физкультурно - оздоровительная работа в детском саду
материал по теме

Васильева Ольга Николаевна

Консультция для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturno_-_ozdorovitelnaya_rabota_v_detskom_sadu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа

 в детском саду

                                                                                         консультация для родителей.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобретения жизненно-важных знаний, умений, навыков. Именно в это время накладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психическое здоровье.

Дошкольный возраст (3-7 лет) характеризуется значительной динамикой показателей, которыми характеризуют физическое и двигательное развитие ребенка. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Особенности психики детей этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игро вого содержания. Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим утомлением. В то же время необ ходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребенка маловероятно, ибо он не в состоянии противодействовать развивающемуся чувству усталости и прекращает тренировку.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года)  создаются условия для освоения ребенком многих видов простей ших движений, действий и закаливающих процедур.

В 5-6 лет (старший дошкольный возраст) идет осваивание новых видов физических упражнений, повышаем уровень физических способностей, стимулируем участие в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками.

Закаливание становится привычным элементом режима дня. Следует  учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость основных нерв ных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное ос воение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий.

Однако, следует уделять особое внимание освоению и совер шенствованию новых видов движений - пальцев рук и кисти, лов кости. Ловкость развивается при перемещениях со сменой нап равления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином.

        Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осан ки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, уплощение грудной клетки или ее деформация, выпуклый и отвислый живот. Все это затрудняет дыхание. Правильно организованная физи ческая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений.

На 6-м году жизни все большее внимание следует уделять на фоне разностороннего физического совершенствования специаль ному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период - заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении ак цента на развитие физических качеств - преимущественно вынос ливости и быстроты. Однако это не является самоцелью.

Задача таких занятий состоит, прежде всего, в подготовке ор ганизма ребенка, управлении движениями и их энергетическим обеспечением, а также в подготовке психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе. Что касается силовых качеств, то речь лишь идет о воспитании спо собности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. В то же время масса ме таемых снарядов не должна превышать 100-150 г.

Общий физический потенциал 6-летнего ребенка возрастает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения па выносливость: пробежки трусцой по 5-7 минут, длительные прогулки, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде. Общее время составляет 30-35 минут.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать оп ределенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку они базируются на определенном фундаменте физио логических резервов функций. Показатели физической подготов ленности являются, по сути дела, показателями «физической зре лости» для поступления детей в школу.

Суточная норма двигательной актив ности в этом возрастном периоде должна составлять 15-20 тыс. локомоций при продолжительности двигательного компонента 4-5 часов в течение суток.

Физкультурно-оздоровительная работа  в детском саду.

В каждой возрастной группе у нас создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Так же во всех возрастных группах созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении.

В детском саду каждая возрастная группа оборудована зонами двигательной активности (физкультурный инвентарь, спортивный уголок, игрушками – двигателями, спортивными игрушками), дорожками здоровья (со следами, пуговицами и т.п.). Физкультурное оборудование и инвентарь соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (они безопасны и легко моются). Физкультурные пособия соответствуют возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняются с учетом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы. Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду проводится по программе школа 2100 и сан – финн - дансе.

В нашем детском саду двигательный режим начинается с утренней  гигиенической гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепления двигательных навыков. В заключительную часть утренней гимнастики в работе с речевыми детьми включаю двигательные речевки. Утреннею гимнастику на воздухе заканчиваю небольшой пробежкой, оздоровительной ходьбой.

После завтрака занятия. Продолжительность занятий в 3-х летнем возрасте в начале периода 15-20 мин., к концу его - 20-25 мин., в 4-х летнем - 30-35 мин., в 5-летнем - до 40 мин. Но на любом занятии дети продолжают двигательный режим: В процессе учебных занятий включаются игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Динамические паузы, физкультурные минутки, аутотренинги, релаксации. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но  и с губ, снимают умственную усталость. После интенсивных двигательных нагрузок я использую дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы очень слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Для снятия напряжения, утомления глаз я использую зрительную гимнастику.

  Физкультурные занятия делятся на традиционные (где дети закрепляют движения и разучивают новые движения), Сюжетно-игровые (занятие – игра) Игровые занятия на воздухе, занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» ОБЖ, Занятия зачеты (тесты и диагностика детей по физической подготовленности детей) Ритмическая гимнастика (пластика, гибкость, координация). Физкультурное занятие ведущая форма организованного систематизированного обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Использование дыхательных упражнений, в течение занятия физкультурой, способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.

После занятий двигательный режим расширяется на выбор воспитателей (планируется заранее):

  1. Самостоятельная двигательная активность детей;
  2. Подвижные, динамические часы;
  3. Пешие прогулки за территорию детского сада(стадион, пруд, парк);
  4. Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол.

Активный отдых-развлечения, праздники, Дни здоровья, досуги позволяют реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка.

После сна дети выполняют гимнастику (после дневного сна) в нее входят элементы массажа, дыхательные упражнения, ходьбу по массажным дорожкам для укрепления ног, свода стопы и для профилактики плоскостопия.

Комплекс здоровьесберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состояние внутренних органов и психическим состоянием ребенка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – все здорово!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.

Предлагаю презентацию, в которой раскрыты вопросы физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет. Режим дня, бассейн, гимнастика, упражнения и подвижные игры в группе, на прогулке, спортивные эс...

физкультурно-оздоровительная работа в детском саду

Одной из основных задач работы детского сада является обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей, создание условий для снижения заболеваемости дошкольников. Результаты анализа физической подг...

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с описанием...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду....