох – резкий наклон вниз, произнести «Ух!».

Данные упражнения повышают жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Так же развивают дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки, улучшают кровообращение в легких.

  Если заниматься регулярно и по определенной системе, то все упражнения на дыхание станут для детей очень приятными, полезными упражнениями. Дыхательная система ребенка устроена матушкой-природой чрезвычайно мудро. Специальные дыхательные упражнения способствуют насыщению необходимым кислородом каждой клеточки детского организма. Умение правильно дышать эффективно способствует умению управлять собой, что, несомненно, важно для дальнейшей взрослой жизни ребенка.

  Дыхательная гимнастика для детей исключительно полезна ослабленным детям, имеющим некрепкий иммунитет. Умение правильно дышать замечательно дополнит необходимое в некоторых случаях медикаментозное, физиотерапевтическое, гомеопатическое лечение, укрепит защитные силы детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.

Предлагаю презентацию, в которой раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет. Режим дня, бассейн, гимнастика, упражнения и подвижные игры в группе, на прогулке, спортивные эс...

физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

Одной из основных задач работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения заболеваемости дошкольников. Результаты анализа физической подг...

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с описанием...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....